Приложение МААМ

Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста на примере работы со словом-доминантой «Гриб»

Наталья Матвеева
Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста на примере работы со словом-доминантой «Гриб»
▼ Скачать + Заказать документы

тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста

(на примере работы со словом-доминантой «ГРИБ»)

Выполнили:

Матвеева Н. В. Воспитатель МБУ д/с № 200 «Волшебный башмачок»

Технологическая карта работы со словом-доминантой «Гри

б» [/b]

Этап Цель Дидактическое содержание Методические приемы

1 Этап

ознакомления

(см. фрагмент 1 ООД) Знакомство

детей

со словом-доминантой

и его

понятийным содержанием (значением) Гриб-особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами.

Публикация «Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста на примере работы со словом-доминантой „Гриб“» размещена в разделах

Воспитатель загадывает загадку.

Проблемный вопрос: «Что такое гриб?»

Воспитатель дополняет ответы детей и даёт словесное объяснение слова-доминанты «гриб».

2 Этап

ориентации

– осмысления

(см. фрагмент 1 ООД) Знакомство

детей с

семантическим полем

на основе

одного вида

отношений

доминанты Доминанта – гриб

А) Вид отношений

– «Часть-целое»

Семантическое поле – грибница, ножка, шляпка, споры. Вопрос воспитателя, побуждающий детей уточнить «Из каких частей состоит гриб?»

Проблемный вопрос:

«Что такое споры гриба?»

3. Этап

организации

см. фрагмент 2 организации совместной деятельности педагога и детей

(познавательно-исследовательская) Моделирование детьми

семантического поля

(составление семантических полей на основе разных видов отношений

доминанты) Доминанта –гриб

А) Вид отношений – видовые отношения

Семантическое поле – несъедобный, съедобный. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением грибов и совместно с детьми обсуждают какие грибы, к какому виду относятся.

Организует дидактическую игру «Что в лукошко мы берем?» для моделирования детьми семантического поля на основе видовых отношений слова-доминанты.

Б) Вид отношений-родовые отношения

Семантическое поле-

поганка, сыроежка, лисичка, маслёнок, подберёзовик, сморчок, груздь, рыжик, волнушка, белый гриб, подосиновик, опёнок.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением грибов и совместно с детьми обсуждают какие грибы, к какому виду относятся.

Организует дидактическую игру «Грибная корзина» для моделирования детьми семантического поля на основе родовых отношений слова-доминанты.

В) Вид отношений – отношения качества

Семантическое поле – красивый, большой, гнилой, червивый, сморщенный, плесневый, старый, хрупкий, ароматный. Воспитатель организует словесную игру «Подбери как можно больше слов» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений качества слова-доминанты.

Г) Вид отношений – отношения многозначности

Семантическое поле –чайный гриб, атомный (ядерный) гриб, дождевой гриб, гриб-зонтик.

Воспитатель организует игру «Объясни значение»

для моделирования детьми семантического поля на основе отношений многозначности слова-доминанты.

Д) Вид отношений –отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные «грибной», «грибная»)

Семантическое поле –

дождь, суп, соус, салат, сезон, сбор, пень, аромат.

Семантическое поле-

поляна, икра, ножка, шляпка, опушка, приправа, пора.

Воспитатель организует игру «Кто быстрее?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «грибной», «грибная») слова-доминанты.

Е) Вид отношений-отношения состояния

Семантическое поле-

вареный, жареный, соленый, сушеный, маринованый, тушеный. Воспитатель организует словесную игру «Как называются грибы» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты.

4 Этап применения

(см. фрагмент 3 ООД) Овладение детьми

смысловой

стороной

слова-доминанты

А) Речевая ситуация «Лесенка»: придумать однокоренные слова со словом-доминантой «гриб»

Семантическое поле –грибник, грибной, грибница, грибочек, грибковый, грибоед, грибовидный.

Воспитатель организует дидактическую игру «Лесенка» для овладения детьми смысловой стороны слова-доминанты и умение использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений:

«Как грибы после дождя»,

«Кто любит земле кланяться, без грибов не останется»,

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут». Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова.

Домашнее задание

Готовимся к посиделкам

«Поговорим о грибах» Подобрать и выучить стихи, загадки, пословицы придумать сказку со словом-доминантой «гриб». Воспитатель предлагает детям выбрать карточку с домашним заданием. Объясняет его суть.

Конспект фрагмента 1

совместной деятельности педагога и детей

(на основе познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой деятельности)

(работа со словом-доминантой «гриб»)

Цель: познакомить детей со значением слова-доминанты «гриб».

Задачи.

1. Познакомить детей со словом-доминантой «Гриб» и его понятийным содержанием (значением).

2. Познакомить детей с семантическим полем слова-доминанты «Гриб» на основе отношений «часть-целое».

3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений «часть-целое».

Материал: картинка-схема с изображением частей гриба.

Ход

I ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Я под шапкой цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

Воспитатель задает детям вопрос: «Что такое гриб?», выслушивает ответы детей, дополняет их и дает словесное объяснение слова-доминанты «гриб» (особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами).

II ЭТАП ОРИЕНТАЦИИ – ОСМЫСЛЕНИЯ

Рассматривание иллюстраций с изображением частей гриба.

Цель: закрепить представление детей о грибах, особенностях внешнего вида, познакомить с понятие «споры».

Содержание:

(На доску вывешивается картинка – схема гриба). Воспитатель говорит детям, что у грибов нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Воспитатель дополняет ответ, что еще есть корни – грибница и споры. Задает детям вопрос: «Что такое споры?» Выслушивает предположения детей и дает словесное объяснение. (Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки.)

Конспект фрагмента 2

совместной деятельности педагога и детей

(на основе разных видов деятельности)

(работа со словом-доминантой «Гриб»)

Цель: продолжать знакомить детей со значением слова-доминанты «Гриб».

Задачи.

1. Активизировать необходимые знания и обследовательские действия детей для создания системы смысловых связей в конкретном семантическом поле.

2. Способствовать овладению детьми умением самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.

3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантических полей на основе видовых отношений, родовых отношений, отношения качества, отношения многозначности, отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные, отношения состояния.

4. Развивать у детей умение самостоятельно пользоваться необходимыми обследовательскими действиями для выявления качеств и свойств объекта.

Методический материал: Дидактические словесные игры: «Что в лукошко мы берем?», «Кто быстрее», «Я начну, а ты продолжи», «Вопрос-ответ».

Материал:

Иллюстрации с изображением съедобных, несъедобных грибов и грибов двойников.

Картинки с изображением предметов, связанных со словом-доминантой «гриб» (прилагательные)

Иллюстрации с изображением предметов, обозначающие многозначность слова-доминанты «гриб»

Ход

III ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ

А) Дидактическая словесная игра «Что в лукошко мы берем?» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе видовых отношений слова-доминанты «гриб»).

Цель: знакомство с различными видами съедобных, ядовитых грибов и грибов-двойников.

Материал: иллюстрации с изображением съедобных, несъедобных грибов и грибов-двойников.

Содержание: воспитатель просит детей собрать съедобные грибы в корзину, называя их названия. Затем рассматривают оставшиеся грибы, называют их. Воспитатель просит объяснить детей почему эти грибы не положили в корзину.

Б) Дидактическая словесная игра «Грибная корзина» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе родовых отношений слова-доминанты «гриб»).

Цель: знакомство с различными видами съедобных и несъедобных грибов.

Материал: иллюстрации с изображением грибов.

Содержание: воспитатель сообщает детям о том, что из леса прислали корзину с грибами и предлагает посмотреть какие в корзине грибы (определяют какие грибы съедобные, а какие несъедобные).

В) Словесная игра «Подбери как можно больше слов» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношения качества слова-доминанты «гриб»).

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Содержание: воспитатель предлагает детям вспомнить как можно больше слов, обозначающие качества слова-доминанты.

Г) Словесная игра «Объясни значение» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношения многозначности слова-доминанты «гриб»).

Цель: формирование понимания многозначности слов.

Материал: иллюстрации с изображением предметов, обозначающие многозначность слова-доминанты «гриб».

Содержание: воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что изображено, используя слово-доминанту «гриб».

Д) Эстафета «Кто быстрее?» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «грибной», «грибная») слова-доминанты «гриб»).

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе совместной игровой деятельности; обогащать словарь детей прилагательными «Грибной, грибная» со словом–доминантой «гриб».

Материал: иллюстрации с изображением, отвечающих на вопрос «Грибной-что?», «Грибная-что?», связанных со словом-доминантой «гриб».

Содержание: воспитатель предлагает разделиться на две команды и подобрать первой команде картинки к прилагательному «грибной», второй - к прилагательному «грибная».

Е) Дидактическая словесная игра «Я начну, а ты продолжи» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношения состояния слова-доминанты «гриб»).

Цель: формировать у детей умение продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.

Содержание. Воспитатель говорит предложения, выделяя в нем слово-доминанту «гриб», дети подбирают к нему слова, характеризующие состояние гриба, отвечающие на вопрос «Какие?»

Если грибы варят, то получаются грибы. какие? (вареные).

Если грибы жарят, то это грибы. какие? (жареные).

Если грибы маринуют, то это грибы. какие? (маринованые).

Если грибы тушат, то получаются грибы. какие? (тушеные).

Если грибы сушат, то получаются грибы. какие? (сушеные).

В заключении. В процессе работы способствовали обогащению лексики детей (расширению лексического запаса) с помощью слова-доминанты «гриб» и овладению смысловой стороной слова.

Формировали у дошкольников умение использовать разнообразные лексические средства в соответствии с контекстом и речевой ситуацией. Способствовали формированию у детей умение семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания, развитию у ребенка словесно-логического мышления.

Фрагмент 3

совместной деятельности педагога и детей

(на основе познавательно-исследовательской деятельности)

(работа со словом-доминантой «гриб»)

Цель: познакомить детей со смыслом слова-доминанты «гриб».

Задачи.

1. Активизировать детей осваивать смысл слова-доминанты в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании.

2. Способствовать овладению детьми умением использовать слово-доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

3. Способствовать овладению детьми умением использовать слово-доминанту в соответствии с контекстом художественного слова.

4. Обогащать словарь детей на основе лексики семантических полей слова-доминанты.

Материал. Дидактическая игра «Лесенка», карточки со словами; художественные слова: «Как грибы после дождя», «Кто любит земле кланяться, без грибов не останется», «Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут». Карточки с домашним заданием.

Ход

IV ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ

А) Речевая ситуация.

Воспитатель предлагает детям придумать однокоренные слов со словом-доминантой «гриб», используя дидактическую игру «Лесенка»

Дидактическая игра «Лесенка».

Цель: сформировать умение у детей овладевать смысловой стороной слова-доминанты «снег» и навыками использования доминанты в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

Материал: карточки с однокоренными словами.

Карточки к дидактической игре «Лесенка»

ГРИБ ГРИБОЧЕК

ГРИБНИК ГРИБКОВЫЙ

ГРИБНОЙ ГРИБОЕД

ГРИБНИЦА ГРИБОВИДНЫЙ

Содержание: воспитатель предлагает детям разложить по очереди карточки с однокоренными словами в виде лесенки (от меньшего слова к большему).

Б) Речевая ситуация: воспитатель предлагает детям объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений со словом-доминантой «гриб»:

«Как грибы после дождя»,

«Кто любит земле кланяться, без грибов не останется»,

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут».

Домашнее задание. Воспитатель предлагает детям выбрать карточки, с обратной стороны которых написано задание на дом.

Задания на карточках:

подобрать и выучить стихи о грибах;

подобрать и выучить загадки о грибах;

подобрать и выучить пословицы о грибах;

сочинить сказку «Волшебный гриб».

Публикации по теме:

Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение.

Информационная среда как средство обогащения деятельности детей дошкольного возраста Для педагогов информационная среда составляет важнейшую часть их культурного жизненного пространства, способствует развитию критического.

Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении Кравченко В. А Ерёмина Е. А. (поселок Щеглово, Всеволожский район, Россия) (МДОУ «ДСКВ № 13» п. Щеглово) Использование метода проектов для.

Из опыта работы «Формирование словарного запаса у детей с речевыми нарушениями посредством физической культуры» Проблема формирования словарного запаса у детей с речевыми нарушениями, в частности с ОНР, остается актуальной. Поэтому комплексный подход.

Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Статья написана в соавторстве с учителем - логопедом Шамановой Н. В. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой.

Из опыта работы с детьми с логопедическими проблемами на примере использования отечественных мультфильмов Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекционной логопедической помощи детям с негрубыми нарушениями речи в условиях логопункта.

Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР» Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами». Большое значение для.

Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы) Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и.

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур.

Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (Толз) в соответствии с ООП ДОв ДОУ На примере слова "СНЕГ" Технологическая карта работы со словом-доминантой «Снег» Этап Цель Дидактическое содержание Методические приемы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста на примере работы со словом-доминантой «Гриб»
Опубликовано: 2 сентября 2016 в 20:48
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста на примере работы со словом-доминантой «Гриб»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Матвеева (УИ 542638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД