Марина Тиунова
«Развиваем целостное отношение к труду». План образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область" Социально-коммуникативное развитие"
раздел «Развиваем целостное отношение к труду» (подготовительная группа).
№ Тематическая неделя по "Календарю жизни МБДОУ "Детский сад № 14" г. Воркуты
(для дошкольных групп)
Тема НОД, методический источник
Программное содержание
Материал (демонстрационный, раздаточный)
1. «Лето! Ах, лето!»
(летние впечатления) --- Мониторинг качества образования
по данному разделу, на начало уч. года ---
2. «Золотая осень»
Публикация «„Развиваем целостное отношение к труду“, План образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
(палитра осени) --- Мониторинг качества образования
по данному разделу, на начало уч. года ---
3. «Урожай собирай – витамины запасай!» --- Мониторинг качества образования
по данному разделу, на начало уч. года ---
4. «Здравствуй, детский сад!»
(экскурсионная деятельность детей по группе, саду, знакомство с персоналом) ---
Мониторинг качества образования
по данному разделу, на начало уч. года ---
5. «Осенние хлопоты»
(осенние изменения в природе) Хозяйственно-бытовой труд-
«Всей семьёй на огород» 1. Закрепить знания детей о стадиях роста и развития растений, особенностях ухода за растениями и создании необходимых условий для их роста, о механизации труда.
2. Формировать осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека.
3. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание, как важнейшие личностные качества будущего школьника. 1. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
2. Игровой персонаж: «Почемучка» .
3. Карточки с изображением орудий труда и трудовых действий людей в осенний период.
6. «От зерна – до каравая» Самообслуживание-
«Приготовим винегрет» 1. Учить детей готовить винегрет из отварных взрослым овощей, действуя по схеме – алгоритму действий.
2. Развивать умение «читать» рецепт приготовления блюда по технологической карте.
3. Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил поведения во время приготовления пищи. Игровой персонаж: Андрюшка Ватрушкин;
2. Рецепт приготовления блюда.
3. Продукты и оборудование детской кухни.
7. «Все профессии хороши – выбирай на вкус» Труд взрослых
«Мамина профессия» 1. Формирование обобщенного представления о том, где и кем работают мамы воспитанников, в чем ценность их труда.
2. Вызвать теплые чувства к женщинам, которые лечат, учат, продают и пр.
3. Воспитывать уважение к труду взрослых. 1. Наглядность, позволяющая мамам воспитанников рассказать о своей профессии; фотоаппарат.
2. Игровой персонаж: «Почемучка» .
8. «Моя дорогая Коми земля!»
(Животный и растительный мир Коми) Хозяйственно-бытовой труд-
«Цветочный магазин»
1. Учить описывать комнатные растения.
2. Знать их названия, способ полива, размножения и т. д.
3. Воспитывать заботливое отношение к растениям уголка живой природы.
4. Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности дежурства в уголке природы, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада.
1. Стенд «Наше дежурство», табличка – картинка «Дежурство по уголку природы» со стрелкой зелёного цвета, игрушка «волшебный цветок».
2. Игровой персонаж: «Почемучка» .
9. «День Рождения – чудный праздник» Ручной труд – «Добрые волшебники» (Изготовление детской игрушки) 1. Дать детям знания о производстве игрушек, о труде мастера-художника по созданию игрушки.
2. Закрепить способ использования предметно-схематической модели «лесенка» для изготовления детской игрушки.
3. Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребёнком собственных интересов, желаний и предпочтений. 1. Предметно-схематическая модель «лесенка» для изготовления детской игрушки.
2. Игровой персонаж: «Почемучка».
3. Наборы для детского творчества: цветная бумага, трафареты, фольга, самоклейка, картон, гуашь, бросовый и природный материал, поролон, пластилин, клей, кисточки и т. д.
10. «По Дороге Детства»
(неделя безопасности ДД «Внимание – дети!»). Хозяйственно-бытовой труд-
«Что сначала, что потом?»
1. Уточнить знания о последовательности трудовых действий при осуществлении процессов хозяйственно-бытового труда в условиях детского сада.
2. Формировать осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека.
3. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание, как важнейшие личностные качества будущего школьника. 1. Игровой персонаж: «Почемучка».
2. Алгоритм последовательности трудовых действий при осуществлении процессов хозяйственно-бытового труда в условиях детского сада.
3. Иллюстрации с изображением трудовых действий при осуществлении процессов хозяйственно-бытового труда в условиях детского сада.
11. «Дружба – это хорошо, дружба – это весело!» Самообслуживание-
«Уборка кровати»
1. Учить поправлять постельное белье после сна;
2. Обращать внимание детей на мятую
простынь, сбившееся одеяло в пододеяльнике;
3. Воспитывать привычку к порядку, аккуратность.
1. Игровой персонаж: «Неумейка».
2. Алгоритм уборки кровати. 3. Иллюстрации с изображением процесса уборки кровати.
12. «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает»
(звери и птицы зимой) Хозяйственно-бытовой труд-
«Поможем дворнику в уборке участка от снега»
1. Обеспечить включение в реальные трудовые связи с взрослыми и сверстниками через выполнение трудовых поручений на основе развития позиции субъекта.
2. Формировать осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека.
3. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание, как важнейшие личностные качества будущего школьника. 1. Игровой персонаж: «Неумейка».
2. Оборудование для осуществления хозяйственно-бытового труда для помощи дворнику в уборке снега на участке детского сада (большие и малые лопаты и т. д.).
13. «С Днём рождения, Воркута!»
(День города) Труд взрослых
«Наши гости» 1. Расширять и уточнять знания детей о своём городе, о людях, которые в нём трудятся.
2. Способствовать осознанию того, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для достойной жизни.
3. Воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам. 1. Игровой персонаж: «Почемучка» .
2. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
3. Фотографии родителей запечатлённых на своём рабочем месте (фотовыставка).
4. «Альбом: Профессии»
14. «Мы мамины помощники»
(трудовая деятельность) Хозяйственно-бытовой труд-
«Мамины помощники»
1. Ориентировать детей на реальную помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде.
2. Формировать осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека.
3. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание, как важнейшие личностные качества будущего школьника. 1. Игровой персонаж: «Почемучка».
2. Алгоритм последовательности трудовых действий при осуществлении процессов хозяйственно-бытового труда в условиях детского сада.
3. Иллюстрации с изображением трудовых действий при осуществлении процессов хозяйственно-бытового труда в условиях детского сада.
4. Расположенные в игровом уголке предметы и оборудование, позволяющее детям вымыть игрушечную посуду, вытереть пыль; детский электрический пылесос.
15. «Наши любимые игрушки» Самообслуживание-
«Стирка носовых платков»
1. Уточнить представления о предметах личной гигиены.
2. Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, развивать самостоятельность.
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам. 1. Неумелый, смешной, постоянно попадающий впросак игровой персонаж: «Почемучка»;
2. Оборудование для осуществления элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию в условиях группы детского сада.
16. «В ожидании Деда Мороза»
(подготовка к утренникам) Ручной труд –
Детская мини-мастерская «Наряд для ёлки» 1. Ориентировать детей на формирование культуры труда и потребления экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте, умение утилизировать уже непригодный материал.
2. Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребёнком собственных интересов, желаний и предпочтений. 1. Игровой персонаж: «Почемучка» .
2. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
3. Наборы для детского творчества: цветная бумага, трафареты, фольга, самоклейка, картон, гуашь, бросовый и природный материал, пластилин, клей, кисточки и т. д.
17.«Здравствуй, Новый год!»
(новогодние утренники) Самообслуживание-
Подготовка Новогоднего костюма для праздника
1. Обращать внимание детей на эстетичный вид новогоднего костюма для праздника.
2. Воспитывать привычку быть аккуратным.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, товарищество и другие личностные качества.
1. Неумелый, смешной, постоянно попадающий впросак игровой персонаж:
«Почемучка»;
2. Оборудование для осуществления элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию в условиях группы детского сада.
3. Одежда из «Уголка ряжения», маски и «Карнавальные костюмы».
18.«Зимние забавы» (впечатления от Новогодних праздников) Труд взрослых
«У меня зазвонил телефон» 1. Уточнить и систематизировать детские представления о телефоне, как одном из средств связи.
2. Познакомить с историей возникновения и его современными возможностями.
3. Учить устанавливать связь между видом телефона и особенностями использования человеком для удовлетворения своих потребностей.
4. Способствовать умению участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, высказывать суждения, выслушивать собеседников.
5. Воспитывать любознательность, интерес к миру современной техники. 1. Книга К. Чуковского: «Телефон».
2. Разнообразные виды телефонов (настоящие и на картинках).
3. Игровой персонаж: Андрюшка Ватрушкин.
4. Газеты и журналы с рекламой телефонов.
19.«Наши любимые домашние питомцы» Самообслуживание-
«Почистим и высушим обувь после прогулки»
1. Закрепить умения по уходу за обувью после прогулки (почистить, вытереть, поставить в сушилку и т. д.).
2. Развивать привычку следить за собой, быть аккуратным.
3. Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, развивать самостоятельность.
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам 1. Игровые персонажи – «Старый Башмак», «Резиновые Сапожки», «Кожаные Ботиночки» ;
2. Предметы ухода за обувью (крем, щётки, тряпочки, рожок из металла или пластмассы, газетная бумага, колодки или распорки, коробки для хранения обуви и т. п.)
3. Предметно – схематические картинки с изображением последовательности действий по чистке обуви: обтереть сухой тряпочкой; намазать кремом; начистить до блеска
20. «Безопасное детство»
(основы безопасности) Хозяйственно-бытовой труд-
«Кому, что нужно?»
(труд в природе) 1. Упражнять детей в классификации предметов, необходимых людям сельских профессий
2. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.
3. Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей дежурных в элементарной трудовой деятельности по хозяйственно - бытовому труду, развивать самостоятельность.
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам 1. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
2. Игровой персонаж: «Почемучка» .
3. Карточки с изображением орудий труда и трудовых действий людей сельских профессий.
4. Оборудование для осуществления хозяйственно-бытового труда в природе в условиях группы детского сада (горшочки для пересадки растений, фартуки, лопатки, палочки для рыхления земли, лейки, тряпочки и т. д.). 3. Алгоритм ухода за комнатными растениями.
21.«В здоровом теле – здоровый дух»
(здоровье сберегающие технологии) Труд взрослых-
«Путешествие с Айболитом» 1. Закрепить представление детей о специальном транспорте
2. Подвести к пониманию его назначения и функции.
3. Развивать интерес к познанию окружающего мира, к тому, как человек может создать предметы и преобразовывать их.
4. Помочь понять общественную значимость труда доктора
5. Научить ценить его заботливое отношение к больным
6. Закрепить знания о предметах, необходимых для работы доктора 1. Игровой персонаж: «Неболейка».
2. Наглядный и иллюстративный материал.
3. Предметы необходимые для работы доктора.
4. Шапочки и белые халаты, «Игровой набор:Доктор».
22. «Папа, мама, я – дружная семья» Хозяйственно-бытовой труд-
«Склад инструментов»
1. Уточнить представления об инструментах, хранящихся в мини-мастерской, ввести правила обращения с ними.
2. Развивать познавательные интересы, познакомить с историей изобретения некоторых инструментов (шило, ножницы, лобзик и др., их классификацией (режущие, колющие, монтажные, разметочные, ударные). 3. Познакомить с устройством и техникой выпиливания.
4. Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей дежурных в элементарной трудовой деятельности по хозяйственно - бытовому труду, развивать самостоятельность.
5. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам
1. Игровой персонаж У-2.
2. Инструменты мини-мастерской (шило, ножницы, лобзик, молоток, отвёртка и др.).
3. Книга М. Шпагина «Что было до….»(М. : Детская литература,1989).
4. Карточки для дидактической игры: «Лабиринт инструментов»
23. «Папа может всё!»
(ко Дню защитника Отечества) Ручной труд –
Изготовление подарка для папы 1. Ориентировать детей на формирование культуры труда и потребления (экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте, умение утилизировать уже не пригодный материал)
2. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам
3. Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребёнком собственных интересов, желаний и предпочтений. 1. Игровой персонаж: «Почемучка» .
2. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
3. Наборы для детского творчества: цветная бумага, трафареты, фольга,самоклейка, картон, гуашь, бросовый и природный материал, пластилин, клей, кисточки и т. д.
24. «Здравствуй, музей!»
(Музейная педагогика) Труд взрослых-
«Что такое Вифлеемский ящик?» 1. Продолжать знакомство детей с прошлым кукольного театра.
2. Рассказывать о «Вифлеемском ящике» (особенностях строения и внешнем виде, назначении);
3. Развивать интерес к рукотворному миру 1. Игровой персонаж: Почемучка» .
2. Наглядный и демонстрационный материал по теме («Вифлеемский ящик»)
3. Разные виды театра: «Пальчиковый театр», «Театр теней», «Настольный театр» и др.
25.«Мамин праздник»
(День 8 Марта)Ручной труд – Изготовление подарка для мамы 1. Закрепить навыки ручного труда.
2. Развивать фантазию в изготовлении подарка для мамы.
3. Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребёнком собственных интересов, желаний и предпочтений.
4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам
1. Игровой персонаж: «Почемучка» .
2. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
3. Наборы для детского творчества: цветная бумага, трафареты, фольга, самоклейка, картон, гуашь, бросовый и природный материал, пластилин, клей, кисточки и т. д.
26.«В одном счастливом детстве»
(День рождения детского сада)Самообслуживание-«Приведём в порядок
кукольную одежду»
1. Закреплять умения стирать (сортировать белье на светлое и темное, замачивать и т. д.);
2. Знать правила стирки;
3. Учить пришивать пуговицы; выполнять мелкий ремонт кукольной одежды.
4. Воспитывать привычку к чистоте, аккуратность.
1. Оборудование для осуществления элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию в условиях группы детского сада.
2. Игровой персонаж: «Почемучка» .
3. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
27. «Мы поедем, мы помчимся»
(транспорт, безопасность) Труд взрослых-
Путешествие в прошлое книги 1. Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги;
2. Показать, как она преобразовывалась под влиянием творчества человека;
3. Возбудить интерес к творческой деятельности человека;
4. Воспитывать бережное отношение к книгам 1. Игровой персонаж: «Почемучка» .
2. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
28.«Книжкина неделя»
(чтение любимых произведений, ремонт книг, рисование иллюстраций к любимым сказкам) Ручной труд –Ремонт книг
1. Развивать внимательность, умение замечать повреждённые книги, требующие ремонта
2. Совершенствовать навыки ручного труда;
3. Воспитывать бережное отношение к книгам.
4. Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребёнком собственных интересов, желаний и предпочтений. 1. Игровой персонаж: «Неумейка».
2. Книжки требующие ремонта, бумага, ножницы, клеящий карандаш, скотч и т д.
29.«Весенняя капель»(весенние изменения в природе)Хозяйственно-бытовой труд-
«Мы дежурим в уголке природы»
1. Уточнить правила и обязанности дежурных в уголке природы, мотивировать необходимость усложнения содержания их деятельности в подготовительной группе;
2. Вызвать желание добросовестно и ответственно относиться к работе, пользуясь справочной информацией на стенде «Наше дежурство».
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам
1. Стенд «Наше дежурство», табличка – картинка «Дежурство по уголку природы» со стрелкой зелёного цвета, игрушка «волшебный цветок».
2. Игровой персонаж: «Почемучка» .
30.«Наша маленькая планета»
(День космонавтики, космос) ---
Мониторинг качества образования
по данному разделу, на конец уч. года ---
31.«Весна красна»(весенние краски) --- Мониторинг качества образования
по данному разделу, на конец уч. года ---
32. «Семейные традиции» --- Мониторинг качества образования
по данному разделу, на конец уч. года ---
33.«Юный исследователь» (опытно - экспериментальная деятельность) --- Мониторинг качества образования
по данному разделу, на конец уч. года ---
34.«Мы наследники Великой Победы».Ручной труд – Изготовление подарка для ветеранов. 1. Закрепить навыки ручного труда;
2. Развивать фантазию, желание порадовать ветеранов.
3. Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребёнком собственных интересов, желаний и предпочтений.
4. Воспитывать уважительное отношение к участникам ВОВ. 1. Игровой персонаж: «Почемучка» .
2. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
3. Наборы для детского творчества: цветная бумага, трафареты, фольга, самоклейка, картон, гуашь, бросовый и природный материал, пластилин, клей, кисточки и т. д.
35.«В ожидании лета»(летние изменения в природе) Хозяйственно-бытовой труд-
Генеральная уборка
игровых уголков
1. Учить работать рационально, результативно, в общем темпе;
2. Формировать умение давать оценку труда своей бригады и коллектива в целом.
3. Воспитывать привычку к порядку, аккуратность.
4. Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей дежурных в элементарной трудовой деятельности по хозяйственно - бытовому труду, развивать самостоятельность.
1. Игровой персонаж: «Почемучка»;
2. Оборудование для осуществления хозяйственно-бытового труда в условиях группы детского сада.
36.«Книги и библиотеки»
(экскурсионная деятельность) Труд взрослых
«Жизнь и труд людей разных стран» 1. Способствовать осознанию детьми того, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и духовные ценности, необходимые для жизни.
2. Формировать знания детей о труде и жизни людей других стран, их профессиях.
3. Воспитывать уважение к труду взрослых и миру их профессий. 1. Игровой персонаж: «Почемучка» .
2. Наглядный и демонстрационный материал по теме.
3. Фотографии людей из других стран, запечатлённых на своём рабочем месте (фотовыставка).
4. «Альбом: Мир профессий»
37.«Вот и стали мы на год взрослей» Самообслуживание-
Помощь малышам в одевании на прогулку.
1. Учить общаться с маленькими детьми; прививать любовь к малышам, желание их опекать.
2. Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, товарищество и другие личностные качества.
1. Наглядный и демонстрационный материал на данную тему.
2. Алгоритм одевания.
3. Игровой персонаж Андрюшка Ватрушкин.