Наталия Якимова
Обобщение опыта работы по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей родины.
Публикация «Обобщение опыта работы по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.
Задачи моей работы :
- воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через нетрадиционные формы совместной с семьей деятельности;
- развитие интереса к чувашским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении с семьями детей старшего дошкольного возраста. Итогом работы по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста стала организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Первоначально я выстроила блочную систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Диагностический блок помог мне выявить запросы родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, большинство родителей плохо осведомлены в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. Это говорит о том, что родители не читают периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников.
Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил. Вот они:
- Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
- Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.
- Покажи ребенку хороший пример.
Получив необходимую информацию, обработав её, я перешла ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственному воспитания дошкольников. На теоретическом этапе был разработан план работы по духовно-нравственному воспитанию в содружестве с семьей.
Затем перешла к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны. На первом этапе мне помогли такие НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ работы семьей, как акции. Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия.
Акция «Мамина колыбельная», где родители вместе с детьми записывали свои колыбельные песенки и в итоге акции мы получили музыкальный альбом включающий колыбельные песни на родном национальном языке (русские, чувашские, татарские и др., и при укладывании детей на дневной сон я спрашивала деток, чью песенку мы сегодня будем слушать? Эта акция помогла мне сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям, укрепить национальное единство.
Другая акция «Солнце семейных традиций», где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи.
Родители имели возможность поделиться своей сокровищницей семейных традиций. Ребята познакомились с особенностями каждой семьи, их увлечениями. В итоге в группе был оформлен стенд в виде солнышка, лучами были повествования о семейных традициях. Эта акция помогла мне в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи, толерантности и уважения к каждой национальности.
Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была акция «Герб моей семьи».
Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Акция вдохновила семьи на изучение своих истоков и стимулировала стремление быть достойными членами своего рода. Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Каждая семья выбрала свой девиз : «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Нетрадиционная форма работы с семьей "Родительская почта" также помогает мне наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.
Очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном воспитании оказался проект «Генеалогическое древо». После моей консультации о составлении генеалогического древа семьи у родителей появилось желание составить родословные семей. В группе мы, совместно с родителями оформили выставку «Семейные древа». Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.
Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
В практике духовно-нравственного воспитания я также использую и ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ работы с семьей :
1. Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Мною было проведено родительское собрание «В хорошей семье хорошие дети растут». Данное собрание было проведено в нетрадиционной форме с участием семей воспитанников. Каждая семья продемонстрировала «Герб семьи», «Девиз семьи», национальные обычаи и традиции своей семьи. Дети читали стихи о семье, пели песни. Родители вспоминали пословицы о семье. При подготовке к собранию была оформлена выставка совместного творчества детей и родителей рисунки «Моя семья».
2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. В октябре прошел кулинарный праздник «Осеннее кафе», вовлекший гостей участвовать в приготовлении национальных блюд из даров осени, праздник закончился ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме. Ежегодно проводятся фольклорные праздники «Масленица раздольная», «Светлая Пасха», развлечение «Чувашские посиделки», также имеющие немаловажное значение для воспитания духовно-нравственных качеств у детей.
Праздник «Папа и я – большие друзья» (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть, помог пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил. Впервые наши воспитанники совместно со своими папами приняли участие в праздничном мероприятии - городской фестиваль "Папа-fest", посвящённый Дню защитника Отечества.
Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.
Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду посвящается ряд мероприятий: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники. Уважение, чувство гордости к ветеранам ВОВ воспитывает ежегодная акция в дошкольных учреждениях «Цветок ветерану». Дети сажают цветок, ухаживают за ним, затем выходят на дом к ветерану и преподносят цветок.
Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших воспитанников.
Не забываем мы и о 12 июня, где чествуем государственные символы России. Традиционно в детском саду мы с детьми группы и родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя – моя крепость». Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Очень помогают мне НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ формы работы :
1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Фотовыставки: «Мой родной город», «Мама жизнь подарила мне и тебе», «Самый лучший папа мой», «История нашего города», и многие другие. Родители приняли в их организации активное участие. Эта форма работы показала мне, что она пользуется у родителей популярностью.
3. Библиотека для родителей.
Я даю рекомендации по использовании в условиях семьи художественной литературы по определённой теме и предлагаю для чтения детям.
4. В своей работе использую информационные буклеты в помощь родителям.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Я уверена, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он
создает вокруг себя.