Лучший педагог года

«Посуда». Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе

татьяна данилова
«Посуда». Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе

МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок»

«Необыкновенные приключения с бабушкой Федорой»

(логопедическое занятие по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе)

Автор:

учитель-логопед

Данилова Татьяна Викторовна

Тема: Необыкновенные приключения с бабушкой Федорой.

Публикация «„Посуда“, Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе» размещена в разделах

(Обобщающее логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда» в старшей группе)

Цель: систематизация знаний детей о посуде, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи посредством использования традиционных и инновационных технологий логопедического воздействия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнить обобщающее понятие «Посуда», активизировать словарный запас по теме, упражнять в образовании относительных прилагательных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, упражнять в практическом употреблении глаголов.

Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, умение строить ассоциативные связи, обобщать и конкретизировать, развивать произвольное внимание, память, развивать координацию речи с движениями, речевое дыхание, точные движения пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе, любознательность, аккуратность, бережное отношение к посуде, желание помогать, умение работать дружно в паре и в подгруппе.

Оборудование:

ноутбук, проектор, набор посуды (кухонная, столовая, чайная, предметные картинки «Посуда», «Продукты питания», разрезные картинки (чайник, сахарница, мяч, пластиковые тарелки, фасоль, игрушечная посуда, стаканы с водой, коктейльные трубочки, самовар, сладкое угощение.

Предварительная работа:

чтение и обсуждение сказки К. Чуковского «Федорино горе», просмотр мультфильма, знакомство с видами посуды (кухонная, столовая, чайная, материалами, разучивание стихотворений о посуде, подготовка сообщений из истории посуды, повторения правил игр с крупами и водой.

Ход занятия

I Организация начала занятия

- Здравствуйте ребята! Вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Нас ждут невероятные приключения. Становитесь в круг:

Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть! Повертелись, покружились, С вами в сказке очутились!

II Основная часть

1. Введение в тему

(Звучит музыка из мультфильма «Федорино горе»)

- «Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла…

Появляется расстроенная бабушка Федора:

- «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!»

- Вы узнали, кто эта несчастная бабушка?

- Из какой сказки она пришла?

-А кто написал эту сказку?

- Здравствуй, бабушка Федора! Чем ты расстроена? Что случилось?

Федора:

-Горе, горе мне, бедной Федоре!

Сбежала от меня вся посуда.

Села бы я за стол –

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи –

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли и стаканы.

Остались одни тараканы!

Ой, горе мне, Федоре, горе!

- Ребята, посмотрите, здесь какая-то записка!

- Это видеописьмо от посуды. (кадр из мультфильма)

«Было нам у бабы худо:

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она…

Лучше в поле пропадём,

А к Федоре не пойдём!»

- Да, ребята, действительно, беда! Наверно, бедная Федора не знала ничего о посуде и не умела с ней правильно обращаться, поэтому посуда и убежала. Давайте поможем бабушке. Мы научим Федору правильно обращаться и расскажем всё, что знаем о посуде.

2. Чтение стихотворения

- Скажите, для чего нужна посуда?

1-ый ребё нок:

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей Превратились в дикарей:

2-ой ребё нок:

Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами, Пили воду бы в реке Или в грязном ручейке.

3-ий ребё нок:

К счастью, помогает всюду Нам различная посуда : На нее еду кладут, Из нее едят и пьют.

4-ый ребё нок:

Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд. Варят, жарят и пекут!

3. Игра «Что для чего?»

Дети делятся на две группы. Логопед раздаёт картинки : первой группе с предметами посуды, второй – с продуктами питания. Под легкую музыку дети должны найти себе пару. Затем дети рассказывают, что для чего нужно.

4. Презентация «Как появилась посуда

- А теперь с вашей помощью совершим небольшое путешествие в прошлое. Расскажите Федоре о том, как появилась посуда.

Дети комментируют показ слайдов

Слайд 1

- Древние люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной. В ней могли находиться только сухие продукты.

Слайд 2

- Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига. Люди научились обжигать посуду в печи. Теперь в неё можно было наливать воду, молоко, готовить пищу на огне.

Слайд 3

- Керамика, керамическая посуда – это посуда из красной глины. Фарфор – посуда из белой глины.

Слайд 4

- Русская национальная посуда была деревянной и глиняной. Сначала она была простая без особой красоты.

Слайд 5

-Со временем русские мастера создали красивую посуду. Её знают во всём мире – Гжель и Хохлома.

Слайд 6

- Когда люди научились обрабатывать металл, они стали делать металлическую посуду. Русские самовары сделаны из меди, чайник и стакан из серебра. Серебро очищает воду, а это полезно для здоровья.

Слайд 7

- Со временем появилась стеклянная посуда.

Слайд 8

- Из пластмассы делают разную посуду. Она лёгкая и небьющаяся.

5. Игра «Какая посуда с мячом (образование относительных прилагательных)

- Вы рассказали бабушке Федоре, как появлялась посуда и из чего её делали. А теперь поиграем:

Ложка из дерева (какая) – деревянная

Стакан из стекла - …

Кувшин из глины - …

Нож из металла - …

Поднос из пластмассы - …

Ваза из хрусталя -…

Чашка из фарфора - …

Тарелка из керамики -…

Самовар из меди - …

Вилка из серебра - …

Физминутка «Помощники»

Раз, два, три, четыре, пять! Дети шагают. Будем маме помогать! Хлопают в ладоши. Быстро чашки мы помыли, Круговые движения ладонями. Про тарелки не забыли. Круговые движения ладонями. Всю посуду мы убрали, Поднимают руки вверх. Очень сильно мы устали! Разводят руки в стороны.

6. Игра «Четвёртый лишний»

Федора:

- Как же дети помогали! Мыли, вытирали сами Все тарелки, чашки, ложки (Слайд 9)

И еще грязнулю-кошку. Очень деточки хотели, Чтоб на кухне все блестело.

Так старались, так спешили - Что-то лишнее помыли!

-Дети, кто был внимателен, скажите, что помыли лишнее? ( Кошку не надо мыть: это животное, а не посуда.)

(Слайд 10)

- Подумайте, а что здесь лишнее? (Вся посуда стеклянная, кружка деревянная)

7. Разрезные картинки

- Ребята! Посмотрите, неловкая бабушка Федора разбила посуду! Что нужно сделать, чтобы посуда стала, как новая? (Склеить осколки)

(На двух столах лежат разрезанные на части картинки – заварочный чайник и чашка. Дети делятся на две команды и собирают свой предмет посуды. Затем каждая команда называет, из каких частей состоит их посуда.)

8. Игра «Подбери действие!»

- Молодцы! Вы здорово помогли бабушке. А теперь давайте научим Федору ухаживать за посудой.

Федора бросает детям по очереди мяч, а дети называют слово-действие (что нужно делать с посудой : мыть, полоскать, вытирать, чистить, натирать, убирать, беречь, заботиться, ухаживать.)

9. Игра с фасолью

Дети садятся за столы. Перед ними пластиковые мисочки с фасолью, в которых спрятаны предметы игрушечной посуды. (Повторяют правила игр с крупами)

- В мисочках совсем не соль,

А разноцветная фасоль (перебирают пальцами фасолинки)

В ней посуда для детей («ныряют» пальчиками до дна)

Ты достань её скорей! (ощупывают и достают посуду из фасоли)

10. «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Дети называют ласково предметы посуды, которые нашли в мисочках с фасолью: чашечка, сковородочка, вилочка, кастрюлька, блюдечко, чайничек, ножичек, ложечка, солоночка.

11. Классификация видов посуды

- Много разной посуды повстречалось сегодня в нашей сказке. А знаете ли вы, что посуда бывает разная по своему назначению. Скажите Федоре, как называют посуду, в которой готовят еду на кухне (кухонная, которую ставят на стол, чтобы есть (столовая, которую используют, когда пьют чай (чайная).

- Посмотрите, на этом столе разная посуда.

Вот задание для девочек:

Дочки маме помогали:

Стол к обеду накрывали.

Призадумались они -

Что поставить мы должны?

- Девочки должны выбрать посуду и накрыть стол к обеду.

-Вот задание для мальчиков:

К Вам бабулечка пришла,

Тортик сладкий принесла.

Сядем мы сейчас за стол,

Чая вкусного попьём.

- Мальчики накрывают стол для чаепития.

-Какую посуду выбрали девочки? (Столовую)

-Какую посуду выбрали мальчики? (Чайную)

-Какая посуда осталась на столе? (Кухонная)

12. Упражнение на развитие дыхания с акватерапией «Вода кипит»

- Чтобы чаю нам попить, Нужно воду вскипятить.

- Подойдите к столам. Возьмите трубочку и поставьте ее в стаканчик. Возьмите стаканчик в руки.

Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в трубочку, не надувая щек.

Сначала вода начинает нагреваться, появляются первые пузырьки. Вода начинает закипать. Закипела, забурлила.

Достаточно. Выньте трубочку положите ее обратно на поднос. Всегда помните, что настоящий кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным!

III Заключительный этап

-Вот теперь вся посуда к нам вернулась к Федоре. - А посмотрите-ка на бабушку Федору: как она преобразилась!

«… Чудо случилося с ней: Стала Федора добрей!»

Федора:

-«Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить, и уважать!»

«Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!»

(кадр из м/ф)

- «А на белой табуреточке, Да на вышитой салфеточке Самовар стоит, Словно жар горит, И пыхтит, и на бабу поглядывает: «Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю! Кушай, кушай. Федора Егоровна!» (конец мультфильма – слова самовара 8.25)

Федора:

- Спасибо вам, дорогие ребятушки! Без ваших знаний и вашей помощи мне бы ни за что не удалось вернуть посуду. (Угощает детей сладостями)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие для старшей группы для детей с ТНР «Посуда» Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Посуда». Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - Согласование притяжательных.

Интегрированное занятие в старшей группе «Посуда» Задачи: - уточнить, расширить и систематизировать знания детей о посуде; - формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению.

Коррекционное занятие по теме «Посуда» в старшей логопедической группе «ПОСУДА» Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные цели. Упражнять в четком произношении.

Логопедическое занятие «Образование относительных прилагательных на материале лексической темы «Посуда»Логопедическое занятие «Образование относительных прилагательных на материале лексической темы «Посуда» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Социально-коммуникативное развитие • Художественно-эстетическое.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков Ш — Ж» ТЕМА: Дифференциация звуков Ш – Ж. ЗАДАЧИ: - учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж по глухости-звонкости в слогах, словах и предложениях;.

Логопедическое занятие в старшей группе ДОУ Мотивационно-целевой блок. Логопед. Ребята, сегодня у Буратино День рождения, он пригласил нас на праздник, посмотрите, как много гостей.

Логопедическое занятие в старшей группе «Веселое путешествие звуков [С]-[З]» Веселое путешествие «Звуков С и З». Коррекционно-образовательные цели: Учить правильной артикуляции дифференциации звуков С и З в произношении.

Обобщающее занятие по развитию речи с детьми старшей группы «Посидим рядком, поговорим ладком» Обобщающее занятие по развитию речи с детьми старшей группы. Тема: «Посидим рядком, поговорим ладком» Образовательная область: коммуникация,.

Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе «Звуки [к]-[к’]» и буква «К» «Зимующие птицы» Коррекционные задачи 1)Закрепление произношения звуков “К - КЬ” 2)Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза слова. 3)Систематизация.

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе. Тема: «Обобщающее понятие «транспорт». Программное содержание: Познакомить детей с обобщающим понятием транспорт. Учить детей выделять различные признаки предметов, сравнить их,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Посуда». Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе
Опубликовано: 2 мая 2017 в 10:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД