Татьяна Саламатова
Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования следующий критерий: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Как же можно добиться этого в условиях детского сада?
Публикация «Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
На мой взгляд, наиболее эффективно это может быть решено в условиях организации занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Проводя такие занятия :
1) Воспитатель участвует в деятельности наравне с детьми (стиль поведения демократичный);
2) Дети включаются в предлагаемую деятельность добровольно, без принуждения (т. к. предложенный материал интересен и привлекателен).
Известный психолог Ж. Пиаже утверждал, что развитие ребёнка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения.
Именно в рамках таких отношений и закладываются начала познавательного (умения взглянуть на вещи, события с разных сторон) и социального (умения увидеть вещи глазами другого, понять его желания, встать на его позицию) характера.
Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, попробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту.
Конечно, мы не можем и не должны до конца «уравниваться» с ребёнком в силу своего морального авторитета, но тем не менее необходимо моделировать такие ситуации. В разные моменты совместной деятельности воспитателя с детьми партнёрская деятельность взрослого может проявляться особым образом.
Прежде всего я детей приглашаю к деятельности – необязательно, непринуждё нно: «Хотите сегодня… А кто хочет сегодня, устраивайтесь поудобнее… Я буду… кто хочет, присоединяйтесь…»). И когда уже намечена задача для совместного выполнения, я, как равноправный участник, предлагаю детям возможные способы её реализации: различные задания развивающего содержания, предлагаю свою идею или свой результат, как объект детской критики; проявляю заинтересованность в результате других; включаюсь в обсуждение действий участников; усиливаю интерес ребёнка к работе сверстника.
В процессе такой деятельности в группе присутствует «рабочий гул», разрешается общение, свободное перемещение. Но от этого, дети не теряют интерес к занятию, наоборот, у них возникают дополнительные вопросы, азарт.
Заключительный этап деятельности тоже выстраивается особым образом. В ходе такой деятельности каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил он исследование или нет, поэтому заключительный этап остаётся открытым, воспитатель лишь косвенно даёт оценку ( сопоставляю результат с целью: что хотел сделать – что получилось).
Хочется отметить, что для организации партнёрских отношений требуется и организация пространства : взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. При размещении детей за партами, а взрослого за письменным столом, как на уроке, партнёрская позиция невозможна. Я организую такие занятия либо за «круглым столом» (соединяем несколько общих столов, приглашающему к равному участию в работе, обсуждении, исследовании с необходимыми материалами для работы, экспериментированию; либо на ковре для максимального удобства.
Благодаря использованию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым дети стали более любознательными, больше задают вопросов взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, стали больше наблюдать, экспериментировать».