Приложение МААМ

Обобщение опыта работы «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Алена Милова
Обобщение опыта работы «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, Милова Алена Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47». Тема моего доклада «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста».

СЛАЙД 2

Публикация «Обобщение опыта работы „Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.

Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям

– к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий. У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй. Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному с взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – посильная уборка участка детского сада.

Задачи моей работы по данной теме : воспитать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать бережное отношение к родной природе и всему живому; дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностях; познакомить с именами тех людей, кто прославил город Арзамас; сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей.

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Современный дошкольник воспринимает родной город не так, как ребенок несколько десятилетий назад. Куцакова Л. В. отмечает, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают их спрашивать о непонятном.

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Эти задачи можно решать во всех видах детской деятельности: во время образовательной деятельности, в играх в труде,

в быту и т. п.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не прониклась этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом. Проанализировав свои знания о городе, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны.

Поэтому поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом, музеями и памятниками.

Для достижения этой цели я решаю следующие задачи:

СЛАЙД 3

Цель и задачи моей деятельности представлены на слайде.

Цель: воспитание детей дошкольного возраста через реализацию краеведческого подхода.

Задачи:

Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы дидактическими пособиями, сюжетно ролевыми играми, художественной литературой.

Формировать представления у воспитанников об истории родного города, традициях, достопримечательностях.

Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов по вопросам воспитания детей.

СЛАЙД 4

В своей работе по теме саморазвития я выявила несколько направлений, которые представлены на слайде:

Обогащение РППС группы;

Взаимодействие с воспитанниками;

Взаимодействие с родителями;

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

СЛАЙДЫ 5 – 12

ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать «создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также, имеющих различные, в том числе, ограниченные возможности здоровья; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность».

В первый год своей работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста через краеведение, в соответствии с перспективным планом по самообразованию, была пополнена предметно-пространственная среда группы дошкольного возраста : создан мини-музеи («Арзамас – городок», оформлена временная экспозиция мини-музея «Я помню – я горжусь!» Разработаны тематические альбомы («Достопримечательности города Арзамаса», «Музеи нашего города», созданы презентации «Арзамас-городок», «История возникновения г. Арзамаса». Для организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию были созданы следующие интерактивные игры: «Заплатки», «Наш Арзамас», «Узнай свой город Арзамас»; дидактические игры с разрезными картинками – «Собери картинку»; оформлен лэпбук «Арзамас». Так же был пополнен центр художественной литературы (стихи А. Барто, рассказы Л. Н. Толстого, Н. Носов «Незнайка и его друзья»). Предметно-пространственная среда для детей расширена и оснащена наборами для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». Пополнен наглядно-дидактический материал к празднику «День Победы» - «Главные сражения ВОВ», «Великая Отечественная Война». В результате участия в городском конкурсе макетов «Городок

– наш Арзамас», центр патриотического воспитания группы пополнился макетом улицы Калинина г. Арзамаса.

В течении 2-го года своей работы в соответствии с перспективным планом по реализации краеведческого подхода в патриотическом воспитании дошкольников, была пополнена предметно-пространственная среда группы дошкольного возраста : создан мини-музеи («Народные промыслы Нижегородской области»», оформлены тематические альбомы («Народные промыслы», «Знаменитые люди родного края» и др., созданы презентации «История основания города», «Русская национальная одежда». Так же был пополнен центр художественной литературы (рассказы А. П. Гайдара «Голубая чашка», «Сказка о военной тайне и мальчише-кибальчише», «Горячий камень», «Тимур и его команда»; атлас «Промыслы и ремесла России»; история России «Народные промыслы»; русские народные сказки «Царевна- Лягушка», «Морозко»). Предметно-пространственная среда для детей пополнилась игрой-лото «Чудо узоры», д/и «Народные промыслы», викториной «Эрудит», игрой с разрезными картинками «Достопримечательности города Арзамаса», куклой «Хохломская красавица», куклами мальчика и девочки в русских национальных костюмах. В результате участия в городском конкурсе макетов «Климатические зоны Земли», центр природы группы пополнился макетом «Умеренная климатическая зона России»

СЛАЙД 13 - 22

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОСПИТАННИКАМИ.

С целью ознакомления с бытом, культурой, традициями родного города, особенностями семьи, а также профессиями родителей, воспитания нравственных чувств у детей я строила свою работу с воспитанниками через разнообразные виды детской деятельности (познавательная, театрализованная, двигательная, изобразительная, игровая и т. д.).

1-й год работы

С воспитанниками были проведены беседы («Моя дружная семья», «Как я помогаю дома», «Наш любимый детский сад», «Кто работает в детском саду», «Наша группа», «Имя города» и др., игры («Семья», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть», «Детский сад», «Опасно-не опасно» и др.) образовательная деятельность, чтение художественной литературы (Е. Благина «Посидим в тишине», А. Барто «Маляр», О. Чусовитина «Самый лучший!», Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки «Гуси - лебеди», «Кукушка»; Н. Нищева «Я хожу в детский сад», В. Зайцев «Я одеться сам могу», О. Кригер «На прогулку», Н. Найденова «Наши полотенца» и др., инсценировки по прочитанному («Я иду в детский сад», тематические выставки («Моя семья» и др., просмотр мультфильмов, тематических альбомов. Были предложены воспитанникам интерактивные игры по теме. В ходе проведённой работы воспитанники начали расширять свои знания о семье, о детском саде, о родном городе, о Великой Отечественной Войне и земляках-героях; интересоваться такими сюжетно-ролевыми играми как: «Семья», «Магазин», «Больница», «Детский сад» и др.

2-й год работы

С воспитанниками были проведены беседы («Что такое семья?», «Мои семейные традиции», «Как был основан Арзамас», «Арзамас - вчера, сегодня, завтра», «Коренное население Арзамасского края», «Быт и традиции мордовского населения», «Русский народный костюм», «Великие люди Арзамасского края», «Животный и растительный мир родного края», «Наши пернатые друзья», «Деревья и кустарники» и др., игры («Узнай свой город Арзамас», «Чей костюм?», «Наш платочек голубой», «Четвертый лишний», «Рыбалка», «Будь внимателен», «С какого дерева листок» и др.) образовательная деятельность («Сарафан», «Кокошник», «Раскрась сарафан» и др., чтение художественной литературы (произведений А. П. Гайдара «Горячий камень», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Мальчиш – кибальчиш», «Голубая чашка»; русских народных сказок «Царевна – лягушка», «Как старуха нашла лапоть»; чтение книг об истории родного края, пословиц и поговорок о семье, тематические выставки («Природа моего края», «Мордовский сарафан» и др., просмотр мультфильмов («Морозко», «Мальчик и земля», мультфильмов по произведениям А. П. Гайдара, тематических альбомов. Так же, в рамках взаимодействия с социальными партнерами, два раза на протяжении учебного года в детский сад приезжал Арзамасский историко-художественный музей с мультимедийными лекциями «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Арзамас-городок».

В ходе проведённой работы воспитанники начали расширять свои знания о своей родословной, о традициях своей семьи; проявлять интерес к растительному и животному миру своего родного края; интересоваться традициями, историей и культурой Арзамасского края.

СЛАЙД 23 - 29

Благодаря полученным знаниям воспитанники группы получили возможность принять участие в детских творческих конкурсах на муниципальном и всероссийском уровнях, по результатам которых были награждены не только сертификатами участников, но и дипломами победителей:

1. Муниципальный уровень:

- Городской конкурс макетов «Арзамас - городок», ноябрь 2017 г.

- Областная детская научно-практическая краеведческая конференция, организованная отделом образования и катехизации Нижегородской епархии, Благочинием г. Арзамаса, Департаментом образования администрации г. Арзамаса,

Управлением образования администрации Арзамасского муниципального района и Арзамасским филиалом ННГУ им. Н. И. Лобачевского, диплом лауреата I степени, май 2018 г.

- Городской конкурс макетов «Климатические зоны Земли», диплом за II место, ноябрь 2018 года.

- Городской фестиваль исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я – исследователь», сертификат участника, февраль 2019 г.

- Городской конкурс рисунков для обучающихся образовательных организаций г. Арзамаса «Наш город- наш дом», 2 место, 2020 г.

2. Всероссийский уровень:

- Международный конкурс по воспитанию гражданственности и патриотизма «С чего начинается Родина?», диплом лауреата I степени, 2017 г., г. Москва.

- Военно-патриотический проект для детей и взрослых «Родина», диплом победителя, март 2018 г.

3. Региональный уровень:

- Региональный фестиваль исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я- исследователь», сертификат участника, март 2018 г.

- XII Областная детская научно-практическая краеведческая конференция «Православные следопыты – 2019», апрель 2019 г

- Региональный конкурс театрального творчества детей дошкольного возраста в номинации «Авторское творчество», диплом победителя, октябрь 2019 г.

- Региональный конкурс детского рисунка «Мир-красками детства» на тему «Наше будущее глазами детей» в номинации «Наш город (село) в будущем», диплом победителя, октябрь 2019 г.

СЛАЙД 30 - 35

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Неотъемлемой частью реализации краеведческого подхода в воспитании детей дошкольного возраста является активное участие родителей в жизни группы и детского сада в целом. Для активизации родителей были проведены выставки поделок и творческих работ («Наши руки не знают скуки», «Герб моей семьи», «Моя семья», «Мой любимый детский сад», выставка фотографий «Я живу в Арзамасе», «Открытка ветерану»). Так же были проведены родительские собрания и изготовлены консультации для родителей («Моя семья – моя крепость», «Семья и детский сад», «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания детей

4-5 лет»).В ноябре 2017г. в Арзамасском историко-художественном музее прошел городской конкурс макетов «Городок наш - Арзамас», организованный департаментом образования администрации города Арзамаса среди дошкольных образовательных организаций города. Основной целью данного мероприятия стало формирование познавательного интереса у воспитанников в ДОО к истории города Арзамаса. В изготовлении макета активное участие приняли родители группы № 6, которые оказали помощь в сборке каркаса макета, подбирали и распечатывали фотографии. Сам процесс изготовления макета, побудил семью нашей воспитанницы к написанию небольшого стихотворения, которое она прочла перед членами комиссии во время защиты макета.

В декабре 2017г. семьи воспитанников приняли участие в выставке работ «Елочные игрушки в винтажном стиле».

В апреле 2018 года семьи воспитанников приняли участие в выставке творческих работ «Пасхальный сувенир». Также, с целью приобщения родителей и воспитанников к истории родного края, была организована экскурсия выходного дня в Арзамасский историко-художественный музей.

В мае 2018 года семьи воспитанников приняли участие в акции «Бессмертный полк». Для активизации родителей воспитателями были проведены выставки поделок и творческих работ («Выставка рисунков по произведениям А. П. Гайдара», «Природа моего края»; выставки фотографий «Родители тоже были детьми», «Интересный кадр»). Так же были проведены родительские собрания и индивидуальные консультации для родителей («Генеалогическое древо семьи» и др.)

В ноябре 2018г. в МБДОУ д/с №14 прошел городской конкурс макетов «Климатические зоны Земли», организованный департаментом образования администрации города Арзамаса среди дошкольных образовательных организаций города. Основная задача данного конкурса - активизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста навыков экологически грамотного поведения в природных условиях, поддержанию интереса к объектам живой и неживой природы, воспитанию у дошкольников эмоционально-положительного, бережного отношения к объектам окружающей природы. От нашего детского сада был представлен макет «Умеренная климатическая зона России», в создании которого приняли участие родители группы старшего дошкольного возраста №6. Процесс создания макета оказался настолько увлекательным, что за ним с интересом наблюдали не только воспитанники, но и их родители. А семья воспитанницы гр. № 6, Кальковой Киры, даже написала стихотворение о природе родного края, которое Кира и представила членам комиссии во время защиты макета.

С целью приобщения родителей и воспитанников к истории родного края, а именно к истории русского национального костюма, в феврале 2019 года была организована экскурсия в Арзамасский историко-художественный музей.

В апреле 2019 года семьи воспитанников приняли участие в досуговом мероприятии «Моя семья. Мое семейное древо».

С целью ознакомления с профессиями родителей, в апреле 2019 г. была организована экскурсия в пожарную часть №47 г. Арзамаса.

В течение учебного года для родителей были подготовлены рекомендации («Экскурсия выходного дня в городской парк», «Ознакомление детей с народами Арзамасского края» и др.); изготовлены тематические альбомы («Народные промыслы», «Знаменитые люди родного края»); дидактические игры с разрезными картинками («Народные промыслы» и др.). Была организованы экскурсии в Муниципальное учреждение культуры «Историко-художественный музей г. Арзамаса» и пожарную часть №47 г. Арзамаса. Родители совместно с детьми приняли участие в досуговом мероприятии «Моя семья. Мое семейное древо».

Родители приняли активное участие в пополнение мини-музея «Народные промыслы Нижегородской области», в создании макета «Умеренная климатическая зона России». Они заинтересовались данной темой, поэтому принимали активное участи в воспитательно-образовательном процессе по инновационной деятельности. Всё это способствовало не только расширению знаний родителей, но и вызвало у них желание более подробно рассказать своим детям об истории города, достопримечательностях.

СЛАЙД 36-38

ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

СЛАЙД 39

Используемые источники

В результате проведенной работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения :

1. Была оформлена и пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы.

2. У воспитанников достаточно сформированы представления о своей семье, детском саде и родном городе, о наших земляках-героях, об истории, культуре, традициях родного края, а также о флоре и фауне Арзамасского края.

3. Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания детей за счет вовлечения в совместную деятельность.

4. Я повысила свою педагогическую компетентность по вопросам воспитания детей старшего дошкольного возраста через краеведение за счет изучения научно-методической литературы и обобщения педагогического опыта на различных

уровнях.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 13:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Милова (УИ 1252625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД