Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду

Камалова Роза Магнавиевна
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду

Нравственно- патриотическое воспитание в детском саду

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное, информационное, культурное пространство. Современные дети плохо знают историю и культуру своего народа. Возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что подчеркивается и принятым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Дети смотрят иностранные мультфильмы и кинофильмы, персонажи из которых заполнили полки магазинов игрушек, поселились в детских книгах, на детской одежде и, что самое печальное в детских душах. И молодому поколению, начинающим педагогам, родителям необходимо разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть.

На нас, педагогов дошкольного образования, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает и понимает свой родной язык, историю своего края, интересуется, чем живет сейчас и хочет стать частью происходящих в городе событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины, родным краем. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

На современном этапе произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным региональным культурным наследием и историей нашего города, района, республики.

В детском саду проводится целенаправленная работа по сохранению истории, традиций, культуры народов, проживающих в нашем городе, районе. В ДОУ воспитывается более 289 детей разных национальностей: русские, татары, башкиры, марийцы, украинцы, чуваши, азербайджанцы, узбеки, грузины, где дают знания детям 27 педагогов и специалистов. В рамках ФГОС большое внимание в ДОУ уделяется организации и содержания предметно-пространственной среде, благоустройству и озеленению ДОУ. Оказывается ДОУ спонсорская помощь от компании СПОРТ-МАЛЫШ, которая ежегодно обеспечивает учреждение материалом для изготовления игровых оборудований на участках ДОУ. Большую помощь оказывают родители.

Благодаря дружному творческому коллективу в учреждении проводятся семинары, мастер-класс, используются современные инновационные технологии в деятельности ДОУ. С 2016 года в ДОУ создана федеральная экспериментальная площадка по развитию математического образования «Мате: плюс».

Украшением и гордостью детского сада является многофункциональная башкирская юрта в фойе, где созданы все условия и возможности для проведения занятий и различных фольклорных праздников. В неделю два раза с 4-х летнего возраста дети изучают башкирский язык. А по ДТВ наши юные телеведущие вот уже третий год встречаются с детворой города и района в программе «Могжизэ илем бакчам», где рассказывают о своем родном крае, делятся новостями и показывают свои таланты. ДОУ активно сотрудничает с детской музыкальной и художественной школами, проводит совместные музыкальные гостиные, развлечения, участвует в выставке детских рисунков о родном городе и его достопримечательностях, активно ведется работа в этом направлении по преемственности в МОБУ СОШ № 4 и башкирской гимназии им. Н. Наджми., проводятся совместные мероприятия.

В работе с детьми широко используется национально-региональный компонент. Проводятся фольклорные и народные праздники, досуги, выставки. В 2016 году с нового учебного года в учреждении открыта башкирская группа, где проводится углубленная работа по изучению родного языка, традиций и обычаев многонациональной республики.

В каждой группе созданы уголки краеведения, проводятся познавательные занятия по ознакомлению с родным краем, занятия по интересам. С каждым годом пополняется фонотека детского сада: фото и видеопрезентации о встречах с известными людьми города, района, республики. Дети принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых городом, районом на праздничных концертах для ветеранов, торжественных митингах, посвященных Дню Победы и ко Дню города Видеофильм «Моя Малая Родина», созданная педагогами ДОУ - победитель республиканского конкурса - 2 место, где были сняты встречи юных ведущих телестудии «Кояшкай» с ветеранами ВОВ М. Шарифуллиной, А. Салимовым, самородком, заслуженным нефтяником РБ А. Рысбаевым, который подарил детям самодельные кубызы, о достопримечательностях города и истории Дюртюлинского района – музеи, памятники, исторические места.

Недавно прошла интересная встреча с нашим земляком Мефодием Ивановичем Петровым – педагогом, композитором, поэтом, который оставил после себя яркий след в памяти сельчан с. Маядык и всего района. Была приглашена супруга Евгения М. и дочь, преподаватель ДХШ Татьяной М., которая организовала выставку своих замечательных работ по живописи.

Постоянный гость детей Фанис Рахматуллин подарил 5 сборников стихов собственного сочинения. Не стареют душой ветераны – ветераны педагогического труда нашего учреждения, который и по сей день принимают активное участие в жизни ДОУ, участвуют на субботниках, подарили кукольный театр – персонажи из сказок, изготовленные своими руками, а также участвуют в районных и республиканских конкурсах. (Монитор). Важным аспектом нашей работы является, конечно, взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители – это полноправные участники образовательного процесса. На первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел: Гран-При «Семейные ценности-2013; 2016,2017», Гран-При в районном конкурсе "Молодая семья-2013", Ш место в республиканском конкурсе. 1 место на фотоконкурсе, посвященном 70-летию Победы,

Главная ценность такой совместной деятельности – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную жизненную позицию гражданина своего родного края. 1 место в Республиканском конкурсе "ШЭЖЭРЭ байрам-2016".

В 2017 году детский сад посетил первый заместитель председателя Всемирного курултая башкир Азнаев В. Х. Ознакомившись с выставкой, посвященная родному краю он выразил огромную благодарность за целенаправленную работу коллектива в воспитании гражданственности, патриотизма подрастающего поколения.

В республиканском телевизионном конкурсе «Алтын Тирмэ» канала БСТ приняли участие педагоги ДОУ (ноябрь 2016 г., воспитанники ДОУ (апрель 2017 г., где показали свои знания и умения в области культуры, традиции, истории республики Башкортостан, родного края совместно с педагогами и воспитанниками детского сада № 166 г. Уфа. Семья – это ячейка общества, это ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ своей Родине, Земле.

Многие годы ДОУ тесно сотрудничает с федеральным журналом «Дошкольный мир» в лице главного редактора Бесчаскиной И. В., творческого, прекрасного человека. На страницах замечательного журнала освещаются актуальные темы дошкольного образования, ценный источник проверенной научной и практической информации, помощь в реализации положений ФГОС дошкольного образования, планировании и мониторинге педагогического процесса, тенденции и перспективы методической работы. Педагогический коллектив, воспитанники и родители принимают активное участие на республиканских, всероссийских конкурсах, благодаря журналу Дошкольный мир”, где участники и призеры не остаются без подарков.

Опыт работы детского сада опубликован на страницах республиканской газеты «Кызыл Тан» и детского журнала «Аллюки» (главный редактор Фахретдинова Ф. К., районной газете: «Юлдаш»; «Ак чишма», «Сарманай». (главный редактор Набиев Х. Х.)

Наша воспитанница Халиуллиной Гульшат является финалисткой республиканского телевизионного конкурса «Сулпылар 2017г.» канала Тамыр БСТ.

В нашем детском саду прошел большой праздник, посвященный марийской культуре и творчеству самодеятельного композитора, заслуженного работника культуры РБ, педагога Мефодия Ивановича Петрова, уроженца с. Маядык, который оставил яркий след для будущих поколений.

На праздник были приглашены его супруга Евгения Михайловна Петрова, одноклассница Гареева Тамара Тимофеевна и дочь М. Петрова Татьяна Мефодьевна, преподаватель художественной школы, которая украсила зал шедеврами своего таланта, раскрывающие природу и красоту родного края.

Праздник удался на славу. Дети исполняли марийские песни, читали стихи, а задорный, веселый марийский танец удивил зрителей и гостей праздника. Песня "Дюртюли" М. Петрова, которая не звучала при его жизни оказалась для родных и близких композитора неожиданностью и огромным музыкальным сюрпризом в исполнении музыкальных руководителей Гафаровой Г. Ш., Шакирьяновой Э. Р. Украшением праздника стала красочно оформленная выставка быта и традиций многогранной культуры марийского народа, о жизни и творчестве Мефодия Ивановича Петрова.

Ежегодно педагогический коллектив и воспитанники ДОУ принимают активное участие в районных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же – это знания и представления детей об истории, быта, традиций города, района, о знаменитых земляках, о городских достопримечательностях известных людях района и республики. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, родному краю, республике, его языку желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Воспитание любви к своей малой Родине, своей стране – это долговременный, кропотливый процесс. Он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства.

В перспективе, педагогический коллектив будет работать по этому направлению углубленно, продолжать ознакомление детей с музейной педагогикой.

Литература:

1. Абсалямова А. Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа: БГПУ, 2006.

2. Абуталипова Р. А., Амирханова Г. И., Юлмухаметов М. Б. Методическое пособие к учебнику «Лэйсян». Пособие для воспитателей детских садов. – Уфа, 2004.

3. Абуталипова Р. А., Амирханова Г. И., Юлмухаметов М. Б. «Лэйсэн». Учебник для изучения башкирского языка в детских садах. – Уфа: Китап, 2008.

4. Азнабаева Ф. Г., Шафикова Г. Р., Агзамова З. А. Играя развиваемся. Учебное пособие. Уфа: Китап, 2011.

5. Азнабаева Ф. Г., Кагарманов Ф. Ф. Этномузей в воспитании дошкольников. Методическое пособие. Уфа: БИРО, 2006.

6. Азнабаева Ф. Г. Труд- источник жизни. Методическое пособие. Уфа: Китап, 2010.

7. Азнабаева Ф. Г., Елкебаева Г. Р., Нарынбаева А. З., Харисова М. Р., Аминева Р. И. Гульбостан. Методическое пособие по развитию речи для детских учреждений. Уфа: Китап, 2010.

8. Азнабаева Ф. Г., Еникеева Д. У., Яфаева В. Г. Развиваемся в движении. Часть 2. Уфа: Китап, 2013.

9. Азнабаева Ф. Г., Шафикова Г. Р., Зигангирова Г. М. Я – личность. Методическое пособие. Уфа: Китап, 2011.

10. Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан. Уфа, 2008.

11. Агишева Р. Л. Фольклор и литература Башкортостана. Учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Уфа: Китап, 2011.

12. Агишева Р. Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан». Уфа: БИРО, 2005

13. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение. 1987.

14. Гасанова Р. Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.

15. Гасанова Р. Х., Гасанова Л. Н. Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2013.

16. Гасанова Р. Х., Кузьмищева Т. Б. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. – Уфа: БИРО, 2004.

15. Горячев А. В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.

16. Гузеев В. В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

17. Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

18. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

19. Жирякова И. В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

20. Комратова Н. Г., .Грибова Л. Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

21. Колбина А. В. Хоровод народов Башкортостана (башкиры, русские, татары, украинцы, чуваши, белорусы). Настольно- печатные игры. – Уфа: Китап, 2009.

22. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – №1.

23. Марченко Л. И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. Программа. – Уфа: Китап, 2008.

24. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

25. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискурева -М. ,2005.

26. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003

27. Нафикова З. Г. Растем играя. Уфа: Китап, 2010.

28. Нафикова З. Г., Азнабаева Ф. Г. Оскон. Программа – руководство, конспект занятий и диагностические задания для обучения государственному башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах. Уфа: Китап, 2010.

29. Нафикова З. Г., Вахитова Л. М. Говорим на башкирском. Пособие для старшей группы по программе «Оскон». Уфа: Китап, 2009.

30. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс

31. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014

32. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

33. Салахов М. Ш. Наглядное пособие по изобразительному искусству и художественному труду. Уфа, 2000.

34. Тулунбаев Х. А., Давлетшина М. С. Подарок. Букварь для учащихся- башкир школ с русским языком обучения. Уфа: Китап, 2007.

35. Интернет – ресурс: Википедия.

ние

Публикации по теме:

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом .

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Дорогою добра. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковДорогою добра. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дорогою добра! Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.

Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной,.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду
Опубликовано: 17 августа 2018 в 13:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Движения пальцев и кистей рук ребенка...
Рождественские посиделки. Сценарий праздника для старших классов «Святки, вы, святки,...
Рождественские посиделки - сценарий для старших классов «Святки, вы святки, святые вечера» 1-й ведущий Ах, сколько гостей! Здравствуйте, красны девицы!...
Фотоотчёт о длительных наблюдениях за муравьями на прогулке
Цели: - продолжать развивать у детей познавательные интересы, любознательность; - побуждать к совместной поисковой деятельности; - формировать у...
Конспект осенней прогулки «Здравствуй, осень золотая»
Прогулка. «ЗДРАВСТВУЙ ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» Цели : продолжать знакомить детей с растительностью на территории детского сада, находить изменения связанные со...
Консультация для родителей «Малыши и музыкальные инструменты»
Для детей раннего возраста очень важно. какие предметы, направленные на музыкальное развитие находятся рядом. Все они должны быть наполнены каким-либо...