МААМ-картинки

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Валерия Блохина
Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Далеко не всегда поступки ребенка, внешне соответствующие моральным нормам, являются таковыми, поскольку основываются не на осознании этих норм, не на убежденности в их справедливости, а на подчинении взрослому, на боязни наказания и т. д. Например, отвечая на вопрос "Почему надо класть игрушки на место?", дети говорят: "Так нам велят" или "А то накажут!" Нравственный смысл правила ("Если игрушки на месте, никому не придется их искать. Ведь в детском саду все дети пользуются игрушками".) остается непонятным.

Публикация «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Обращая внимание на роль чувств в нравственном воспитании, дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка. Так, например, на вопрос о том, почему ребенок, нарисованный на картине, не играет вместе с друзьями (или не качается на качелях, а сидит в стороне, дошкольники отвечают : "Его наказали", "Он всем мешал", "Ему не хватило места". И лишь некоторые дети, поняв эмоциональное состояние персонажа, находят правильное решение: "Надо всем немножко подвинуться на качелях, чтобы и мальчику места хватило!"

Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений - не формальное усвоение сообщаемых моральных правил, которые остаются лишь "знаемыми", но не "действенными", а воздействие на чувства детей (жалость, сопереживание, негодование, радость и др., побуждение к нравственным поступкам.

Эмоционально воспринимая поступки литературных героев, дети приобретают своеобразный набор эталонов, позволяющих оценивать эти поступки, - добрые или злые, справедливые или несправедливые, честные или нечестные и т. д.

Большое значение имеет форма передачи нравственного содержания художественного произведения.

Самая доступная пониманию дошкольников форма преподнесения норм морали - описание конкретных положительных поступков. Например, после прочтения "Айболита" К. Чуковского дети, отвечая на вопрос "Почему вам нравится доктор Айболит?", приводят примеры его любви к зверям, заботы о них, говорят о том, что хотят быть похожими на него. Примеры положительных поступков содержатся и в произведении А. Барто "Вовка - добрая душа".

Доступна восприятию детей и такая форма, как сопоставление действий положительного и отрицательного героев с последующей оценкой их писателем.

Этот чистит валенки, моет сам галоши,

Он хотя и маленький, но вполне хороший.

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха,

Про такого говорят: "Он плохой, неряха".

(В. Маяковский.)

В некоторых произведениях нет прямой оценки автором действий персонажей. Дошкольникам предоставляется возможность самим обсудить их поведение и оценить его с точки зрения норм морали (например, стихотворение С. Михалкова "Два барана"). В ходе беседы педагог подводит детей к выводу : надо уметь уступать друг другу, договариваться, не ссориться.

Более сложными для восприятия дошкольников являются литературные произведения, в которых суть нравственной ситуации дается косвенно. Например, в рассказе Е. Пермяка "Бумажный змей" показаны дети, грустно наблюдающие за игрой сверстников с воздушными змеями. Причем, у каждого из наблюдающих есть детали, из которых можно изготовить такого змея, но они не догадываются, как это сделать.

После чтения рассказа дошкольники не всегда могут самостоятельно найти выход из этой ситуации. В процессе беседы педагог должен подвести их к выводу: если бы дети объединились для совместной деятельности, сумели договориться, то они тоже смогли бы сделать змея.

Особой формой преподнесения нравственного содержания литературного произведения является использование юмора, который доступен пониманию старших дошкольников ("Помощница" А. Барто, "Вредные советы" Г. Остера, "Фома" С. Михалкова и др.).

Подобные произведения вызывают оживление, активное обсуждение и одновременно учат "противостоять" отрицательным поступкам (известно, что дошкольникам свойственна идентификация себя с положительным героем). При этом не следует задавать прямых вопросов типа "Как Таня помогала?" В голосе педагога должен звучать юмор, мягкое порицание действий героев, а не осуждение, что приведет к морализированию. Лучше вместе с автором выразить некоторую досаду, что герои не знали, как надо было поступить.

Таким образом, художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.

В работе со старшими дошкольниками воспитательные задачи можно усложнить - формировать представление о том, что буквальное следование моральным нормам не всегда возможно. В жизнь ребенка очень рано входят нравственные правила, регулирующие поведение в конкретных ситуациях. Так, например, детям внушается необходимость быть послушными: "Нельзя драться", "Надо быть вежливым", "Надо всегда слушаться маму" и т. д. И это, в принципе, верно: не имея достаточного опыта ориентировки в окружающем, малыш может нанести вред своему здоровью, обидеть сверстника, проявить грубость.

Но дети становятся старше, и чтобы не развивалось пассивное послушание, они должны научиться осознавать значимость вводимых правил. Возникает вопрос: всегда ли необходимо так прямолинейно действовать в соответствии с этими правилами? Например, детям внушают, что игрушками надо делиться. И когда сверстник просит игрушку у ребенка, тому напоминают это правило. Но нередко педагог видит, что игрушка крайне необходима ребенку для развертывания игры, и он обращается к сверстнику: "Подожди, ведь Рома играете ней еще совсем не долго. Давай подумаем, какую игрушку ты возьмешь вместо нее". В подобной ситуации ребенок сталкивается с двумя взаимоисключающими правилами: надо игрушками делиться и надо подождать, чтобы не мешать другому играть. Дошкольнику еще трудно понять, какое правило является наиболее целесообразным. И нередко бывает так, что он пользуется возможностью защитить свое право на владение игрушкой.

Еще более сложными для детей оказываются ситуации, в которых возникает необходимость нарушения правила. Они описаны в литературе и определены авторами как "ситуации морального выбора" Например, рассказ о девочке, которая потеряла ленточку из косички в песочнице, где дети построили высотный дом. Как надо поступить, чтобы помочь ей? Перекопать песок, чтобы поискать ленточку? Но тогда будут обижены строители здания.

Обсуждая с дошкольниками подобные рассказы, удается сформировать у них устойчивое представление об относительной значимости моральных норм, развить самостоятельную поисковую деятельность.

Публикации по теме:

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное. Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках Лучше — молча.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Музыкальный руководитель в своей работе неизбежно.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Из опыта работы… Тяга к прекрасному и красивому присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через музейную педагогику Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР Детский сад №89 «Парус» городского округа «город Якутск» Статья.

Художественно-эстетическое воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Нравственно патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Родина…Отчизна…Отечество… Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их.

Презентация «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Развитие и воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 19:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД