Антипова Юлия
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно - патриотическое воспитание
Авторы: Антипова Юлия Сергеевна, Девяткина Светлана Анатольевна
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастет всесторонне развитым человеком, которому не чужда любовь к Родине.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2017
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. У маленьких детей мышление эгоцентрично, т. е. центром мира вокруг является он сам. И мир воспринимается ребенком как созданный для него: солнце, чтоб ему светить и греть; река, чтобы плыть по ней; люди есть только тогда, когда ребенок видит их. Поэтому в группе на протяжении трех лет ведется работа с детским Портфолио, где уже собраны листы «Давайте познакомимся» (небольшой рассказ о малыше, «Как я провел лето», «Я закаляюсь!», «Любимый Новокузнецк».
Оформление развивающей среды также направлено на развитие представлений ребенка о себе – это тематические уголки по лексическим темам «Мамины помощники», «Будущие защитники», «Олимпийские надежды».
Самое близкое для ребенка – его семья. Именно в семье формируются чувство любви к родным, к дому. Ребенок начинает постигать суть родственных отношений и обязанностей. Для закрепления знаний о членах семьи нами в течение года были оформлены следующие уголки: «Моя семья», «Семейные путешествия», «Мама – солнышко мое», «Мой защитник». В дальнейшем рассказы о маме и папе вложены в Портфолио, которое ребенок может взять в свободное время и посмотреть.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, родным городом, с его богатой историей. Задача взрослых – и педагогов, и родителей – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции группы и ДОУ. В этом году наши воспитанники активно участвовали в фотовыставке «Наше яркое лето», выставке совместного творчества «Дары осени», акции «Птичья столовая».
Через вовлечение детей в жизни группы и ДОУ формируется чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Это и совместное оформление группы и участка к праздникам, поздравление сотрудников ДОу с праздниками, совместная уборка территорий, поздравления детей группы с днем рождением.
В старшем дошкольном возрасте продолжаем формировать представления о родной стране: праздники «День рождения Российского флага», «День знаний», «День дошкольного работника», «Международный женский день» и т. д.
Любой край, область, город неповторимы. В каждом месте своя природа, традиции, история, достопримечательности, памятники, свой быт. Мы продолжаем формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город.
Обращаем внимание ребенка на красоту Новокузнецка, его достопримечательности, рассказываем, что находится на нашей улице, говорим о любимых местах отдыха ребят. Постоянно обновляется мини –игра «Улицы нашего города», в зависимости от какого-либо общественного явления или праздника, на макете появляются здания (цирка, вокзала, музея, школы и д. д.).
Любовь к малой Родине невозможно воспитать без осознания ребенком значения труда взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому в ходе предварительной работы к сюжетным играм, некоторых режимных моментах и, конечно же при изучении лексическим тем «Город. Моя улица», «Народные традиции», «Моя страна - Россия», говорим о профессиях Новокузнецка.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности, мудрость народа: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Это и сказки, и потешки, и народные игры. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, бережное отношение к природе и всему живому, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому в группе проходят выставки книг, посвященные различным лексическим темам.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Например, государственные праздники.
Победа в Великой Отечественной войне – слава и гордость нашей страны. Повествование о Великой Отечественной войне начинаем с истории семьи. У ребят оформлены листы Портфолио «История семьи – история победы», многие воспитанники приносили штандарты «Вечного полка», рассказывая о своих прабабушках и прадедушках, сражавшихся за мир.
Создать представления ребенка о военном времени наиболее понятно и правильно помогают книги, презентации о Вов, песни военных лет, иллюстративный материал, который в этом году мы дополнили репродукциями художников военных лет, альбомом «Города - герои».
В группе при помощи родителей был также пополнена развивающая среда по теме «День Победы» :
• Открытки и марки, посвященные 9 маю.
• Награды ВОВ.
• Наглядность «Памятники Новокузнецка».
• Также дополнены конспекты бесед, занятий по теме, ширмы – раскладушки для родителей.
• Приобретены пилотки для детей, знамя победы, каска.
• Вернисаж совместного творчества.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
• Выставки рисунков, поделок;
• Оформление помещений к праздникам;
• Благоустройство ДОУ;
• Утренники, праздники, соревнования.
• Экологические акции «Посади цветок», «Птичья столовая».
Для родителей была оформлена наглядность по патриотическому воспитанию старших дошкольников :
- памятка «Россия – страна, в которой мы живем»;
- ширма – раскладушка «Как рассказать детям о ВОВ», «Новокузнецк в года ВОВ», «Военные места Новокузнецка»;
- консультации «Растим маленького патриота», «Роль семьи в воспитании маленького патриота», «Экскурсия в музей».
Также в преддверии праздника Дня Победы были проведены групповые консультации «Как оформить штандарт «Бессмертный полк», «Оформление странички Портфолио «История семьи – история Победы».