Приложение МААМ

Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта

Татьяна Саламатова
Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования следующий критерий: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Как же можно добиться этого в условиях детского сада?

Публикация «Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта» размещена в разделах

На мой взгляд, наиболее эффективно это может быть решено в условиях организации занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Проводя такие занятия :

1) Воспитатель участвует в деятельности наравне с детьми (стиль поведения демократичный);

2) Дети включаются в предлагаемую деятельность добровольно, без принуждения (т. к. предложенный материал интересен и привлекателен).

Известный психолог Ж. Пиаже утверждал, что развитие ребёнка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения.

Именно в рамках таких отношений и закладываются начала познавательного (умения взглянуть на вещи, события с разных сторон) и социального (умения увидеть вещи глазами другого, понять его желания, встать на его позицию) характера.

Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, попробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту.

Конечно, мы не можем и не должны до конца «уравниваться» с ребёнком в силу своего морального авторитета, но тем не менее необходимо моделировать такие ситуации. В разные моменты совместной деятельности воспитателя с детьми партнёрская деятельность взрослого может проявляться особым образом.

Прежде всего я детей приглашаю к деятельности – необязательно, непринуждё нно: «Хотите сегодня… А кто хочет сегодня, устраивайтесь поудобнее… Я буду… кто хочет, присоединяйтесь…»). И когда уже намечена задача для совместного выполнения, я, как равноправный участник, предлагаю детям возможные способы её реализации: различные задания развивающего содержания, предлагаю свою идею или свой результат, как объект детской критики; проявляю заинтересованность в результате других; включаюсь в обсуждение действий участников; усиливаю интерес ребёнка к работе сверстника.

В процессе такой деятельности в группе присутствует «рабочий гул», разрешается общение, свободное перемещение. Но от этого, дети не теряют интерес к занятию, наоборот, у них возникают дополнительные вопросы, азарт.

Заключительный этап деятельности тоже выстраивается особым образом. В ходе такой деятельности каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил он исследование или нет, поэтому заключительный этап остаётся открытым, воспитатель лишь косвенно даёт оценку ( сопоставляю результат с целью: что хотел сделать – что получилось).

Хочется отметить, что для организации партнёрских отношений требуется и организация пространства : взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. При размещении детей за партами, а взрослого за письменным столом, как на уроке, партнёрская позиция невозможна. Я организую такие занятия либо за «круглым столом» (соединяем несколько общих столов, приглашающему к равному участию в работе, обсуждении, исследовании с необходимыми материалами для работы, экспериментированию; либо на ковре для максимального удобства.

Благодаря использованию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым дети стали более любознательными, больше задают вопросов взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, стали больше наблюдать, экспериментировать».

Публикации по теме:

Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Выступление на педагогическом совете МДОУ. В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит проблема развития.

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Моя семья» Цели и задачи в разных возрастных группах. 1 младшая группа (от 2 – 3 лет) Побуждение (развивать умение) называть имена членов своей семьи,.

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». В концепции модернизации.

Игровое пособие для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Календарь погоды»Игровое пособие для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Календарь погоды» Важной задачей в работе с детьми с нарушениями речи является формирование представлений об окружающем мире. Из-за нарушений пространственной.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Камни» для детей старшего дошкольного возраста Дорофеева Н. А. воспитатель группа «Пчелки» Цель: продолжать знакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере.

Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений,.

Мастер-класс для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Ход мастера - класса:.

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Мой город» Вторая младшая Знакомить с родным городом (поселком, его названием, основными достопримечательностям и. Знакомить с видами транспорта,.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса.

Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Миры детства: конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 08:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Саламатова (УИ 1734083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД