Папки-передвижки

Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5–7 лет через малые формы фольклора

Татьяна Петровна Белоусова
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5–7 лет через малые формы фольклора

Управление образования Тайшетского района МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

Обобщение опытом работы

Тема: «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5-7 лет через малые формы фольклора»

Подготовила: Белоусова Татьяна Петровна,

воспитатель МКДОУ детский сад № 4 г. Бирюсинска

2023 год

Добрый день, уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего сообщения «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5-7 лет через малые формы фольклора»

Публикация «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5–7 лет через малые формы фольклора» размещена в разделах

В процессе формирования социально-коммуникативных навыков ребенок приобретает практические умения, которые позволяют ему адаптироваться в обществе. В ФГОС ДО для решения данной проблемы выделены две образовательные области «Социально - коммуникативное развитие» и «Речевое развитие». Это не случайно. Ведь от того, насколько хорошо ребенок умеет владеть своей речью, зависит успешность в учебе, жизни, социализации.

Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, в выражении своих чувств и эмоций, что тесно связано с зависимостью от телевизора и интернет гаджетов. Часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, речевой культуры, доброжелательности в отношениях между людьми.

Чтобы решить данную проблему, я начала поиск оптимальных средств социально - коммуникативного развития. Для этого, я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простого и доступного для восприятия детьми материала. Фольклор — это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор — это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Работа проводится в разных видах деятельности:

На занятиях используем: песни, стихи, поговорки, пословицы, загадки. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Участие в различных сценках, постановках помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

На прогулке, часто используются считалки, которые помогают вести честную игру, не ссориться, развивают умения договариваться, выбрать водящего.

Наш сад находится в очень удобном месте, у нас рядом находится лес, и мы с детьми часто ходим на экскурсии. Где для наблюдений за сезонными явлениями использую элементы устного народного творчества - загадки, старинные приметы, стихи.

В нашем детском саду традиционно проводятся следующие фольклорные праздники :

«Осенины» - на котором дети читают стихи, рассказывают о приметах, отгадывают загадки, играют.

«Колядки» - дети знакомятся с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, с обрядом колядования; приобщаются к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

«Масленица» - Как положено на празднике, дети от души веселятся: водят хоровод вокруг Масленицы, поют русскую народные песню «Блины», частушки, играют в игры: «Гори, гори ясно», состязаются в конкурсах; «Перетяни канат», «Кто дальше бросит валенок», «Перенеси блин», отгадывают загадки, кричат заклички. Традиционно праздник заканчивается угощением вкусных и ароматных блинов, которые с любовью готовят родители наших воспитанников.

«Ивана –Купала» - праздник проходил на свежем воздухе, дети были одеты в русские народные костюмы. В ходе мероприятия дети познакомились с историей возникновения данного праздника, его традициями, обрядами и играми.

12 июля совместно с Бирюсинским краеведческим музеем был проведен праздник косоворотки. Где дети знакомились со старинным инвентарем по стирке и глажке белья, пробовали сами гладить по старинке. Также водили хороводы с русскими народными песнями, играли в народные игры.

Во время таких праздников дети не только учатся взаимодействовать друг с другом, развивают свои эстетические чувства, но и знакомятся с культурой своей народа, а также с традициями, которые пришли к нам из глубокой древности и некоторые сохранились и по сей день.

Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе дает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Создан уголок социально – коммуникативного развития, мини библиотека, мини- музей «Комната старины», центр сюжетно –ролевой игры, уголок конструирования, театральный уголок. Созданы картотеки пальчиковых игр и потешек.

Для удобства обыгрывания сказок мною был создан сундучок «В гостях у сказки». Где собраны нарисованные герои русских народных сказок, дети могут брать и на фланелеграфе показывать сказки, сами выбирают себе персонажа, договариваясь между собой, что они будут показывать и рассказывать сказку. Также в этом сундучке находятся иллюстрации, которые можно соотнести той или иной пословице.

С родителями были проведены: консультации «Роль потешек в социально – коммуникативном развитии дошкольников»

-памятки для родителей: «Сказка – это важно!», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста»;

-буклеты: «Фольклор – кладезь народной мудрости», «Малые формы фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков», «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Результатом работы стали следующие изменения:

Дети знают и используют потешки, песенки, стишки, в разных видах деятельности, охотно показывают сказки, как в драматизации, так и на фланелеграфе.

Появилось доброжелательное отношение к окружающим, открытость в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

Повысился интерес к различным видам народных игр, участию в совместных играх.

Так как коммуникативные навыки личности закладываются в раннем детстве и формируется на протяжении всей жизни, можно сделать вывод, что очень важно развивать у детей социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками, и я считаю, что через малые формы фольклора это сделать легко и доступно, а также интересно детям.

Работа в данном направлении будет продолжена, для этого я планирую:

1. Продолжать обогащать методический материал в виде лепбуков и проектную деятельность, развивающую среду в группе

2. Усовершенствовать систему работы с родителями путем сотворчества и приобщения родителей к активному участию в воспитании детей :

-родительские собрания;

-общие фольклорные праздники;

-организации выставок народного прикладного искусства

Проект решения:

1. Принять информацию к сведению.

2. Рекомендовать педагогам использовать в работе со старшими дошкольниками малые фольклорные формы в различных видах детской деятельности: игре, общении, образовательной деятельности, а также в тесном сотрудничестве с музеем. С целью усвоения норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5–7 лет через малые формы фольклора
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 09:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД