Лучший педагог года

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья

Ольга Чистякова
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека.

Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

Публикация «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).

Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6).

Основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

2. Повышение компетентности родителей

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО

Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьей.

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.

Принцип 3. Открытость педагога к семье.

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.

Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы педагогам детского сада нужно глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Формы работы с родителями воспитанников по изучению семьи:

1. Письменные формы:

- анкета «Будем знакомы»;

- анкета «История моей семьи»;

- опросник;

- родительское сочинение;

- «Неоконченные предложения» и другие.

2. Устные формы:

- интервью;

- беседа;

- синквейн и другие.

3. Дистанционно-анонимные:

- переписка по электронной почте;

- форум;

- «Почтовый ящик» и другие.

4. Наблюдения:

- ребенка в разных видах деятельности

-семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).

5. Проективные игровые и рисуночные методики:

- Рисунок семьи;

- Рисунок несуществующего животного;

- Дерево;

- Четыре персонажа;

- Почта;

- Домики и другие.

Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей

Задачи:

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников, в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.

2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Формы работы:

1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.

2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.

3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.

4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.

Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:

1) для массового контингента семей воспитанников;

2) для дифференцированных групп семей:

-семьи детей различных возрастных категорий;

-семьи будущих первоклассников;

-различные категории неблагополучных семей;

-семьи детей с поведенческими проблемами;

-семьи детей с особыми потребностями;

-семьи одаренных детей

-семьи детей, не посещающих ДОУ.

Здоровье рассматривается как интегральная характеристика физиологического, психического, и функционального развития детей с высоким уровнем адаптивности к среде.

Именно в дошкольном детстве:

- закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие;

- формируются основные движения – бег, ходьба, ползание, лазание,

прыжки, осанка и т. д. ; а также необходимые навыки и привычки;

- приобретаются базовые физические качества – сила, ловкость,

выносливость, равновесие и другие.

- вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован и тем самым становится более развитым.

Анализируя состояние здоровья современных детей, исследователи выделяют факторы риска в сохранении и укреплении этого здоровья, выделили их значимость в различных условиях, разработали теоретические основы формирования ЗОЖ с учетом принципов и подходов.

По мнению Т. Э. Токаевой задачами физического образования являются:

охрана и укрепление здоровья;

- формирование двигательных умений;

- развитие физических качеств;

- накопление знаний о физической культуре;

- создание условий для реализации ребенком потребности в двигательной активности;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- физическое и психологическое благополучие.

Под здоровьесбережением понимается система мероприятий, обуславливающая сохранение здоровья на всех этапах онтогенеза, защиту от нарастающих болезнетворных сущностей (биологических, химических, психических, физических по своему происхождению).

А здоровьеформирование рассматривается как процесс становления позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой является внутренняя картина здоровья.

Так же, по мнению Токаевой Т. Э необходимо создать условия, способствующие физическому развитию детей:

- во-первых, обеспечение целостности психолого-педагогического процесса с учетом СанПин и потребностей ребенка;

- во-вторых, использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего его здоровье;

- в-третьих, достижение высокого уровня качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит и педагогам, и родителям строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества, и одновременно – без излишней нагрузки на детей;

- в-четвертых, обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития и самореализации;

- в-пятых, использование программ физического и валеологического развития, обеспечивающих формирование ключевых компетенций в области здоровьесбережения и здоровьеформирования (ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной) с учетом индивидуальных особенностей детей;

- в-шестых, медицинский контроль за физическим развитием детей.

Наиболее благоприятные условия физического развития детей дошкольного возраста могут быть созданы в семье компетентных родителей.

Отсюда требуется формирование необходимых знаний у родителей о закономерностях психофизического развития детей, новообразованиях, связанных с психомоторным развитием, необходимых направлениях и условиях взаимодействия с детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Именно эта работа создаст целую плеяду компетентных родителей.

Отсюда основные задачи, которые направлены на формирование компетентности родителей:

- содействовать мотивации педагогов ДОУ, направленной на повышение эффективности физического воспитания и оздоровления детей (потребность в обучении новым технологиям и программам);

- активизировать родительский воспитательный потенциал в поддержке деятельности ДОУ по формированию интереса детей к физкультуре и здоровью, корректировать их педагогическую позицию;

- способствовать становлению педагогической компетентности и педагогической рефлексии молодых родителей в вопросах здоровьясбережения: питание, закаливание, ритуальная физкультура, здоровьесберегающим и здоровьеформирующим, восстановительным технологиям, физкультурным занятиям, спорту, активному отдыху и др. ;

- обучать специалистов ДОУ современным здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям с целью организации системы работы с мамами и папами на всех этапах развития ребенка.

Повышение компетентности родителей в в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста предполагает под собой следующие задачи:

- Содействовать развитию представлений у родителей об организации физического воспитания, что включает в себя вопросы правильного питания, закаливания, адекватной возможностям ребенка физической нагрузки и организации двигательной активности, о моделировании режима дня, повышении резистентности организма, об использовании мер по уравновешиванию нервных процессов в течение дня.

- Обучать практическим навыкам взаимодействия с ребенком в процессе совместной физкультурно-оздоровительной деятельности на каждой ступени детства: в младшем дошкольном возрасте, среднем дошкольном возрасте и старшем дошкольном возрасте.

- Развивать положительное отношение родителей к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности как деятельности особо значимой для здоровья и полноценного развития малыша.

Таким образом, работа по физическому воспитанию детей многоплановый процесс, включающий развитие физических качеств, формирование понимания здорового образа жизни.

На сегодняшний день существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше понимают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все осознают главного принципа родительской компетентности.

Родительская компетентность формируется в процессе целенаправленного организованного взаимодействия педагогов с семьей. В структуре педагогической компетентности родителя выделяется пять основных компонентов: информационная (когнитивная, мотивационная, технологическая, коммуникативная, аналитическая.

Вся эта структура формируется во взаимодействии с дошкольным учреждением и проводится в разнообразных формах. Многообразие форм взаимодействия с родителями, которые используются в работе детского сада, способствуют созданию положительной атмосферы, повышению настроя родителей на эффективное восприятие консультационной информации, осознанию своей роли в воспитании ребенка в целом и в физическом развитии в частности.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 17:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД