Юлия Коваленко
Обобщение опыта работы «Социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога, психолога, классного руководителя, воспитателя и других специалистов с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество.
Публикация «Обобщение опыта работы „Социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Трудная жизненная ситуация для ребёнка – это длительное и неблагоприятное состояние для развития его личности, связанное с недостаточным или противоречивым воздействием на него внешних условий (социальная среда) и внутренних условий (состояние здоровья, психики). Это явление обусловлено множеством различных причин и факторов, следовательно, коррекционные мероприятия по ее преодолению требуют комплексного подхода. Необходимо проводить работу не только с ребёнком, но и с его ближайшим окружением.
2. Технология социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой специально организованный, целенаправленный, поэтапный процесс реализации системы воспитательно-коррекционных занятий с использованием творческой деятельности, игровых методов и приемов.
3. Единство медицинского, психологического и социально-педагогического направлений, позволяющих обеспечить наиболее оптимальные условия для развития, воспитания, а также проведения профилактики. Работа направлена на повышение качества жизни и социальную адаптацию детей.
Актуальность опыта
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает реабилитационные центра ежегодно десятки тысяч детей выходят из таких учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. Ведущими причинами «социального сиротства» являются: лишение родительских прав (до 70%); отказ от воспитания ребёнка (до 20%); пребывание родителей в местах заключения (до 10%). У воспитанников реабилитационных центров масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия учреждений социальной защиты населения – помочь в социализации воспитанников.
Ведущая педагогическая идея опыта
Социальная работа и ее значение в социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сущность понятия «трудная жизненная ситуация» в научной литературе наиболее часто, а иногда и рядом с понятием экстремальный, употребляется термин «трудная ситуация». Он также не имеет четкого определения. Для того чтобы определить жизненную ситуацию как трудную, является нарушение социализации к жизни. То есть трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение социализации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни».Практическая социальная работа по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с семьей ребенка, особенно в тех случаях, когда семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социальное сопровождение ребенка и семьи. В свою очередь, сопровождение может быть определено как особая форма пролонгированной социальной помощи – патронажа. Патронаж в данном случае понимается как целостная и комплексная система социальной помощи, оказываемой в рамках деятельности социальных служб. Необходимо отметить, что система социальной работы складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений и учреждений культуры, государственных организаций. Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем можно выделить ряд основных направлений по обеспечению социальной работы. К этим направлениям относятся: пропаганда и разъяснение прав детей, семьи; изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки отдельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, социальных работников по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье; индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам; организация деятельности детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время. Организационный компонент системы поддержки, сформировавшийся за годы ее становления как механизм межведомственного взаимодействия, включает в себя следующий состав учреждений и организаций, которые различаются составом, категориями детей, их охватом, формами поддержки: - образовательные учреждения, в том числе: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы всех видов, учреждения начального и среднего профессионального образования, учреждения системы специального образования, учреждения дополнительного образования; - учреждения социального обслуживания.
Длительность работы над опытом
Работа многопрофильного центра социальной помощисемье и детям имеет свою специфику: разновозрастной состав реабилитационных групп, ограниченные временные рамки пребывания детей. Поэтому работа над опытом охватывает период шесть месяцев (время пребывания воспитанника в Центре).
Теоретическая база опыта
Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель. Основными целями социальной работы, с данной категорией являются: создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека; выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи; оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации; увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель). В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети. Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы экологических и техногенных катастроф; дети – жертвы стихийных бедствий, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств; дети – жертвы насилия; дети, У воспитанников масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений. Домашние связи у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разрушаются несколько раз: 1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками; 2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение – домом, а воспитателей и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим. Те, кого обижали в реабилитационном центре, ждут, что жизнь переменится к лучшему. Исследование показало, что кроме характера, воспитания, здоровья на социализацию ребенка влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения – чужие. Если социализация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу. В качестве основных показателей социализации можно отметить : – насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку; – насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу; – насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей; – развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности; – отсутствие девиантного поведения.
Новизна опыта
Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка. Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т. д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социализацию такой личности. Социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию широко развита и имеет различные направления, но ориентированы они в основном не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в данную категорию граждан.
Технология описания опыта
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
-Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;
-Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
-Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка :
-Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети, опеке, попечительстве;
-Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т. д.);
-Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. д.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:
-Раннее выявление неблагополучных семей;
-Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.
-Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
4. Социально-педагогическое консультирование :
-Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
-Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. ;
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:
-Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
-Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);
-Способствование пропаганде здорового образа жизни.
6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности:
-Работа в службах социальной защиты, службе занятости;
7. Организационно- методическая деятельность:
-Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
-Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
-Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.
Основные принципы, которыми должен руководствоваться социальный педагог в своей деятельности, заключаются:
- в целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
- в налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:
- на гуманном отношении к личности;
- на уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;
- на оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
- на поощрении её творческой самореализации.
Принцип конфиденциальности, предусматривающий:
- установление отношений открытости;
- сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.
Ожидаемые результаты
- уменьшение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учёте;
- снятие с учёта учащихся, состоящих на учете в ОДН;
- уменьшение количества семей, находящихся в СОП;
- снижение количества пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины, учащимися;
- увеличение количества детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.);
- своевременная координация действий с социальными службами по оказанию помощи детям.
Мониторинг
- статистические отчёты по школе и в разные ведомства;
- аналитические записки в органы социального взаимодействия;
- анкетирование;
- опрос;
- наблюдение.
Консультативная работа
1. Индивидуальные беседы, консультации детей;
2. Индивидуальные консультации родителей и членов семьи;
3. Индивидуальные беседы, консультации педагогов;
4. Групповые консультации родителей и членов семьи;
5. Групповые консультации родителей и детей;
6. Групповые консультации педагогов и детей;
7. Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи.
Заключение
Главное, что необходимо помнить - «трудным» ребёнок может оказаться из любой социальной группы. Он может иметь родителей, быть весьма обеспеченным и при этом быть «трудным». Трудным ребёнком может быть любой. Но какими бы дети не были «трудными» или «лёгкими», надо помнить, что они дети. А это главное при построении отношений. Им не чуждо всё детское. Дружба, взаимопонимание, и уважение - вот залог успешной работы с такими детьми.
На успешное развитие ребенка, формирование его личности оказывают влияние различные факторы и социальные институты, но роль семьи для любого возраста, особенно для детей, несравнима по своему значению и силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность человека. Именно в семье происходит его первичная социализация, овладение различными социальными ролями, закладываются основы духовно-нравственной воспитанности, формируется характер, стереотипы поведения в семье со своими близкими и в различных социумах, развиваются умения общения с другими людьми. Другими словами, человек учится быть человеком. Роль семьи состоит в создании необходимых условий, способствующих постепенной и гармоничной социализации ребенка в современном обществе. Исходя из значимости семейного воспитания, семью необходимо рассматривать как один из главных институтов социального развития ребенка. Поэтому важнейшим аспектом восстановления социального статуса воспитанника нашего центра является работа с его кровной семьей или поиск замещающей семьи. Многопрофильный центр социальной помощи семье и детям является посредником в системе отношений ребенка с семьей, заботится об изменении условий его жизнедеятельности через ориентацию близких на его нужды, на решение его проблем. Изучение семьи необходимо, прежде всего для того, чтобы найти возможность сохранить её для ребёнка, внося коррективы в его семейную жизнедеятельность. Решение вопроса передачи ребенка на дальнейшее воспитание является первоочередным в комплексной реабилитационной работе. Возвращение воспитанника в биологическую (родную) семью, которая способна создать необходимые условия для его дальнейшего развития, безусловно, идеальный результат его социальной реабилитации.
Список литературы
Литература ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 217704-5 // СПС Консультант + ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124-ФЗ // СПС Консультант + Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2012. №3 Беличева С. А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы : 2010, №1 Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 2012. – август. – с. 8–9 Гологузова М. Н. Социальная педагогика. М., 2011 Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб. : Питер, 2010. – 400 с. Дементьева И. Ф. Социализация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 2012 Диагностика и коррекция нарушений социализации подростков. Под редакцией С. А. Беличевой и И. А. Коробейникова. – М., 2012 Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 2010 – 110 с. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 2011 Кондратьев М. Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб. : Питер, 2011. – 304 с. Кривцова С. В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социализации подростков. М., 2010 Кулаков С. А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, издательство «Союз», 2011 Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе : от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2010 Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М., 2011 Мудрик А. В. Общение школьников. – М., 2012 Назарова И. Б. Социализация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2010 Назарова И. Б. Возможности и условия социализации сирот // Социологические исследования, 2011, №4 Нестерова О. Сирота до востребования / Труд. – 2005 – 23 сент., с. 1,2 Овчарова Р. В. Справочная книга социального работника. – М. : ТЦ «Сфера», 2011. – 480 с. Одинцова Л. Н., Шамахова Н. Н. Детский центр семейного типа. – 2000, Вологда: ВИРО – 56 с. Охрана прав детей.