Приложение МААМ

Обобщение опыта. Использование занимательного материала в ФЭМП

Ирина Афокина
Обобщение опыта. Использование занимательного материала в ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы

1 История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении.

2 Актуальность педагогического опыта

3 Результативность педагогического опыта.

4 Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта.

5 Выводы

1 История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении.

Публикация «Обобщение опыта, Использование занимательного материала в ФЭМП» размещена в разделах

Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы ребёнок находит ответ, идя путём проб и ошибок.

Обучение дошкольников началам математике должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.

В настоящее время большое внимание уделяется интеллектуальному и эмоционально – волевому развитию детей. Интеллектуальное развитие детей немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которые необходимо развивать.

Поэтому я поставила перед собой такие задачи:

- формировать у детей умение самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки; понятия об отношениях, алгоритмах, разбиении множеств;

- развивать у детей познавательные интересы, внимание, память, воображение, пространственные представления;

- приобщать детей к зрительному анализу;

- учить детей решать элементарные математические задачи (сравнивать количество, вычисления);

- поощрять желания детей к самостоятельной мыслительной деятельности, инициативности, умения согласованно взаимодействовать в группах и контролировать свои действия.

Отсюда цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Цель занимательного материала – подготовка детей к обучению в школе, развитие смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения задач.

Развитие логического мышления у детей я развивала через развивающие игры, которые имеют важное значение для успешного последующего школьного обучения. Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.

2 Актуальность педагогического опыта.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения – дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний.

Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и не сформированость собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Поскольку учебники математики вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.

Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

3 Результативность педагогического опыта.

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

Родителям я рекомендовала, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте с родителями, и детьми мы добились, хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе. Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны.

Таким образом, я пришла к выводу, что формирования мыслительной деятельности у ребенка через игру с использованием занимательного математического материала – приносят хорошие результаты. У детей возрастает интерес к знаниям, они лучше справляются с поставленной перед ними задачей, высказывает предположительный ход поиска, учатся анализировать и выделять существенные признаки предметов, думать целенаправленно. У ребенка развивается геометрическое воображения, умения сравнивать, обобщать, разделять на группы, делать выводы. Появляется элементарные математические представления. Ребенок свободно владеет алгоритмами. К старшей группе появляется адекватная самооценка, они учатся соотносить цель и результат.

Без затруднений у ребенка развивается внимания, память, воображения, творческие проявления – начинает самостоятельно мыслить и анализировать. Дети активно включаются в образовательную деятельность, задают много вопросов, стремятся делать выводы, т. е. появившейся интерес стал мотивом, побуждающим детей к получению знаний и умений.

4 Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта.

Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач. У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.

Создание воспитателем элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, организация вечеров досуга, математических развлечений.

Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач, решаемых педагогом на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, перенос и использование его в других видах элементарной математической деятельности, в играх. Осуществление всестороннего развития детей, решение задач индивидуальной работы с детьми, отстающими от сверстников в развитии, и детьми, проявляющими повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного математического материала в семье с целью решения задач всестороннего развития детей в период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе. Воспитатель рекомендует родителям сбор занимательного материала, организацию совместных с детьми игр, постепенно создавать домашнюю игротеку, изготовлять игры, приобретать игры промышленного производства. Единство в направлениях работы детского сада и семьи по данному вопросу будет способствовать развитию у детей интереса к занимательному материалу, умственных способностей.

5 Выводы

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок.

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны.

При условии правильно организованной учебно-воспитательной работы уже пяти – шестилетний ребенок способен овладеть такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, сериация, обобщение и сравнение.

Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Таким образом, предположение о том, что логическое мышление дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которое можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие условия:

1 Создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием.

2. Целенаправленное развитие математических способностей должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

3. Совместная деятельность воспитателей, родителей должна быть направлена на развитие математических способностей.

4. Игры, направленные на формирование математических способностей должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности. Необходимо продумать вариативность игр и заданий.

5. Систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности.

Анализ работы с дошкольниками показал, что у детей сформированы такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий. Дети умеют не только думать, следить за координацией движений, но и использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений и сочетаний однородных предметов, строить высказывания с союзами «и», «или», понимать суть отрицания и частицы «не».

Публикации по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников», обобщение опыта. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №251» Использование здоровьесберегающих технологий в.

Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М. В. Ломоносов) В работе по формированию элементарных математических.

Консультация «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС» Консультация для воспитателей «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС».

Обобщение опыта по патриотическому воспитанию дошкольников «Отшумели бои, далеки те года, что бойцы за свободу сражались.» (описание педагогического опыта в подготовительной группе) Содержание:.

Обобщение опыта работы «Дидактическая игра в сенсорном развитии детей раннего возраста» Слайд 3 Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Опыт работы на тему роль занимательного математического материала в обучении детей счёту Проблема формирования представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста с давних лет интересовала выдающихся педагогов.

Роль занимательного материала в реализации программы естественного математического развития дошкольников Цель: Воспитывать радость познания нового мира. Девиз: Я слышу – и я забываю, Я вижу - и я запоминаю, Я действую – и я понимаю. Задачи:.

Тема опыта: Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения. Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения. Технология опыта. Считаю, что.

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активностиВлияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности Работая с дошкольниками более 30 лет, я каждый раз убеждаюсь в том, что подготовка к обучению в школе средствами занимательной математики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта. Использование занимательного материала в ФЭМП
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 17:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта. Использование занимательного материала в ФЭМП» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Афокина (УИ 739924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД