Папки-передвижки

Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению

ника мечтать
Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению

Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Среди прочих инноваций в образовательный процесс активно внедряются различные формы исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению» размещена в разделах

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности. С явлениями окружающего мира ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Дети с нарушением зрения могут создать объективные картины об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органов зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образы и представления об окружающем мире становятся фрагментарными, не четкими. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его интеллектуальное развитие.

Продолжительный опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья по зрению, помог нам выявить следующую проблему: те воспитанники, которым на протяжении дошкольного детства не создаются условия для удовлетворения любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, имеют скудные представления об окружающем мире и с большим опозданием овладевают основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. В своей работе мы учли тот факт, что лучшими проводниками для дошкольников в меняющемся окружающем мире, бесспорно, являются их родители. А лучшей формой передачи знаний – непосредственное общение родителей с детьми, как в процессе подготовки исследования, так и во время проведения опытов в группе. Нам было важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты под тактичным руководством взрослого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Нами был разработан среднесрочный проект «Просто я работаю волшебником». Участниками его стали дети средней группы, педагоги и родители. Актуальность данного проекта, на наш взгляд, нашла отражение в высказывании К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Целью проекта являлось внедрение инновационного подхода к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в форме «родительского часа». Родители приходили в группу по заранее составленному графику, но, тем не менее, в удобное для них время, и проводили опыты по плану для всего детского коллектива. Задачи-шаги, ведущие к цели, были простыми в формулировке, но достаточно сложными в реализации. Например, задача «обучить детей познавательным действиям» на практике разделилась на две: «обучить детей и родителей познавательным действиям». Выяснилось также, что некоторые родители не могут самостоятельно составить интересный и доступный для детского понимания сценарий проведения опыта, не задумываются о соблюдении техники безопасности, не владеют умением мотивировать детей, четко идти к достижению цели, делать элементарные выводы. Поэтому предварительной работой стало изучение специальной литературы, групповое и индивидуальное консультирование родителей, показ видео мастер – классов по проведению опытов. Таким образом, и дети, и родители, и педагоги совместно создавали условия для пробуждения интереса к решению поставленных задач и возникновения эвристических эмоций, таких, как удивление и радость от сделанных открытий.

В ходе проекта дети в дружеском теплом общении с родителями (а к нам приходили и мамы и папы, и целые семьи) успешно прошли квест в царстве Кощея, в канву которого были умело вплетены опыты с магнитом; разгадали тайну озера Единорога и читали над огнем таинственные проявляющиеся письмена; помогли Золушке разделить соль и перец с помощью намагниченных предметов; самостоятельно моделировали извержение вулкана посредством применения соды и уксуса и многое-многое другое.

Ожидаемые результаты проекта стали реальными: у детей сформировались предпосылки поисковой деятельности, познавательного интереса; они научились определять возможные способы решения проблемы опытно-экспериментальным путем с помощью взрослого; наметился рост уровня любознательности, наблюдательности, интеллектуальных эмоций. Воспитанники запомнили ход многих опытов, могут связно, логично и последовательно о них рассказать, сделать элементарные научные выводы. Значительно поднялся родительский авторитет в семьях, родители открыли в себе творческие и педагогические способности.

Для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей в группе была изготовлена видео картотека «Волшебные опыты мам и пап», а уголок экспериментирования пополнен новыми материалами, украшен рисунками и коллажем «Времена года», изготовленными детьми и родителями в ходе проекта.

Таким образом, инновационный подход к организации исследовательской деятельности дошкольников был успешным и открыл нам путь к достижению отличных результатов в работе по данному направлению.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковРазвитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Доклад «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения.

Инновационные подходы в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы.

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мир вокруг нас» Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации.

Методы, формы и средства организации деятельности дошкольников У нас в детском саду в этом году все воспитатели проходят аттестацию и как вы знаете все мы заполняем информационную карту,в которой указываем.

Обобщение опыта работы по теме «Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников» «Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанник 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите.

Практика организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду (младший возраст) Практика организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду Младший дошкольный возраст (вторая младшая группа).

Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Миры детства: конструирование.

Стимулы положительной мотивации дошкольников при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников в природеСтимулы положительной мотивации дошкольников при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников в природе По ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность -это одна из ведущих видов деятельности в детском саду наряду с игровой и коммуникативной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению
Опубликовано: 28 сентября 2019 в 15:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД