МААМ-картинки

Обобщение опыта «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов»

Галина Косарина
Обобщение опыта «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов»

]Работая последние годы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечается следующая закономерность: все большее количество малышей поступают в детский сад с нарушениями в сфере общения. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Публикация «Обобщение опыта „Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов“» размещена в разделах

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Возможно, это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

Данная проблема заинтересовала, и было принято решение провести диагностику для того, чтобы четче определить направления работы по развитию коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Наблюдение показало, что большая масса детей приходя в группу не здоровается друг с другом (только с воспитателем, не замечают настроения друг друга (к ревущему ребенку подошла только одна девочка). Неохотно (в основном по просьбе педагога) помогает сверстникам. Не оценивают действия сверстника. Не делятся игрушками. Дети не доброжелательны к сверстникам. Анализ работы ДОУ по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста, актуализирует проблему разработки и внедрения комплекса мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Умение общаться является одним из важных пунктов правильного развития ребенка. Освоение ребенком человеческой культуры невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми, что особенно актуально для детей младшего дошкольного возраста.

Ребенку с проблемами развития коммуникативных умений сложно понять происходящие вокруг него события, чувства людей, смысл их поступков. Он испытывает трудности в установлении дружеских отношений с другими детьми.

Ребенок с высоко развитыми коммуникативными способностями легко адаптируется к любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования и развития коммуникативных навыков с раннего детства.

Развитие коммуникативных навыков относится к числу важнейших педагогики проблем и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные в трудности общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно жизнь обогащает детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Взаимоотношения с другими людьми зарождается наиболее и интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому родителям и педагогам нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение детей вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать.

В настоящее время в ДОО отсутствует четко отлаженная система занятий по развитию коммуникативных навыков детей. Педагогами проводятся отдельные мероприятия, занятия, но они не способны в полной мере способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников.

Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, педагогами и родителями не уделяется должного внимания данной проблеме. В связи с этим выявлено противоречие: между важностью развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста и недостаточностью методических рекомендаций для осуществления этой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: каким образом осуществлять развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации?

В рамках данной проблемы была определена тема опыта : «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов».

В дошкольном возрасте ребенок получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего он формируется как социальная личность. Неумение ребенка организовать и поддерживать общение, высказать свою точку зрения, вести диалог может привести к личностным и поведенческим нарушениям, появлению замкнутости или чувства отверженности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства.

Работа по коммуникативному развитию детей через использование интерактивных методов была начата с создания предметно-пространственной развивающей среды в группе (с привлечением родителей, как активных участников педагогического процесса).

Был оборудован игровой уголок, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры. В ходе работы постепенно добавлялись новые атрибуты. Оборудован центр театра: изготовлены шапочки – маски сказочных персонажей, различные виды театра, пополнили уголок ряженья.

Изготовлены и подобраны дидактические интерактивные игры, направленные на ознакомление с социальной действительностью, с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей.

Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям, направленным на социально-коммуникативное развитие детей.

В книжном уголке были подобраны книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение. Созданы альбомы с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных. Также был составлен альбом с фотографиями детей с различными эмоциональными состояниями.

Система работы по коммуникативному развитию детей состоит из 25 занятий и рассчитана на 1 год (младшая группа детского сада). Занятия с подгруппой детей (3—8 человек) проводятся продолжительность 10 - 15 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей детей). Занятия проводятся в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются интерактивные методы адаптированные для детей младшего дошкольного возраста.

Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий желательно использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей.

Формы работы с родителями разнообразны: беседы, консультации, родительские собрания, просмотр видео материалов из жизни детей группы, участие в занятиях. Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по коммуникативному развитию детей посредством интерактивных технологий.

В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству такими играми, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-коммуникативного развития; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей, просматриваем видеосюжеты из жизни детей в группе.

Результативность проведенной работы отслеживалась с помощью мониторинга по итогу реализации системы занятий по развитию коммуникативных умений у младших дошкольников, посредством интерактивных методов на протяжении трех лет. Это позволило оценить степень эффективности проведенной работы, путем отслеживания динамики.

Наблюдая за детьми в группе, теперь можно отметить, что дети с радостью помогают сверстникам (собрать игрушки, одеть обувь). Дети стали интересоваться сверстниками, активно включаться во взаимодействие с ними.

Таким образом, адаптация к условиям ДОУ современных интерактивных методов является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Игровая предметно - развивающая среда включала: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровую атрибутику разного.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Игра, как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Игра.

Методические рекомендации «Влияние дидактических игр на развитие коммуникативных навыков детей младшего возраста» .

Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности» Обобщение опыта учителя – логопеда Руденской Надежды СергеевныТема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством.

Песочная терапия, как способ развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 23 «Социально – коммуникативное развитие детей младшего.

Подготовка к праздникам, как способ формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возрастаПодготовка к праздникам, как способ формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Способность к общению не является врожденной, эти способности необходимо развивать у малышей с раннего возраста, тогда у ребенка не возникнет.

Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Реализация педагогических условий как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Возрастные особенности.

Опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это важный период в жизни человек. Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский.

Развитие речи — рассуждения у детей дошкольного возраста посредством методов поискового содержания ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. Цель опыта: Развивать речь – рассуждение ребёнка посредством методов поискового содержания. Задачи: 1. Развивать речь-рассуждение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов»
Опубликовано: 22 ноября 2019 в 21:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД