МААМ-картинки

Обогащение словаря детей с ОНР посредством приобщения к русскому устному народному творчеству

Муханова Елена Владимировна
Обогащение словаря детей с ОНР посредством приобщения к русскому устному народному творчеству

2022 год объявлен годом культурного наследия народов России, в целях сохранения культурных традиций, «культурной самобытности народов».

Мы – русские и наша культура, быт, язык знаком многим народам во многонациональной стране.

Первое. Что слышит ребёнок с рождения – голос мамы, язык на котором она поёт малышу колыбельные, развлекает его потешками и прибауткам. Это то, что идёт из глубины веков, это то,что необходимо нам сохранить, оставить в детях.

Публикация «Обогащение словаря детей с ОНР посредством приобщения к русскому устному народному творчеству» размещена в разделах

Русская речь многообразна в своём звучании и величии. А. С. Пушкин в своих строках упоминал: «…А как речь-то говорит, словно реченька журчит хочется, чтобы дошкольники относились к русскому слову с уважением, берегли родной язык.

С этой целью в программу развития детей включено очень много произведений устного народного творчества. Устное народное творчество россиян – настоящая сокровищница мудрости, опыта, вымысла.

Русский фольклор имеет огромное воспитательное и коррекционное значение. По выражению Д. С. Виноградова: «Малые фольклорные формы вызваны к жизни педагогическими потребностями народа…»

Актуальной задачей современности является показ самобытности и красоты русского языка через малые жанры русского фольклора : заклички, песни, припевки, колядки, забытые обряды; формирование у детей интереса к детскому устному народному творчеству, русской народной культуре, русскому языку.

Детям дошкольного возраста произведения детского фольклора помогает становиться личностью, развиваться, необходимы для выражения своего мира в художественной форме.

У дошкольников с ОНР словарный запас скуден, не сформирована грамматическая система речи. Малые фольклорные формы помогают преодолевать эти проблемы, с этой целью их предпочитают использовать педагоги в коррекционной работе.

В своей практике с такими детьми, стараюсь использовать всё многообразие фольклорных жанров. Это приносит неплохие результаты. Потешки и скороговорки – отличный дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного произношения.

Ай, бу-бу, бу-бу, бу-бу

Дудит Ворон во трубу.

Люли, люли, люленьки

Прилетели гуленьки.

Использование пословиц и загадок формирует словообразовательную сторону речи, помогает усвоению антонимов, синонимов, развивает логическое мышление.

Лежит под крылечком- хвостик колечком.

(Собака)

Хвост - крючком, рыльце – пятачком.

(Свинка).

Доступные по форме и содержанию малые жанры устного творчества русского народа использую при проведении дыхательной гимнастики, физкультминуток, для упражнений на развитие мелкой моторики рук, что благотворно влияет на развитие речи дошкольников.

Коррекционно- развивающий фольклорный материал подбираю в соответствии с лексическими темами и при подготовке к календарным праздникам в группе, с учётом активного познания детьми окружающего мира, уровня речевого развития детей.

В группе организовала мини- музей русского быта, мини-библиотеку русского фольклора, мини-музей музыкальных инструментов, который пополнили народными инструментами : глиняными колокольчиком и свистулькой, деревянными ложками и дудочкой. Дети могут не только созерцать на экспонаты, но и пробовать инструменты на звучание. Это помогает корректировать дыхание, слух и моторику. Под звуки инструмента можно выполнять плясовые движения, что развивает двигательную активность, а дети пополняют ещё и словарный запас (свистулька, деревянные, глиняные. дудеть, плясать).

В процессе работы по обогащению словарного запаса детей с ОНР посредством использования произведений детского русского фольклора расширились детские представления об окружающем мире; сформировались первоначальные знания о русской культуре; обогатился словарный запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей стала ярче, выразительнее, эмоциональнее; повысился интерес к творчеству русского народа, родной культуре, стараются использовать в своей речи малые фольклорные жанры.

Считаю, что использование произведений устного народного творчества в коррекционной работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможности чётко организовывать свои высказывания, логически обосновывать и транслировать свои мысли.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Мастер-класс («Музыкальная открытка» практическая часть) «Обучение детскому русскому народному танцу детей с ОНР»Мастер-класс («Музыкальная открытка» практическая часть) «Обучение детскому русскому народному танцу детей с ОНР» Музыкальная открытка Забавушка: -Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные! Соизвольте люди.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря детей с ОНР посредством приобщения к русскому устному народному творчеству
Опубликовано: 24 июня 2022 в 15:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД