Получи документы

О специфике взаимодействия детей и информационно-цифрового пространства

Анна Меньшикова
О специфике взаимодействия детей и информационно-цифрового пространства

О специфике взаимодействия детей и информационно-цифрового пространства.

В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки, для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а для кого-то замечательная игрушка. Почти каждый младший школьник сейчас умеет пользоваться компьютером. У многих взрослых возникает вопрос: хорошо это или плохо?

Публикация «О специфике взаимодействия детей и информационно-цифрового пространства» размещена в разделах

Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. В огромном мире детских компьютерных игр есть игры и для этого возраста: маленький ребёнок может раскрашивать раскраски на компьютере или играть в пазлы. Для более старших детей множество обучающих компьютерных программ, помогающих в обучении чтению и счёту. Однако лучше не давать дошколёнку серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры, в этом возрасте, всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее и интереснее. Развивающие компьютерные игры малышам, может быть, и не вредны, но они часто формально имитируют то, что можно сделать на бумаге. Многие родители верят в «миф» о том, что пользование компьютерной мышкой развивает у детей мелкую моторику. Это, конечно, преувеличение.

Тут всё дело так же в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор.

Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей - время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям - большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц, особенно если у вас не жидкокристаллический монитор. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними. Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать ребенка от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби.

Если вы заметили, что компьютер дети предпочитают книге - это тревожный знак. Сколько бы полезной информации не было бы в Интернете - стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует так же проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет, но это тема для отдельного разговора. Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально поговорить (но без «страшилок», нравоучений и давления, просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером детям вредно. Будьте честны с ребёнком – он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь.

Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

Существуют как положительные, так и отрицательные последствия использования медиаресурсов. Рассмотрим сначала негативные последствия: 1. Вред физическому состоянию здоровья. Отмечается искривление осанки, ослабевают мышцы спины, ухудшение зрения. Необходимо создавать правильные здоровьесберегающие условия для ребенка. 2. Проблемы психического здоровья. Мозг детей, которые проводят треть свободного времени за интернетресурсами и просмотром телевизора, подвергаются заметному негативному влиянию. Сегодня большинство детей уже при рождении попадают в группу риска по заболеваниям нервной системы. Для оздоровления требуются регулярные визиты к неврологу, массаж, лечебные упражнения, медикаменты. 3. Проблема социального развития. Виртуальный друг и реальный – одно и тоже? Вопрос довольно спорный. Погрузившийся в интернет ребенок, словно выпадает из реального мира. В дошкольном возрасте общение по Сети не может заменяться реальным общением ввиду возрастных особенностей, направленных на мимику, жесты, интонацию при разговоре. Это снижает уровень развития эмоционального интеллекта. Проблема социального развития появляется из-за неумения ребенка общаться в реальном мире, так как низкий уровень речевого развития. Таким образом, заметны отчетливые негативные последствия от использования сети Интернет и гаджетов в воспитательном процессе у дошкольников, которые приводят к серьезным проблемам.

Полезные аспекты: 1. Возможность быстро найти необходимую информацию. С 3-х лет у детей начинается период «Почемучек», но не всегда родители могут быстро ответить на вопрос ребенка и удовлетворить его познавательную активность. Интернет – огромный источник нескончаемой информации, которую, при верном преподнесении, можно передать ребенку. 2. Интернет-копилка дидактических игр. В Сети можно найти огромное количество дидактических игр, загадок, логических задачек, которые можно решать как на компьютере, так и распечатав их. У дошкольников ведущим видом деятельности является игра, включающая и дидактические игры. 3. Через игру ребенок быстрее познает мир. С помощью компьютерных обучающих игр он узнает много полезной информации и расширяет свой кругозор. На специальных сайтах может увидеть панорамы разных уголков мира, побывать в музеях, рассмотреть различных представителей животного мира, но родителям следует контролировать время и подбор ресурсов. 4. Общение с родными людьми на расстоянии. Благодаря программам дошкольник может слышать и видеть бабушек и дедушек, дальних родственников. Исходя из вышеизложенного, можно обобщить, что интернет – полезный ресурс современного общества, но необходимо соблюдать ряд правил и условий его использования, таких как, например: ограничить просмотр телепередач детям до 3-х лет; соблюдать интервал просмотра: не более часа в день для детей старшего дошкольного возраста, отбирать материалы для просмотра; исключить вечерний просмотр телевизора; тщательно отбирать передачи и интернет-ресурсы; использовать компьютер только вместе с ребенком. Интернет неотделимая часть современного мира: как взрослого человека, так и ребенка. Но, как и во многих случаях, для положительного результата взаимодействия необходимо соблюдение ряда правил и условий его использования.

Раньше у ребенка был развит на высоком уровне рефлекс подражания, он повторял действия за взрослым. На сегодняшний день, у современного дошкольника практически отсутствует рефлекс подражания и преобладает рефлекс свободы, который позволяет ему выстраивать свои стратегии поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии. Дети настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, иногда не слышат указаний взрослых. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. У них есть проблемы с эмоциональностью. Многие не понимают, что такое плохо, больно, страшно. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Современный ребенок дошкольник говорит много, но плохо, в большей степени страдает связная речь и словарный запас. Здоровье подрастающего поколения также претерпевает изменения с учетом экологической обстановки и нередко физические показатели здоровья оставляют желать лучшего. Ребенок может страдать физически и это усугубляет ситуацию, если он находится в неблагоприятном социальном окружении. Для современного ребенка, особенно жителя города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. На сегодняшний день, все в большей степени исчезает естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками, усиливается тенденция индивидуализации игры, и, как следствие, социального отчуждения детей. Причины этого явления кроются не только в изменении характера игры, но и в тех моментах развития детской индивидуальности, о которых мы уже сказали выше.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее уязвимой является сфера социально - личностного формирования. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности человека будущего.

Именно поэтому основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

На сегодняшний день, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада, организацией дополнительных образовательных услуг, семьи ребенка важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни - детство. Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего.

Публикации по теме:

«Игры двуручного взаимодействия» для детей 5–7 лет«Игры двуручного взаимодействия» для детей 5–7 лет Чему способствуют нейропсихологические игры, и упражнения? • Интеграции системы «тело-интеллект», гармонизации работы левого и правого.

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста». Елена Владимирова. В соответствии с.

Информационно-практико-ориентированный проект «Разноцветные поля» для детей 5 летИнформационно-практико-ориентированный проект «Разноцветные поля» для детей 5 лет Информационно-практико-ориентированный проект «Разноцветные поля» Актуальность: В наше время, когда все овощи можно купить в магазине.

Информационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта: 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного.

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы»Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы» У детей среднего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит, они в недостаточной степени.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста).Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста). Организован с сентября по ноябрь. Актуальность: Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит.

Мастер-класс «Маркер игрового пространства «Дом» для детей младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Маркер игрового пространства «Дом» для детей младшего дошкольного возраста» Что любят наши воспитанники больше всего? Конечно играть. Часто ребята для себя из стульчиков, кубиков создают маленькие "закуточки" - такая.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста» 3 мая 2018 года состоялся семинар-практикум для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений города Курска.

Тематическая неделя «Безопасность цифрового мира» в подготовительной к школе группеТематическая неделя «Безопасность цифрового мира» в подготовительной к школе группе Тема: «Безопасность цифрового мира» Основание для выбора темы: Впереди нас ожидают длинные новогодние выходные. Что греха таить, многие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
О специфике взаимодействия детей и информационно-цифрового пространства
Опубликовано: 18 мая 2022 в 12:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД