Лучший педагог года

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Лариса Климова
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

«Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики».

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Публикация «Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» размещена в разделах

А. С. Макаренко

Актуальность

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о духовно-нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное.

Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, детям предоставить возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

На помощь взрослым пришла отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.

Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап: в начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап: взрослые и дети создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях.

3. Подведение итогов: результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками, рассказами детей; большой тематический праздник и т. п.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

В нашем саду созданы такие мини-музеи :

«Дорога ложка к обеду», «Дары Осени», «Мойдодыр», «Такие разные мячи», «Резиновой игрушки», «Снеговик, снеговичок – года нового дружок», «Море зовёт», «Мои любимые е игрушки», «В гости к Дедушки Морозу», «Деревянное чудо», Русская Матрёшка».

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев используются различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев : каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желание узнать больше.

Поэтому надо стараться воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Чтобы дети могли учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми людьми разных народностей, населяющих нашу многонациональную страну.

Вашему вниманию предоставляются конспекты экскурсий в мини-музеи.

Конспект Экскурсии в мини-музей Ложки «Дорога ложка к обеду».

Образовательная область - Художественно-эстетическое развитие.

Аудитория - дети старшего дошкольного возраста.

Цель: Приобщение детей старшего возраста к общечеловеческой истории и культуре.

Задачи:

• познакомиться с историей создания ложки;

• дать представление о многообразии видов ложек;

• закрепить умение определять материал, из которого изготовлен предмет;

• расширять представления детей о русских традициях, развивать эстетический вкус;

• упражнять в подборе прилагательных, образовании однокоренных слов дерево – деревянный, керамика – керамический и т. д. ;

• развить общие познавательные способности;

• развить диалогическую речь и умения выслушивать высказывания товарищей;

• развивать чувство ритма;

воспитывать навыки взаимодействия, самостоятельность, инициативность, артистизм. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.

Методические приемы:

• Беседа, рассматривание иллюстраций;

• Рисование по знакомству с русским народным творчеством (городецкая роспись, хохлома);

• Лепка (пластилин);

• Выразительное рассказывание по мнемотаблицам;

• Индивидуальная помощь.

Используемый материал:

• подборка аудиозаписи русских мелодий и лирических песен;

музейные стенды;

• экспонаты мини-музея;

• презентация;

• мнемотаблицы.

Ход экскурсии:

Воспитатель : Ребята, я вас приглашаю на экскурсию в мини-музей "Ложки". Перед началом экскурсии давайте вспомним правила поведения в музее (по мнемотаблицам вспоминаем правила). Что говорят нам знаки, обозначенные красным цветом, зеленым?

Посмотрите на мнемотаблицы, на них правила, которые необходимо обязательно соблюдать:

1. не шуметь;

2. внимательно слушать, не перебивать;

3. вопросы задавать только после рассказа экскурсовода.

В мини-музее можно :

1. попросить взрослого прочитать текст или объявление;

2. экспонаты можно рассматривать;

3. экспонаты можно нюхать;

4. некоторые экспонаты можно трогать;

5. можно играть с экспонатами.

Воспитатель : Ребята, я расскажу историю создания ложки. Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, еду готовили на кострах. Ели жареное мясо, растения и ягоды, что находили в лесу и ели руками. Что такое суп, каша они не знали. Но, научившись добывать огонь, люди стали готовить пищу на костре. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона, руками было горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, что бы ему такое сделать, изобрести, и придумал ложку.

Первую ложку древний человек делал из глины. Потрогайте ее, какая она на ощупь? какая по весу? А если на нее надавить или ее уронить попробуйте что произойдет? Она была не прочная и часто ломалась, (рассмотреть ложку из глины, обследовать, добиваться чтобы дети говорили больше прилагательных).

Действительно, первая ложка из глины была хрупкой, легко ломалась. Тогда люди стали вытесывать ложки из камня.

Камень это твердый или мягкий материал? " Как вы думаете: удобная это была ложка?" (ответы детей)

Воспитатель : - Конечно, нет. Она была неровная и тяжелая. Во время еды обжигала губы, т. к. камень быстро нагревается от горячей еды. Потом люди стали делать ложки из кости или рога. Как вы считаете, а эти ложки были удобными? (ответы детей)

Воспитатель : Да, действительно, костяные ложки были более гладкими и легкими, не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. Потом ложки стали делать из бронзы, серебра и даже золота.

А вы знаете, кто ел серебряными и золотыми ложками?

Ответ детей (примерный) : Богатые люди: царь, князья, бояре.

- А какими ложками ели простые люди в давние времена? Ответ детей: деревянными.

- Правильно. Простые люди ели щи и кашу деревянными ложками. Кто знает: из какого дерева их вырезали?

Ответ детей: из березы.

- А еще из липы, осины, клена. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Собирались мастера ремесленники и изготавливали ложки. И затем их расписывали.

Воспитатель : Вот посмотрите, какие красивые деревянные ложки! Детям предложено обратить внимание на выставочную экспозицию с различными ложками. Все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы. В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах. Многие ложки носили на поясе, на шнурке, поэтому на конце их ручек есть круглые отверстия. Без своей ложки в гости не ходили. А потом человек стал делать ложки не только из различных материалов, но и по форме, потому что назначение у ложек разное. Пройдет к нашему следующему стенду. Где собраны различные ложки по своему назначению.

Воспитатель показывает разные ложки, называет для чего они нужны и их название. Вы заметили, что ложки различны не только по назначению, но и по материалу, из которого изготовлены. Из каких материалов вы видите здесь ложки? Эти ложки из, а эти из … и т. д. Давайте поиграем с ними, попробуйте на ощупь отгадать из какого материала изготовлена ложка.

Проводится игра "Угадай на ощупь" (в коробке несколько ложек на ощупь сказать какая ложка и достать ее).

Обратите внимание на красивый стенд. Здесь собраны сказки, в которых упоминается про ложку или ложка есть на иллюстрациях, также загадки, поговорки, пословицы, считалки, потешки, и приговорки. У меня есть большая деревянная ложка, давайте поиграем вставайте в круг на ком музыка остановится, тот и говорит загадку, стишок или пословицу. (дети, передавая ложку рассказывают стихи).

Воспитатель : А вот эти ложки наши друзья, они артисты. С их помощью можем показывать спектакли, играть в театре (демонстрация театра ложек)

С помощью ложки можно не только показать представление, но и исполнить веселую мелодию.

Воспитатель : Еще есть музыкальные ложки.

При царе да при Горохе, озорные скоморохи,

По дороге в балаган потеряли барабан,

Бубен потеряли, в ложки ударяли

Ой, жги – говори, заиграли ложкари!

Воспитатель раздает детям ложки.

Музыканты-ложечники играют, постукивая ложками друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия.

Оркестр ложкарей.

Мы сегодня познакомились с историей ложки. Вам понравилось? (ответы детей). Спасибо вам за внимание.

Пословицы:

• Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая. (русская)

• Был бы мир пловом, а я – ложной. (даргинская)

• В один рот двух ложек не впихнешь. (китайская)

• Дорога ложка к обеду. (русская)

• Каши мало, зато ложка большая (малайская)

• Кошкам по ложкам, собаками по крошкам, нам по лепешкам. (русская)

• Ложка дёгтя в бочке меда. (русская)

• Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская)

• Пустая ложка губы царапает. (осетинская)

• Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская)

• Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)

• Что положишь в котел, то и попадет в ложку. (казахская)

• Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская)

• Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь (армянская)

• Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская)

Ложечные приметы.

• Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.

• Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.

• Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.

• Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.

• Нельзя стучать ложками – от этого "лукавый радуется" и скликаются на обед "злыдни".

• Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Скороговорки:

• Съесть с тарелки все до крошки

Мне всегда поможет ложка.

• ШУ-ШУ-ШУ – дам я ложку малышу.

ША-ША-ША – моя ложка хороша.

Конспект Экскурсии в мини – музей предметов из дерева «Деревянное чудо». Образовательная область - Художественно –эстетическое развитие.

Аудитория – дети среднего дошкольного возраста.

Цель:

- познакомить со свойствами, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценность в жизни людей;

- развивать познавательную активность.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в мини-музей, который мы создали с помощью ваших родителей, и он находится у нас в группе. Музей называется «Деревянное чудо».

И сейчас мы узнаем, какие чудесные предметы живут в нем.

Но сначала мы вспомним правила поведения в музее :

1. В музее нужно вести себя тихо.

2. Быть внимательными.

3. Отвечать на вопросы и задавать их

4. Аккуратно и бережно обращаться с экспонатами.

Воспитатель : Я расскажу вам, какие существуют чудесные вещи из дерева. Давайте встанем все поудобнее, так чтоб всем было видно.

Посмотрите, все экспонаты расположены на необычной деревянной резной стойке с несколькими полочками.

Начнем наше путешествие с первой полочки.

Здесь у нас поместились деревянные счеты, это древний счетный инструмент. На них давно не считают и нашли им место в музее. Можно их поближе рассмотреть и посчитать.

Ребята, отгадайте загадку.

Рядом разные подружки

Но, похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Правильно, здесь на второй полочке у нас стоят матрешки деревянные.

Есть обычные, красивые расписные, а есть матрешки-сказки. Предлагаю поиграть с ними.

Посмотрим на 3 полочку.

Деревянные ложки

Постучи-ка немножко

Хочешь вальс играй

А хочешь щи хлебай!

Посуда наша для щей и каши

Не бьется, не ломается

Порчи не подвергается.

Рассмотрим нашу посуду. Какая она разная. Здесь и расписная, какой росписью расписана? Правильно хохломской. Назовите все предметы посуды. (ложки, крынки, чашки, тарелки, поварешки, доски разделочные)

На полочке у нас расположились мебель кукольная. Назовите какая.

Также здесь расположился деревянный театр. Все герои и атрибуты сделаны из дерева и красиво оформлены. Здесь можно поиграть в кукольный домик и театр.

А еще у нас в музее есть другие интересные экспонаты. Например, шкатулки резные, животные, их вырезали люди, которых называют резчики по дереву. Имеются предметы из бересты. Коробы и корзинки.

Ну и последняя полочка. На ней расположились настольные игры, в которые мы с вами играем в группе

Воспитатель; Вот и закончилась наша экскурсия в музей. Вам понравилось? (ответы детей) Какие экспонаты привлекли больше ваше внимание? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, сегодня мы познакомились с разнообразными деревянными предметами. Все-таки, какие они необычные и красивые, от них идет тепло. Каждый предмет имеют свою историю. Спасибо за внимание.

Конспект Экскурсии в мини-музей «Дары Осени»

Образовательная область – Познавательное развитие.

Аудитория – дети 2-ой младшей группы.

Цель: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, учить детей отвечать на вопросы, составлять описательные рассказы с использованием экспонатов. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе, умение работать в подгруппах

Предварительная работа с детьми: Рассматривание картин, иллюстраций, беседа об осени, овощах, фруктах, разучивание стихотворений.

Воспитатель : Ребята, я приглашаю вас сегодня на экскурсию в наш мини-музей «Дары Осени».

Привет осенний вам друзья.

Как рада всех вас видеть я

Осень улыбается, листья осыпаются.

На дороге лист шуршит, что-то нам он говорит.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию картины, на которой изображена ранняя осень.

Воспитатель : Какое время года изображено на картине?

Дети: время года осень.

Воспитатель : А какая осень?

Дети: Ранняя осень.

Воспитатель : Ребята посмотрите на эту картину. Какое время года тут изображено?

Дети: Время года осень.

Воспитатель : А какая осень?

Дети: поздняя осень.

Воспитатель : Ребята осень бывает разная. Одна осень радостная, яркая, урожаем богатая и называют ее золотой, а другая грустная, с холодными ветрами, ночными заморозками, снегом. Этот поздняя осень.

Воспитатель : Ребята, вы знаете стихи об осени?

Дети читают стихи

Воспитатель : Ребята переходим к следующим экспонатам. Что это?

Дети: Овощи.

Воспитатель : Правильно. Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и составить описательный рассказ о каждом овоще.

1. За ботву, как за веревку можно вытащить (морковку)

Дети составляют описательный рассказ

2. Под кустом копнешь, немножко выглянет на свет (картошка)

Дети составляют описательный рассказ

3. На грядке растут молодцы зеленые (огурцы)

Дети составляют описательный рассказ

4. Он круглый и красный. Как глаз светофора. Среди овощей нет сочней (помидора)

Дети составляют описательный рассказ

Воспитатель : Ребята, давайте слепим и нарисуем овощи. (дети делятся на подгруппы, одна подгруппа лепит овощи, вторая - рисует).

Воспитатель :

Вот вам от осени привет.

Осенний праздничный букет

И ветер очень будет рад.

Когда наступит листопад

Вы ребята листочки берите.

И по кругу тихонько бегите.

Танец с листочками.

Воспитатель : На этом наша экскурсия закончилась. Что вам понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Опубликовано: 27 марта 2024 в 13:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД