Наталья Шульц
НОД «Знакомство с окружающим миром. История одного предмета «Музей ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музей ложки». НОД в форме экскурсии.
Задачи и цели:
- Формирование у дошкольников представления о музее.
-познакомиться с историей создания ложки;
-дать представление о многообразии видов ложек;
-закрепить умение определять материал, из которого изготовлен предмет;
-упражнять в подборе прилагательных, образовании однокоренных слов дерево – деревянный, керамика – керамический и т. д. ;
-развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
-развивать ретроспективный взгляд на предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем ложки).
Публикация «НОД „Знакомство с окружающим миром, История одного предмета „Музей ложки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
-развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать.
развивать правила этикета, культуры поведения в музее.
Методические приемы:
-Беседа, рассматривание иллюстраций;
-рассказывание по мнемотаблицам;
-оформление выставки ложек, принесенных детьми из дома;
-индивидуальная помощь.
Используемый материал:
-Варенье, сундучок
-музейные стенды;
-экспонаты выставки;
-презентация;
-мнемотаблицы.
Предварительная работа:
Создание мини-музея, рассматривание предметов ближайшего окружения с ознакомлением появления, просмотр презентации «Ложки», беседы о назначении предметов, поисковая деятельность (опыты с ложками, изготовленных из разных материалов, использование алгоритма сервировки в работе дежурных.
Ход НОД:
Проблемная ситуация.
Психологический настрой
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я сегодня для вас принесла угощенье. Подходите к столу и попробуйте варенье.
(Создание проблемной ситуации) детям нечем есть варенье, так как нет ложек.
Утром, вечером и днем
Соберемся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет съесть их… (ложка)
Воспитатель: Правильно, это ложка. «Кто хочет кашу есть, тот приготовь ложку» -так говорится в русской пословице. И недаром в этой пословице упоминается ложка, потому что именно она является самым практичным предметом из всех столовых приборов.
Воспитатель: в древние времена у людей не было ложек. Ели они.
Хотите узнать, чем пользовались наши пра бабушки и и пра дедушки?
Для этого я вас приглашаю в мини музей ложки.
Экскурсоводом, буду я, Наталья Владимировна:
II часть. Основная. Путешествие по музею ложек.
Здравствуйте, дорогие гости! В нашем музее вас ждет увлекательное путешествие в мир ложек. У нас существуют правила, которые нужно соблюдать во время экскурсии по музею:
1) не шуметь;
2) внимательно слушать, не перебивать;
3) вопросы можно задавать после рассказа.
В нашем мини-музее можно:
рассматривать экспонаты, на некоторых можно будет поиграть, а есть экспонаты, которые трогать нельзя.
Экскурсовод:
Когда наши предки научились готовить жидкую пищу, стали делать ложки из морских ракушек. Затем появились ложки из глины, но они были не прочные, ломались, крошились. Тогда люди стали изготавливать каменные ложки. Но они были тяжелые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, которые были похожи на современные, появились в Египте. Их украшали драгоценностями. У богатых людей были серебряные и золотые ложки, а у бедных людей – деревянные. Чтобы как-то украсить свои деревянные ложки, люди придумали расписывать их разными узорами.
Сейчас ложками пользуются все. Ложка, это символ сытости, достатка и благополучия. Они очень разные.
Экскурсовод:
Я вас приглашаю к столу где мы можем посмотреть процесс изготовления ложек
Издавна на Руси мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга росписью и резьбой. На некоторых ложках даже выжигали узоры. Ложки вырезают, обжигают в печи, расписывают и покрывают лаком, чтобы они блестели. Посмотрите на экран: какие красивые и расписные ложки есть у нас в России!
Вырезают ложки только из яблони, липы, рябины, дуба. Зовут таких мастеров - ложкари.
Но сейчас люди очень редко едят деревянными ложками. Её больше используют как сувенир, подарок. Такие ложки украшают рисунком или резьбой.
Позже появились более практичные алюминиевые ложки (демонстрация ложки). Эти ложки гнулись и ломались, темнели от горячего.
Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего
Но деревянные ложки можно и сейчас увидеть в домах, они украшают дом, а некоторые хозяйки до сих пор даже их используют. Это ложки с дыркой посередине – для компота, черпак – для ухи, муки. (демонстрация ложек)
Экскурсовод:
На Руси всегда были деревянные ложки, чтобы ложки были не скучными их раскрашивали, расписывали разными цветами и завитками, ягодами.
- Наши ложки на Руси-
У любого ты спроси,
ложку уважали, из березы вырезали.
Расписная ложка, лаковая ножка,
красной ягоды глазок, золотой завиток,
и для каши, и для щей нету ложечки важней!
Ложки бывают разные и по материалу, и по форме, и по размеру. (Показывает)
Каждая ложка предназначена для определенных целей. Есть ложки большие, десертные, чайные, кофейные, сувенирные.
Экскурсовод:
Словесная игра «Скажи, какая ложка?»
Если ложка из пластмассы, то она…
Если ложка из дерева, то она …
Если из алюминия, то…
В этом волшебном мешочке разные ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны.
Дети по очереди достают из мешочка ложки. Сначала на ощупь пытаются угадать, из чего сделана ложка, а потом показывают всем и называют.
Экскурсовод:
Ребята я предлагаю всем поэкспериментировать
ОПЫТЫ _
Опустить по очереди в воду (тонет или нет)
Опыт с магнитом (притягивается или нет)
Игра
«Взяли мы в ладошки красивые ложки.
Съели суп и кашу, а теперь попляшем!
Постучим мы ложками потопаем ножками.
Вверх поднимаем ложки, погремим немножко!
Тук, тук, тук стучат они!
Наши ложки-скакуны!»
Экскурсовод:
Ребята, я вас приглашаю к следующему столу. Где располагаются вот такие необычные ложки? А чем они такие необычные? (ответы детей).
Правильно, это– ложки-куклы, которые используют для показа сказки. Детям в давние времена было играть нечем, тогда и х родители или они сами, что было чем позабавится они придумали сделать из ложки какого ни, будь героя, или просто куклу. (Рассматривание ложек-кукол, ложек-героев и определение какая ложка, каким героем является).
Экскурсовод:
А еще в старину ложками лечились.
Самомассаж ложками
Лоб погладили мы нежно
И расслабили прилежно.
(поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров.)
А потом очки надели
И читали две недели
(поглаживание горками ложек вокруг глаз.)
Как погладить щечки нам не сдвигая кожу там?
(круговое поглаживание горками ложек по щекам.)
Растереть свои височки, надавив в последней точке.
Покружиться меж бровей,
Чтобы стало веселей.
Экскурсовод:
Но вот ребята, наше экскурсия заканчивается, вам было интересно по бывать в таком мини-музее? (ответы,
Рефлексия.
- С чем мы сегодня еще раз познакомились? (Ложка)
- Как называют мастеров, которые изготавливают ложки? (Ложкари)
- Для чего ложка нужна? (Есть, играть, делать массаж.)
- Из чего делают ложки? (Дерево, пластмасс, металл)
- Что происходит с ложкой в воде, в горячей воде? (тонет и не тонет)
На память о посещении музея-ложки детям вручаются эмблемы.