Лучший педагог года

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания

Марина Ивановна Жидкова
Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

В. Берестов

Каждый из нас испытывает влияние родной природы на себе. И знает, что она является источником первых знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Необходимость экологического воспитания продиктовано самой жизнью. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру. Процесс экологического воспитания долгий и сложный. Поэтому следует начинать воспитание экологической культуры с раннего детства, когда закладываются все основы нравственности и общей культуры личности человека.

Публикация «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания» размещена в разделах

С целью повышения экологического воспитания и образования дошкольников в нашей дошкольной организации большое внимание уделяется именно теме экологии.

Развитию наблюдательности, внимания и любознательности дошкольников нашей группы способствуют как прогулки на участке детского сада, так и экскурсии в парк, наблюдения за объектами живой природы на участке, расположенном рядом с детским садом. Именно наблюдая, у детей воспитывается интерес и любовь к животному и растительному миру.

Жизнь детей всегда и везде соприкасается с природой. Внимание дошкольников привлекают яркие цветы, насекомые, птицы, бегущие облака, падающие хлопья снега, капельки дождя на окне или на луже. Поэтому, взрослым, нельзя терять времени зря, необходимо использовать этот интерес детей для их развития.

В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно - образная формы мышления. В течение года дети имеют возможность выражать свои чувства, показать свои знания и умения во всех видах деятельности. Так, например, изучая лексическую тему «Домашние животные и их детёныши» дети нашей группы с огромным удовольствием рассказывали о своих домашних питомцах, рисовали их, делились своими впечатлениями о приобретении маленького котёнка или щенка, мастерили игрушку для своего любимца. А тема «Дикие животные и их детёныши» дала простор для фантазии при изготовлении поделок из природного материала. В своих работах дети использовали шишки, жёлуди, яичную скорлупу, плоды каштанов, скорлупу грецких орех. Интересные работы по аппликации получились с использованием песка и опилок. Детям было интересно сначала нанести эти материалы на картон, а потом после высыхания раскрасить их в яркие цвета.

Игры на лужайке, на берегу реки или моря, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Они способствуют развитию эстетического воспитания в процессе ознакомления с природой. Всё это дети отражают в своих рисунках. С целью показать разнообразие растительного мира, воспитать бережное отношение к растениям, детям было предложено нарисовать цветы на клумбе. Работы получились разнообразные, яркие, радовали нас на выставке рисунков.

Ведение календаря природы и погоды, дневника наблюдений помогают упражнять в определении состояния погоды. Дети с удовольствием отмечают состояние погоды (солнечно, дождливо, ветрено, идет снег, делают зарисовки в календаре).

Первое экологическое понятие, которое нужно дать детям – любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это прежде всего, потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют живому существу жить, размножаться, быть полезным и интересным. А это значит, что работа в уголке природы позволяет доказать это. В группе установлено дежурство в уголке природы. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выполняют обязанности дежурных. Они с удовольствием поливают комнатные растения, вытирают пыль с листьев, рыхлят землю. Увлекательным делом становится пересадка комнатных растений. Именно при пересадке дети могут увидеть все части растения: корень, стебель, листья. С восхищением и трепетом наблюдают за растением, которое начинает цвести. Они узнают, что такое бутон, что потом он превращается в цветок. А когда растение отцвело, то на месте цветка могут появиться семена. Также дети узнают о полезных свойствах растений. Даём понять, что есть растения опасные, поэтому содержать их в уголке детского сада нельзя.

