Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Каша — мать наша, а хлеб — отец-кормилец»

Вера Бурцева
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Каша — мать наша, а хлеб — отец-кормилец»

Цель: формирование представлений о видах и особенностях приготовления каши у разных народов

Образовательные задачи:

- расширить представление детей о традиционных народных блюдах,

приготовленных из зерна;

- вызвать интерес к народному творчеству.

Развивающие задачи:

- развивать воображение, творческую активность;

- обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к хлебу;

- воспитывать интерес к народным традициям.

Оборудование: образцы злаков (рожь, пшеница, образцы круп, хлеб белый, хлеб ржаной, тканевые мешочки, лупа.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, чтение литературных произведений по теме. Беседа о традициях.

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о видах и особенностях приготовления каши у разных народов.

Ход образовательной деятельности

-Здравствуйте, ребята. Как называется наша страна? Какие народы живут в России? Каждый народ имеет и чтит свои традиции, быт, культуру. Мы с вами часто путешествуем, знакомимся с традициями, историей народов России. Давайте вспомним, где мы уже побывали. (Подходят к шкале времени.)

Ребята, хотите ещё продолжить знакомство с культурой народов?

Давайте подойдём к столу. На столе под вуалью блюдо, состоящее из разваренных в воде (или в молоке) зёрен, иногда с такими добавками, как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты и сухофрукты, варенье. Что это за блюдо? Мы отправимся в путешествие, чтобы познакомиться с особенностями приготовления каши у разных народов.

Встаньте в круг, закройте глаза и тот, кого я коснусь рукой, тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду,

в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять

можно глазки открывать.

Посмотрите вокруг, где мы оказались?

В избе. Хозяйка сварила кашу, накрыла на стол. Как вы думаете, сейчас будут завтракать, обедать или ужинать?

Каша очень распространена в русской кухне; во многих странах каша традиционная пища на завтрак. Традиционно кашу готовят в глиняных или чугунных горшках в русской печи. Как сейчас готовят кашу ваши мамы и бабушки?

Что нужно для приготовления каши? Давайте подойдём к столу и вы выберете всё необходимое.

С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили!

Сейчас проверим, из чего сварили кашу.

Я буду называть кашу, а вы злак, из которого её приготовили.

Пшённую – просо

Перловую – ячмень

Манную – пшеница

Кукурузную – кукуруза

Гречневую – гречиха

Геркулесовую – овёс

Овсяную – овёс

Давайте подойдём к следующему столу. Здесь лежит крупа, обратите внимание на то, как она выглядят. Чем похожи и чем различаются крупы? (Ответы детей.) Ребята, давайте посмотрим, хозяйка разложила крупу по мешочкам, попробуйте угадать на ощупь, какие там крупы. (Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы.)

Есть такая легенда, что именно каша была предвестником хлебопечения. Когда-то давно один неопытный кашевар готовил кашу, и то ли по неопытности, то ли по невнимательности насыпал крупы больше, чем следовало и, в результате, получилась лепешка. Кашевара наказали, а поскольку очень хотелось кушать, то начали есть лепешку из каши. Так появилось новое блюдо. Потом кашу заменили на муку и появился первый хлеб. Однако, это только легенда.

Русская кухня знает более двадцати видов каши: гречневая простая, гречневая с горохом, пшённая, овсяная, пшеничная, морковная, репная, гороховая. Ели каши из селёдки, сёмги, лососины, белуги и осетра. Можно предположить, что рыбу мелко-мелко резали, крошили и готовили с добавлением круп.

Необходимо сказать, что на Руси кашей называлось всё, что готовилось из измельченных продуктов. Были каши хлебные, которые варили из измельченных сухарей.

С появлением на Руси картофеля начали варить каши с добавлением картофеля. Эту кашу заправляли постным маслом и луком. И называлась такая каша – кулеш. Но картофелем наши предки не ограничивались. Были каши морковные, из репы, гороховые, соковые (на конопляном масле) и ещё огромное количество рецептов каши из овощей.

Какие пословицы и поговорки о каше вы знаете?

Хороша кашка, да мала чашка.

Каша – матушка наша.

Щи да каша – пища наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

С ним каши не сваришь.

В давние времена существовал такой обычай: если два врага хотели помириться, то они варили кашу и вместе её ели. Это была своеобразная форма мирного договора: кашу сварили вместе, съели – значит, заключили мир. Что сегодня означает эта поговорка?

Каши можно разделить на три вида:

кашицы, или жидкие каши – они зачастую употреблялись вместо супа, чаще всего с рыбой;

размазни, или вязкие каши;

крутые, рассыпчатые каши.

Как приготовить такие каши?

Всё зависит от количества жидкости, в которой варится крупа, и, естественно, продолжительности варки. Чем дольше варится крупа, тем больше образуется слизи, которая и определяет вид каши.

-Ребята, отгадайте, о какой каше загадка?

Черна, мала крошка,

А пользы в ней много.

В воде поварят,

Кто съест – похвалит.

- Конечно же, это гречка. Именно о ней говорили в русском народе: “Гречневая каша – матушка наша”, “Гречневая каша сама себя хвалит”.

Эти русские народные пословицы восхваляют гречневую кашу, которая и в старину на Руси наравне со щами и ржаным хлебом считалась основой богатырского русского здоровья. Гречневую крупу получают из гречихи. Гречиху любят не только люди, но и пчёлы. Пчёлы собирают с гречихи сладкий нектар.

Скажите, гречневая каша какая? – аппетитная, вкусная, рассыпчатая и т. д.

Особенно вкусна гречневая каша, выдержанная несколько часов в печи, запечённая с творогом.

Кухня любого народа не обходится без каши. Посмотрите, что лежит на тарелке?

Чечевица всегда присутствовала в пище древних чувашей. И в настоящее время во многих чувашских сёлах выращивают чечевицу и готовят из неё кашу.

Земледельцы нашей страны тоже давно подружились с чечевицей. Варёная чечевица была любимым кушаньем. До сих пор чечевичное зерно высоко ценится в нашей стране. Оно идёт на супы и каши, пюре и кисели, лепёшки и пирожки. А на кондитерских фабриках чечевичную муку добавляют в тесто, из которого выпекают высшие сорта печенья.

В татарской кухне часто готовят всевозможные каши — пшенная, гречневая, овсяная, рисовая, гороховая и т. д.

В мордовской кухне особое место занимает использование зерна и каш из него. Они предпочитают пшено, хотя перловка, полба и рожь (черная каша) также долгое время считались основным сырьем для приготовления кашиц.

Какая каша называется кашицей? Это сильно разваренные каши, разжиженные затем водой, маслом или горячим молоком, с добавлением лесных трав и лука. Особенностью использования зерна является также фарширование крутыми кашами (в основном, пшенной) свиных кишок и обжаривание их в сале.

-Ребята, мы много узнали о каше, нам пора возвращаться. Вставайте в круг, закройте глаза

Вокруг вас я обойду,

В детский сад я вас верну.

Один, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

-Понравилось путешествие?

-Посмотрите, перед вами река времени, давайте выложим на неё картинки, объясним, что они означают и ещё раз вспомним о видах и особенностях приготовления каши. (Картинки: крупы, кашица, вязкая каша, рассыпчатая каша, картофель, рыба, мёд, ягоды, лук, молоко, травы, сухари и т. д.)

-Ребята, давайте подойдём к шкале времени и отметим на ней наше сегодняшнее путешествие. Каким знаком мы его отметим? Выберем только один символ?

-Куда вы хотите отправиться в следующий раз?

Рефлексия «Дерево творчества».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к дереву:

плоды – было интересно;

цветы – интересно, но не всё понял;

листья – было скучно.

Используемые источники

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Каша

Публикации по теме:

День здоровья «Хлеб да каша — пища наша» Ход мероприятия: Зарядка: в конце зарядки логоритмическая игра по теме «Откуда хлеб пришел» (определяет каждый педагог самостоятельно) Утро.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Наша армия родная» Цель: Продолжать формировать у детей чувство патриотизма. Задачи: • Обучающие: расширять представление детей о защитниках Отечества, закреплять.

Консультация для родителей «Отец и мать как воспитатели» Презентация для консультации1 слайдСамой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству,.

Квест по проекту «Каша — сила наша» для детей старшего дошкольного возрастаКвест по проекту «Каша — сила наша» для детей старшего дошкольного возраста Квест (игра-путешествие) «КАША – СИЛА НАША» Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game). В игре этого жанра всегда.

Презентация к НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности, формирование знаний о хлебе. Предварительная работа: Разучивание.

Консультация «Отец и мать как воспитатели» 1 слайд Отец и мать как воспитатели 2 слайд Введение Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Каша — мать наша, а хлеб — отец-кормилец»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 08:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Как провести выходной с ребенком»
Как сделать так, чтобы выходные с ребенком прошли продуктивно и интересно? Первое что хочется сделать в выходной – отоспаться, провести большую стирку,...
Рекомендации родителям по теме: «Снятие психоэмоционального напряжения у детей 4–5 лет»
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ – это негативные эмоциональные состояния, которые связаны с неудовлетворенными потребностями. ПРИЗНАКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО...
Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности (обобщение опыта работы)...
Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности( обобщение опыта работы) Татьяна Полякова 1 слайд. Речевое развитие дошкольников в разных видах...
Мастер-класс для воспитателей «Театр на прищепках».
Цель: Привлечение педагогов к изготовлению театральных кукол, с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста....
«Проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в...
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Ключевые слова:...