Папки-передвижки

Конспект НОД по этнокультурному воспитанию детей средней группы

Екатерина Федулова
Конспект НОД по этнокультурному воспитанию детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конкурсная работа

По направлению: «Непосредственно образовательная деятельность»

На тему: «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов»

Выполнила: Федулова Екатерина Владимировна,

Воспитатель МБДОУ №10 «Золушка» города Охи

Оха, Сахалинская область ул. 60 лет СССР, 30/3

Оха 2020 год

Публикация «Конспект НОД по этнокультурному воспитанию детей средней группы» размещена в разделах

Направленность: Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников, через развитие этнотолерантности и знакомство с историко-культурным наследием.

Актуальность: Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Родной край, его история, традиции» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка, общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут малочисленные коренные народы Севера: нивхи, эвенки, ороки и нанайцы.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сахалинской области становится актуальной для педагогов нашего дошкольного учреждения.

Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях, школах связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Академик Лихачё в говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо, вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Методическое обоснование темы:

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Цель: Знакомство с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года, познакомить детей с историей, народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнотолерантности в детях.

Задачи:

Образовательная: Познакомить с традиционным наследием местной культуры. Познакомить с историей Сахалинской области, обычаями, традициями коренных народов севера.

Воспитательная : Способствовать формированию представления о жизни людей в давние времена на территории родного края.

Развивающая: Способствовать развитие у детей ассоциативного и образного мышления, формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие», «Музыкальное развитие».

Виды детской деятельности: игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, двигательная деятельность.

Оборудование: мультимедийный комплекс, игрушка медведь, макет избы, предметные картинки на данную тематику, муляжи рыбы для игры,

Предварительная работа:

Словесные:

• Чтение литературных произведений

• Слушание музыкальных произведений

• Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказ воспитателя по данной теме

• Заучивание слов из букваря.

Практические:

• Создание альбома «Сахалин – наш край родной» при помощи родителей

• Национальные подвижные, малоподвижные, строительные игры.

• Заучивание элементов национального танца.

• Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;

• Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

I. Организационный момент

Дети входят в группу, посреди группы имитация зимнего жилища нивхов. Дети садятся на лавки.

Воспитатель : Ребята! Поздороваемся и улыбнёмся! От наших улыбок стало сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим гостям.

Воспитатель : Ребята, мы с вами уже очень много интересного узнали об истории нашего родного края, города, людях которые здесь живут. Давайте вспомним о нашем родном крае, как называется наш город?

Дети: Сахалинская область, г. Оха.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, как называется остров, на котором мы живем, наш город?

Дети: Сахалин.

Воспитатель : Ребята, Сахалин – край многочисленный. Рядом с нами живут народы разных национальностей. А вы ребята, знаете люди, каких национальностей живут рядом с нами?

Дети: Русские, корейцы, армяне, грузины.

II. Основная часть.

1. Беседа. Воспитатель : А сегодня мы поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области – это Нивхи. Жили они в северной и центральной части острова Сахалин. Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает "человек". Жили они небольшими группами. В каждом нивхском жилище жили члены одного рода. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Слайд 1-2.

Жизнь этого народа была трудна. Климат острова был суровый, зимой морозы были -40 градусов, дули сильные ветра. На каждом пути их подстерегала опасность, дикие звери, непроходимая тайга. Приходилась выживать в этих условиях.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, из чего построены наши дома?

Дети: Из кирпича, дерева.

Слайд 3, 4.

Воспитатель : Посмотрите, дети, в каких домах жили Нивхи.

Это зимнее жилище «то-раф», похожая на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом.

Воспитатель : Почему Нивхи использовали такой необычный вид постройки своего жилища?

Дети: Что бы не замерзнуть.

Воспитатель : Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты.

Слайд 5, 6, 7.

Воспитатель : В холодное время года мужчины занимались охотой, подледной рыбалкой, обработкой тюленьих шкур, изготовление орудий промысла и посудой из дерева. Женщины изготавливали одежду, посуду из бересты, обустройства дома, приготовление пищи. ПРОМЫСЛЫ

2. Подвижная игра «Удачный улов».

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

В начале игры одного участника выбирают «рыбаком». Остальные - «рыбки». «Рыбак» гоняется за «рыбой». Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком».

«Невод», «рыбака» постепенно разрастается, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба».

Воспитатель : Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим.

Воспитатель : Нивхи жили дружно, любили ходить друг к другу в гости, были очень гостеприимны.

Слайд 8, 9, 10, 11.

Воспитатель : А когда наступало лето, Нивхи переселяются в летние жилища (ке-раф, их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье, так как занимались в это время года преимущественно рыболовством.

Женщины собирали корешки растений, ягоду, грибы. Чистили рыбу и изготавливали юколы (юкола – это вяленная рыба, которую сушили без добавления соли). Занимались резьбой по дереву только мужчины, и передавали из поколения в поколения только своим сыновьям. Слайд12, 13.

3. Физминутка: нивхская игра «Ручейки, реки, озера»

Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.

Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.

Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.

Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах.

Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.

Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек.

Слайд 14,15,16.

Воспитатель : Ребята вы любите играть? В какие игры можно играть летом?

Дети: прятки, казаки разбойники, у медведя во бору.

Воспитатель : Ребята, а вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?

Дети: Новый Год, масленица, день рождения.

(звучит мелодия нивхской песни) Приложение 2

Воспитатель : Нивхи любили праздники, они сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. Самый большим праздником для них был праздник «Медведя».

Дети встают в круг и под музыку вместе с воспитателем начинают импровизировать этот праздник в танце. В середине круга ставят игрушку медведя. Движения детей произвольные.

III. Заключительная часть

Ребята, с каким народом крайнего севера сегодня мы познакомились на занятие?

Ребята, какой праздник любили отмечать Нивхи?

Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.

Попробуйте дома вместе с родителями нарисовать праздник медведя.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

• Дети самостоятельно рассказывают об обычаях и традициях народов Сахалина.

• Дети знают и называют народные праздники.

• Дети самостоятельно играют в национальные игры коренных народов Сахалина.

• Дети самостоятельно выполняют характерные движения под национальную музыку коренных народов Сахалина.

• Дети знают о празднике "Медведь".

• Дети называют одежду коренных народов Сахалина.

• Дети умеют находить различия в элементах орнаментов костюмов русского народа и коренных народов Сахалинской области.

• Дети проявляют интерес к основам культуры и искусства наших предков.

Формы подведения итогов:

• Беседа с детьми о содержании занятия.

• Художественное творчество детей

• Оформление выставки детских рисунков

Литература:

1. Суляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.

2. Сайт «Дети Севера» https://www.school3poronaisk.ru/index.html

3. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)».

4. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера

5. Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.

6. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методическое пособие.

8. Кочешкова Е. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Публикации по теме:

«Мы-будущие защитники». Мероприятие по патриотическому воспитанию для детей второй младшей и средней группы«Мы-будущие защитники». Мероприятие по патриотическому воспитанию для детей второй младшей и средней группы В начале праздника дети под строевую музыку входят в зал Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами праздник, посвященный «Дню защитника.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Собери из частей картинку. Здания Севастополя» для детей средней группыДидактическая игра по патриотическому воспитанию «Собери из частей картинку. Здания Севастополя» для детей средней группы Цель: сформировать умение составлять из частей картинку с изображением некоторых интересных зданий Севастополя. Задачи: - учить собирать.

Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей 2 младшей группы (3–4 года) по программе «Развитие». Тема: Закрой двери в домиках. Образовательная. Ознакомление с отдельными параметрами величины предметов (ширина). Развивающая. Развитие представлений.

Конспект подгрупповой индивидуальной работы по экологическому воспитанию детей средней группы «Домашние животные»Конспект подгрупповой индивидуальной работы по экологическому воспитанию детей средней группы «Домашние животные» Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Задачи: Обучающие: обобщить понятия детей о пользе домашних животных для человека, закрепить.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Конспект занятия по личностному воспитанию «О правах и обязанностях» для воспитанников 4 группы детей с ОВЗ Тема: О правах и обязанностях. Цель: Знакомство учащихся с Правилами поведения учащихся (Локальный акт). Формирование навыков выполнения.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «12 июня — День России»Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «12 июня — День России» Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Тема: «12 июня - День России» Цель: Воспитывать и формировать чувство.

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗКонспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗ Тема: Виды обуви и её назначение. Цель: Формирование знаний об обуви и её назначении. Знакомство с правилами и средствами ухода за различными.

Проект по патриотическому воспитанию «День Победы» с детьми средней группыПроект по патриотическому воспитанию «День Победы» с детьми средней группы Тема. День Победы Актуальность. Актуальность проекта обусловлена необходимостью воспитывать у детей, как у граждан своей страны, чувство.

Рассказ-беседа по патриотическому воспитанию с детьми средней группы о ВОВРассказ-беседа по патриотическому воспитанию с детьми средней группы о ВОВ В этом году исполняется 75 лет со дня победы в Великой отечественной войне, в планах по ФГОС детям дошкольного возраста необходимо давать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по этнокультурному воспитанию детей средней группы
Опубликовано: 20 ноября 2021 в 10:12
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по этнокультурному воспитанию детей средней группы» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Федулова (УИ 2821100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД