татьяна данилова
«Посуда». Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок»
«Необыкновенные приключения с бабушкой Федорой»
(логопедическое занятие по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе)
Автор:
учитель-логопед
Данилова Татьяна Викторовна
Тема: Необыкновенные приключения с бабушкой Федорой.
Публикация «„Посуда“, Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
(Обобщающее логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда» в старшей группе)
Цель: систематизация знаний детей о посуде, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи посредством использования традиционных и инновационных технологий логопедического воздействия.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить обобщающее понятие «Посуда», активизировать словарный запас по теме, упражнять в образовании относительных прилагательных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, упражнять в практическом употреблении глаголов.
Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, умение строить ассоциативные связи, обобщать и конкретизировать, развивать произвольное внимание, память, развивать координацию речи с движениями, речевое дыхание, точные движения пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе, любознательность, аккуратность, бережное отношение к посуде, желание помогать, умение работать дружно в паре и в подгруппе.
Оборудование:
ноутбук, проектор, набор посуды (кухонная, столовая, чайная, предметные картинки «Посуда», «Продукты питания», разрезные картинки (чайник, сахарница, мяч, пластиковые тарелки, фасоль, игрушечная посуда, стаканы с водой, коктейльные трубочки, самовар, сладкое угощение.
Предварительная работа:
чтение и обсуждение сказки К. Чуковского «Федорино горе», просмотр мультфильма, знакомство с видами посуды (кухонная, столовая, чайная, материалами, разучивание стихотворений о посуде, подготовка сообщений из истории посуды, повторения правил игр с крупами и водой.
Ход занятия
I Организация начала занятия
- Здравствуйте ребята! Вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Нас ждут невероятные приключения. Становитесь в круг:
Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть! Повертелись, покружились, С вами в сказке очутились!
II Основная часть
1. Введение в тему
(Звучит музыка из мультфильма «Федорино горе»)
- «Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…
Появляется расстроенная бабушка Федора:
- «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!»
- Вы узнали, кто эта несчастная бабушка?
- Из какой сказки она пришла?
-А кто написал эту сказку?
- Здравствуй, бабушка Федора! Чем ты расстроена? Что случилось?
Федора:
-Горе, горе мне, бедной Федоре!
Сбежала от меня вся посуда.
Села бы я за стол –
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы я щи –
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли и стаканы.
Остались одни тараканы!
Ой, горе мне, Федоре, горе!
- Ребята, посмотрите, здесь какая-то записка!
- Это видеописьмо от посуды. (кадр из мультфильма)
«Было нам у бабы худо:
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она…
Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»
- Да, ребята, действительно, беда! Наверно, бедная Федора не знала ничего о посуде и не умела с ней правильно обращаться, поэтому посуда и убежала. Давайте поможем бабушке. Мы научим Федору правильно обращаться и расскажем всё, что знаем о посуде.
2. Чтение стихотворения
- Скажите, для чего нужна посуда?
1-ый ребё нок:
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей Превратились в дикарей:
2-ой ребё нок:
Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами, Пили воду бы в реке Или в грязном ручейке.
3-ий ребё нок:
К счастью, помогает всюду Нам различная посуда : На нее еду кладут, Из нее едят и пьют.
4-ый ребё нок:
Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд. Варят, жарят и пекут!
3. Игра «Что для чего?»
Дети делятся на две группы. Логопед раздаёт картинки : первой группе с предметами посуды, второй – с продуктами питания. Под легкую музыку дети должны найти себе пару. Затем дети рассказывают, что для чего нужно.
4. Презентация «Как появилась посуда?»
- А теперь с вашей помощью совершим небольшое путешествие в прошлое. Расскажите Федоре о том, как появилась посуда.
Дети комментируют показ слайдов
Слайд 1
- Древние люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной. В ней могли находиться только сухие продукты.
Слайд 2
- Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига. Люди научились обжигать посуду в печи. Теперь в неё можно было наливать воду, молоко, готовить пищу на огне.
Слайд 3
- Керамика, керамическая посуда – это посуда из красной глины. Фарфор – посуда из белой глины.
Слайд 4
- Русская национальная посуда была деревянной и глиняной. Сначала она была простая без особой красоты.
Слайд 5
-Со временем русские мастера создали красивую посуду. Её знают во всём мире – Гжель и Хохлома.
Слайд 6
- Когда люди научились обрабатывать металл, они стали делать металлическую посуду. Русские самовары сделаны из меди, чайник и стакан из серебра. Серебро очищает воду, а это полезно для здоровья.
Слайд 7
- Со временем появилась стеклянная посуда.
Слайд 8
- Из пластмассы делают разную посуду. Она лёгкая и небьющаяся.
5. Игра «Какая посуда?» с мячом (образование относительных прилагательных)
- Вы рассказали бабушке Федоре, как появлялась посуда и из чего её делали. А теперь поиграем:
Ложка из дерева (какая) – деревянная
Стакан из стекла - …
Кувшин из глины - …
Нож из металла - …
Поднос из пластмассы - …
Ваза из хрусталя -…
Чашка из фарфора - …
Тарелка из керамики -…
Самовар из меди - …
Вилка из серебра - …
Физминутка «Помощники»
Раз, два, три, четыре, пять! Дети шагают. Будем маме помогать! Хлопают в ладоши. Быстро чашки мы помыли, Круговые движения ладонями. Про тарелки не забыли. Круговые движения ладонями. Всю посуду мы убрали, Поднимают руки вверх. Очень сильно мы устали! Разводят руки в стороны.
6. Игра «Четвёртый лишний»
Федора:
- Как же дети помогали! Мыли, вытирали сами Все тарелки, чашки, ложки (Слайд 9)
И еще грязнулю-кошку. Очень деточки хотели, Чтоб на кухне все блестело.
Так старались, так спешили - Что-то лишнее помыли!
-Дети, кто был внимателен, скажите, что помыли лишнее? ( Кошку не надо мыть: это животное, а не посуда.)
(Слайд 10)
- Подумайте, а что здесь лишнее? (Вся посуда стеклянная, кружка деревянная)
7. Разрезные картинки
- Ребята! Посмотрите, неловкая бабушка Федора разбила посуду! Что нужно сделать, чтобы посуда стала, как новая? (Склеить осколки)
(На двух столах лежат разрезанные на части картинки – заварочный чайник и чашка. Дети делятся на две команды и собирают свой предмет посуды. Затем каждая команда называет, из каких частей состоит их посуда.)
8. Игра «Подбери действие!»
- Молодцы! Вы здорово помогли бабушке. А теперь давайте научим Федору ухаживать за посудой.
Федора бросает детям по очереди мяч, а дети называют слово-действие (что нужно делать с посудой : мыть, полоскать, вытирать, чистить, натирать, убирать, беречь, заботиться, ухаживать.)
9. Игра с фасолью
Дети садятся за столы. Перед ними пластиковые мисочки с фасолью, в которых спрятаны предметы игрушечной посуды. (Повторяют правила игр с крупами)
- В мисочках совсем не соль,
А разноцветная фасоль (перебирают пальцами фасолинки)
В ней посуда для детей («ныряют» пальчиками до дна)
Ты достань её скорей! (ощупывают и достают посуду из фасоли)
10. «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Дети называют ласково предметы посуды, которые нашли в мисочках с фасолью: чашечка, сковородочка, вилочка, кастрюлька, блюдечко, чайничек, ножичек, ложечка, солоночка.
11. Классификация видов посуды
- Много разной посуды повстречалось сегодня в нашей сказке. А знаете ли вы, что посуда бывает разная по своему назначению. Скажите Федоре, как называют посуду, в которой готовят еду на кухне (кухонная, которую ставят на стол, чтобы есть (столовая, которую используют, когда пьют чай (чайная).
- Посмотрите, на этом столе разная посуда.
Вот задание для девочек:
Дочки маме помогали:
Стол к обеду накрывали.
Призадумались они -
Что поставить мы должны?
- Девочки должны выбрать посуду и накрыть стол к обеду.
-Вот задание для мальчиков:
К Вам бабулечка пришла,
Тортик сладкий принесла.
Сядем мы сейчас за стол,
Чая вкусного попьём.
- Мальчики накрывают стол для чаепития.
-Какую посуду выбрали девочки? (Столовую)
-Какую посуду выбрали мальчики? (Чайную)
-Какая посуда осталась на столе? (Кухонная)
12. Упражнение на развитие дыхания с акватерапией «Вода кипит»
- Чтобы чаю нам попить, Нужно воду вскипятить.
- Подойдите к столам. Возьмите трубочку и поставьте ее в стаканчик. Возьмите стаканчик в руки.
Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в трубочку, не надувая щек.
Сначала вода начинает нагреваться, появляются первые пузырьки. Вода начинает закипать. Закипела, забурлила.
Достаточно. Выньте трубочку положите ее обратно на поднос. Всегда помните, что настоящий кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным!
III Заключительный этап
-Вот теперь вся посуда к нам вернулась к Федоре. - А посмотрите-ка на бабушку Федору: как она преобразилась!
«… Чудо случилося с ней: Стала Федора добрей!»
Федора:
-«Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить, и уважать!»
«Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!»
(кадр из м/ф)
- «А на белой табуреточке, Да на вышитой салфеточке Самовар стоит, Словно жар горит, И пыхтит, и на бабу поглядывает: «Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю! Кушай, кушай. Федора Егоровна!» (конец мультфильма – слова самовара 8.25)
Федора:
- Спасибо вам, дорогие ребятушки! Без ваших знаний и вашей помощи мне бы ни за что не удалось вернуть посуду. (Угощает детей сладостями)