Для дошкольников игра является ведущей формой деятельности, в которой ребёнок естественным образом усваивает различные представления о явлениях природы и её закономерностях. Игры способствуют углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире. Особое место в экологическом воспитании и обучении дошкольников отводится дидактическим играм. Каждая дидактическая игра включает в себя дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, которые применяются на занятиях, обогащают ребёнка новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Во время образовательной деятельности и на прогулках предлагаются различные дидактические игры : «Назови одним словом», «Знаешь ли ты грибы?», «Живое - неживое», «Узнай птицу по голосу», «Летает - не летает», «Там на неведомых дорожках», «Найди, где живёт птица», «Керженский заповедник», «Экологическая почта Керженского заповедника», игра – бродилка «Что хорошо и что плохо», «Найди лишнее», пазлы «Эмблема Керженского заповедника», «Рассели животных по местам обитания», лото «Где, кто живёт, где что растёт?», пазлы «Растения - первоцветы», «Чьи следы?», «Собери картинку экосистемы из частей», лото: «Родная природа», «Кубики» - фото экологической тропы детского сада «Россияночка» и другие. Игры-путешествия, игры – поручения, игры – загадки, игры – беседы помогают что- то узнать, чему-то научиться, развивают уверенность, любознательность, радость от найденного решения.

Чтобы разнообразить интерес дошкольников к экологическому познанию организована предметно-пространственная развивающая среда : «Мини-музей – Живая природа», «Центр экспериментирования», «Центр воды и песка». Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов. Но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребёнка. В центре экспериментирования, под руководством воспитателя дети имеют возможность заняться исследовательской деятельностью, анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы.

Экологическое воспитание дошкольников является началом длинного и трудного пути, на котором родители становятся не только носителями знаний о природе, но и образцом для подражания. Чтобы помочь родителям справиться с этой задачей, предлагаем консультации, беседы, памятки о том, как нужно преподнести тот или иной материал.

В работе с родителями по экологическому воспитанию предлагаем наблюдать вместе с детьми за растениями, животными, явлениями природы, за изменениями климатических условий и т. д. Кроме того рекомендуем привлекать детей к посадке растений, уход за ними; отправляясь на прогулку собирать природный материал для свободного творчества. Чтение художественной литературы. Беседы о природе и человеке помогают родителям ближе знакомить детей как с окружающей нас природой, так и с природой других стран и континентов.

Совместное творчество родителей и детей помогает отобразить красоту природы, выразить её в рисунках, аппликациях, поделках. Родители и дети приняли участие в конкурсах: «Эколята – защитники природы», «По страницам Красной книги», «Поможем птицам перезимовать», «Юный краевед». С целью формирования представлений о животных и растениях были созданы проекты: «Обитатели Керженского заповедника», «Экологическая тропа в детском саду». Для реализации проектов необходимо было заинтересовать детей. Для этого на прогулках, экскурсиях чаще обращали внимание на окружающие нас объекты и обитатели.

Вместе с детьми рассматривались иллюстрации, картинки. Дети познакомились с произведениями художественной литературы. Отгадывали загадки про животных.

Много проводилось наблюдений по сравниванию животных с птицами, рыбами, растениями. Дети находили сходства и различия между этими объектами природы. Для родителей была подготовлены консультации: «Экология и дети», «Экологическое воспитание в детском саду», «Ознакомление детей с Керженским заповедником».

Создан в группе мини-музей «Живая природа», макеты: «Керженский заповедник», «Уголок леса», «Уголок реки Керженец», «Насекомые», «Хатка бобра», «Пруд с утками», «Экологическая тропа в детском саду»

лепбуки: «Объекты и обитатели экологической тропы», «Красная книга», выставки рисунков и поделок на данную тему.

В группе был проведён КВН «Обитатели Керженского заповедника», где дети показали свои знания и умения.

После проделанной работы у детей появилось желание выразить свои эмоции в творческой продуктивной деятельности. В группе открылась творческая мастерская. Здесь дети в свободное время могли отобразить свои впечатления, эмоции в рисунках, поделках, используя бросовый и природный материал.

Благодаря этим проектам дети многому научились, это время было насыщено интересной деятельностью, прогулками и положительными эмоциями.

Экологическое воспитание детей, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, нужно исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для этого необходимо создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Мы должны научить детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка»Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка» Цель: Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания. Задачи: 1. Формировать основы экологической грамотности: представления.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания
Опубликовано: 25 мая 2022 в 15:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД