Элана Иванова
Образовательная деятельность с детьми старшего и младшего дошкольного возраста по развитию продуктивного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "В гостях у мастерицы"
Группа: 4 человека (подготовительная); 4 человека (младшая).
Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, познавательная.
Цель: формирование навыков продуктивного взаимодействия средствами изготовления народной куклы.
Задачи:
-Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.
- Учить работать с тканью: скручивать, завязывать.
Публикация «Образовательная деятельность с детьми старшего и младшего дошкольного возраста по развитию продуктивного взаимодействия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- Развивать воображение, эстетический вкус (гармоничное сочетание цветов в поделке).
- Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев.
- Воспитывать аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
- Обогащать словарный запас.
-Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.
Материал:
-Образец куклы (изготовленной педагогом ранее)
-Заготовка куколки; (изготовленной педагогом ранее)
-Комплект тканей;
-Нитки;
-Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;
-Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.) (по желанию)
-Ножницы.
Ход занятия.
Звучит русская народная мелодия, воспитатель выходит в русском национальном костюме из мастерской навстречу девочкам.
Мастерица: Здравствуйте гости малые большие и гости наши дорогие.
Я Мастерица, давно вас жду, поджидаю и в горницу свою приглашаю.
А чтобы не потеряться, да с пути не сбиться, держитесь за ниточку моего клубочка (девочки оказались в мастерской и встали полукругом).
Мастерица: Вот и моя мастерская. Девочки милые дорогие посмотрите, что у меня здесь есть – старинный сундучок, который мне достался от моей бабушки. Давайте откроем и узнаем что в нем? (открывает и достает поднос с куклами). В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.
Барышни мои милые возьмите себе по куколке, рассмотрите и расскажите о ней. (Девочки сели на стульчики, и каждая пара рассказывает о своей кукле).
1 пара девочек. Давайте начнем с вас девочки: что это?; какая она на ощупь?; из чего она сделана? (ответы детей).
Мастерица: В очень давние времена зерно засыпали в деревянные ящики, которые назывались закрома, а самые лучшие зернышки собирали отдельно и хранили их до весны в кукле, которая называлась «Зернушка». Эта кукла имела большое значение для семьи, в голодное время крупу брали из куклы и варили из нее кашу.
Мастерица: После того как первая пара девочек расскажет про свою куколку, мастерица объясняет как называется куколка и ее предназначение (так с каждой куколкой).
Мастерица: а теперь ваша куколка.
2 пара девочек:
Что в ней особенного?
Чем отличается ваша куколка?
Мастерица: Понюхайте ее и скажите что за запах такой приятный?
- «Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного.
3 пара девочек.
Что за букет держит ваша куколка, как вы думаете? (верба)
А для какого праздника ее покупают? (к Вербному Воскресенью и на Пасху)
- А эту куколку делали для украшения дома за неделю до наступления Пасхи к Вербному Воскресенью. Их ставили на окно, чтобы показать, что здесь ждут наступления Светлого Христова Воскресенья. Позже кукол помещали на стол около пасхальных даров. Эта самая красивая праздничная кукла называется – кукла Пасха.
4 пара девочек.
А вот мы добрались до вашей куклы. Какая она по сравнению с другими куклами? (маленькая)
Еще какая, мягкая или твердая?
А кем может быть куколка для девочек? (Подружкой, дочкой, сестренкой).
- Мастерица: Такую куклу в старину называли «Девкина забава». С такими куклами только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук. По кукле, с которой играла девочка, судили о мастерстве и вкусе мастерицы, о ее опрятности, аккуратности. «Какова мастерица – такова и работа», - говорили в старину. У меня - эта куколка самая любимая.
Как вы на это смотрите? Дети: (ответы-предположения)
Изготовление куколки: «Девкина забава».
Присаживайтесь мои дорогие барышни, сударыни за этот стол, я с удовольствием вам сейчас все покажу. Только чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Куклы делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями.
Что нам для этого понадобиться? (Ткань, ниточки, тесьма и заранее приготовленная заготовка куколки).
Дети: (ответы-предположения).
Заготовки куколок у меня есть, что нам дальше нужно сделать для нее.
Дети: (ответы-предположения).
Мастерица: Во что мы ее одевать будем?
Дети: (ответы-предположения)
Создадим ей юбку, платье, повяжем фартук и платок.
Мастерица: Обматываем куклу тканью с запахом сзади. Делаем складочки на нашем платье, и что бы его закрепить. Что нам понадобиться? (нитки).
Мастерица: Мне кажется, что мы про что-то забыли?
Сверху повязываем фартук, ребята какого цвета эта ткань?
Дети: (ответы-предположения)
Мастерица: Ваши пальчики устали давайте немножко отдохнем и пальчики свои разомнем.
Пальчиковая гимнастика: «Кукла».
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло (р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
Продолжаем изготовление куколки: «Девкина забава».
Мастерица: Мои дорогие, что нам еще нужно сделать для нашей куколки?
Дети: (ответы-предположения) Повязать платок.
Мастерица: Так давайте повяжем ей палаток.
А что еще можно сделать куколке? (волосы)
- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми и нарядными, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Недаром русская пословица говорит: «Не то дорого, что шито золотом, а то дорого, что сделано руками доброго мастера».
Разглядите внимательно свои куклы. Что вам сейчас хочется сделать с ними? (Поиграть).
Так давайте же поиграем. Выбирайте для своей куколки подружек (из тех
что выставлены на стойке) и выходите на полянку.
Девочки встают по кругу.
Игра «Ищу под музыку».
Мастерица: Наигрались вы с вашими куколками, наплясались. Куколки устали, что же делать? (Им нужно отдохнуть спать уложить).
А что для этого нужно сделать? (спеть колыбельную).
Мастерица: Берите своих куколок и кладите их на ладонь.
Песня «Колыбельная».
Итоги:
- Что нового вы узнали сегодня?
Дети: (ответы-предположения). Что куколки в старину делали из ткани.
А чем она отличается от наших современных кукол?
Дети: (ответы-предположения). Нет лица.
- А вы бы хотели, что ни будь изменить или добавить своей кукле?
Дети: (ответы-предположения). Нарисовать глазки, ротик, добавить украшение бусы, браслет, сделать ей волосы.
Девочки-девчушки молодцы!
Мастерица: У Мастерицы вы побывали,
Много кукол повидали.
А теперь пора прощаться,
В детский сад нам возвращаться.
До свидания гости наши дорогие (поклон и мастерица уходим вместе с детьми).