Получи документы

Игровое моделирование как средство развития связной речи детей

Марина Копьева
Игровое моделирование как средство развития связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Ведение.

Проблема развития связной речи дошкольников является одной из комплексных, тат как изучается во многих научных дисциплинах: психологии и педагогике, логопедии, общем языкознании и социолингвистике, а также психолингвистике.

Связная речь, является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения, тат как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

Публикация «Игровое моделирование как средство развития связной речи детей» размещена в разделах

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

В целом ряде исследований М. А. Леушиной, В. О. Логиновой, Е. И. Тихеевой отмечается, что умение связно говорить развивается только при специальном обучении, при целенаправленном руководстве со стороны взрослого. Поэтому центральной задачей детского сада является развитие связной монологической речи, которая помогает ребенку установить контакт с окружающими.

В настоящее время в теории и методике разработаны различные способы, формы, средства формирования связной речи. Однако, по мнению многих исследователей, сегодня необходима разработка современных игровых, комплексных методов.

Цель исследования: выявить эффективность игрового моделирования как средство развития связной речи.

Объектом исследования является процесс формирования связной речи у детей

Предметом исследования является игровое моделирование как средство развития связной речи у детей.

Гипотеза: предполагаем, что метод игрового моделирования является эффективным способом формирования связной речи.

Для того чтобы цель исследования была достигнута намечено решить следующие задачи:

1. изучить научно - методическую литературу по проблеме исследования.

2. проанализировать особенности развития связной речи у детей.

3. организовать практическую работу по использованию игрового метода моделирования как средства развития связной речи.

1. Развитие речи дошкольников.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно.

Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и тому подобное, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение, побудительных (просьба, требование, вопросительных предложений с минимальной синтаксической сложностью, используя частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, то есть в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог спросить, ответить, объяснить. Попросить, подать реплику, поддержать с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо на воспитание культуры речевого общения. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и развития монологической речи.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Она вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, фонетической, грамматической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике, повествование (события в движении и во времени, рассуждение (установление причинно – следственных связей).

Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности несущих признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Одним из первых по вопросу моделирования начал свою работу

Л. Венгер, профессор, доктор психологических наук. Он говорил «…Ваш ребенок знает множество сказок, умеет отвечать на вопросы, может пересказывать отдельные эпизоды или даже сюжет целиком. Пора ставить перед ним более сложные задачи…». Л. Венгер предлагал внимание ребенка небольшую сказку, попутно объясняя незнакомые слова. Затем задавал вопросы по прочитанному тексту, если ребенок затруднялся в ответе, то он предлагал еще ряд дополнительных вопросов. Далее совместно с ребенком он делил сказку на главы так, чтоб в каждой главе рассказывалось о каком-нибудь герое. Каждая отдельная глава сопровождалась рисунками, так называемыми моделями. Изображая на рисунке – символические, они наиболее удобны для фиксации «названий глав», считал Венгер: они не отвлекают внимание ребенка от основной задачи, не требуют высокой техники рисования. Кроме того, овладение созданием и использованием таких изображений имеет чрезвычайно большое значение для общего умственного развития ребенка. Стрелочки, ведущие от рисунка к рисунку, фиксируют последовательность эпизодов.

Таким образом, ребенок глядя на эти рисунки, последовательно пересказывает главное в сюжете прочитанной сказки. Схемы – рисунки помогают легче, быстрее и точнее сориентироваться в пересказе сказки.

И. Девянина, воспитатель, детский образовательный центр «Журавушка», г. Тихорецк, Краснодарский край «Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ». Автор в своей работе пишет о том, что технология ТРИЗ поможет в формировании личности, поможет детям в развитии речи, поможет научить фантазировать, придумывать, исследовать. В тризовской технологии используется такой прием, как составление сказок по схемам. Детям предоставлены условные графические изображения наиболее часть встречающихся в детских историях персонажей. На основе этих схем – моделей дети составляют сказки.

Таким образом, активно используя элементы ТРИЗ в работе с детьми разных групп, И. Девянина убедилась: у них обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно – схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно используются в практике.

Таким образом, проблемой моделирования занимались многие педагоги, психологи, логопеды, Л. Венгер, Н. Малетина, Л. Пономарева и др. опыт этих авторов показывает, что с помощью моделирования облегчается процесс овладения детьми содержанием, связностью, структурой описательных рассказов, помогает детям полно и точно составлять рассказы, пересказывать небольшие сказки.

Доказано, что моделирование облегчает процесс обучения ребенка. Однако, в литературе не представлено исследование эффективности игрового моделирования как средства развития связной речи у детей, поэтому с теоритической и практической точки зрения необходимо апробировать игровое моделирование в процессе формирования связной речи у детей.

1.1. Игровое моделирование как средство развития связной речи детей.

Дошкольный возраст – это период познания окружающего мира, период обучения ребенка основным знаниям и умениям. В педагогике обучение рассматривается как специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков. Процесс обучения дошкольников можно облегчить с помощью моделирования.

Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь издаваемых объектов. На идее моделирования по существу базируются методы научных исследований – как теоретические, так и экспериментальные.

В педагогике моделирование рассматривается как наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирование лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок заменяет другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре. Опыт замещения накапливается так же при освоении речи в изобразительной деятельности.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов, конструированию, для формирования природоведческих знаний, представлений о труде взрослых и другие. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

В дошкольном обучении используются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств, с внутренним строением организма. Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему психическому и физическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные символы – значки для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана, схемы маршрута. Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представления о мерке, о моделировании одежды.

При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О. М. Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логические завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку. В результате получается апперцептивная схема - полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку, показывают ее на фланелеграфе и тому подобное.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от речевого высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные способы соединения фраз. Самый распространенный из них – цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения, лексический повтор, синонимическая замена. Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций. Предложения могут соединяться и с помощью параллельной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже противопоставляются.

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающие качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки, начинают активнее подбирать слова с противоположным и близким значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова. Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи.

Таким образом, развитие речи детей включает:

• Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

• Развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.

• Знание правил и норм речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.

2. Практическая часть. Эффективность игрового моделирования как средства формирования связной речи у детей (фотозапись).

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое моделирование как средство развития связной речи детей
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 19:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровое моделирование как средство развития связной речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Копьева (УИ 2417811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД