Получи документы

Образовательная программа по эстетическому и духовно-нравственному развитию старших дошкольников

Паршутова Елена Анатольевна
Образовательная программа по эстетическому и духовно-нравственному развитию старших дошкольников

I. Пояснительная записка.

Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп. Направлена на развитие эстетических и духовно-нравственных качеств, через приобщение к истокам народной культуры.

Публикация «Образовательная программа по эстетическому и духовно-нравственному развитию старших дошкольников» размещена в разделах

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова, Е. А. Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно - эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

Существует проблема несформированности в маленьком человеке устойчивых нравственных качеств, любви к Отечеству и окружающим его людям, отсутствие знаний истории и культуры своего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории русской и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

В современной педагогике психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. У ребёнка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Развитие чувств у ребёнка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живёт. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин, причём он подчёркивал, что малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

В программе большая роль отводится развитию эмоциональной сферы, так как гармоничное эмоциональное развитие детей, их способность ориентироваться в своих эмоциях в незнакомых ситуациях – это условия, соблюдение которых позволит ребёнку владеть собой даже тогда, когда он не может представить результаты своей деятельности и её оценки взрослым.

Новизна программы заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических приемов, методов и технологий, а также интеграция материала, которая предполагает объединение различных направлений деятельности. Проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. А ведь известно, что именно яркие и светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

Формы организации деятельности:

1. Образовательная деятельность :

-групповая;

- подгрупповая;

-индивидуальная.

2. Свободная деятельность.

3. Культурно-досуговая деятельность.

4. Работа с родителями.

-просветительская;

-привлечение к совместному творчеству с детьми.

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в месяц. Продолжительность занятий 25-30 минут, проводится в группе в первую половину дня. Продолжительность народных праздников 40 минут. Программа реализуется 2-а года.

Методические принципы построения программы и образовательной деятельности :

• доступность материала;

развивающий и воспитательный характер учебного материала;

• системность;

• комплексность построения образовательной деятельности;

• активность участников.

• коммуникативная эффективность;

• обогащение жизненного опыта детей;

• наглядность.

Структура организации образовательной деятельности :

1. Вводная часть образовательной деятельности (вызвать интерес к занятию, создать соответствующий эмоциональный настрой, поставить обучающую задачу, познакомить с темой).

2. Основная часть.

Работа над темой (объяснение материала, закрепление знаний, умений и навыков, самостоятельная работа с дидактическим материалом).

3. Завершение образовательной деятельности (оценка результатов, рефлексия).

Цель:

формировать устойчивые духовно-нравственные и эстетические качества, любовь к Отечеству и окружающим его людям через приобщение к истокам народной культуры.

Задачи:

1. Формировать устойчивые нравственные качества, закладывать основы толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Духовно обогащать ребёнка, воспитывать гордость за свой народ, поддерживать интерес к его истории и культуре.

3. Знакомить детей с народным фольклором, раскрывая духовный и нравственный потенциал произведений.

4. Развивать умение созерцать прекрасное, замечать его в окружающем мире через знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством, архитектурой, кружевом и т. п.

5. Знакомить детей с народными подвижными играми, развивая силу духа, ловкость, выносливость.

Ожидаемые результаты

• Сформированность устойчивых нравственных качеств, основ толерантности.

• Знание истории и культуры своего народа (народных праздников, традиций и обычаев).

• используют в активной речи народный фольклор (потешки, считалки, загадки и др.);

• Дети владеют знаниями о народных промыслах. Бережно относиться произведениям народного творчества.

• В свободной деятельности играют в подвижные игры, используя считалки.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты Диагностические методики

1. Сформированность устойчивых нравственных качеств, основ толерантности.

2. Знание истории и культуры своего народа. Используют в активной речи народный фольклор. Дети владеют знаниями о народных промыслах. 1. Критерии духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (авторская разработка). Метод наблюдения.

2.«Картинки», беседа «Народные традиции»

Направленность программы : социально-педагогическая.

Система работы по данному направлению включает в себя:

• знакомство с культурой и историей Руси;

• создание атмосферы национального быта;

• широкое использование фольклора;

• знакомство с праздниками и традициями русского народа (календарные и народные);

• знакомство с декоративно - прикладным искусством и развитие творческих способностей детей;

• знакомство с русскими народными играми;

• взаимодействие с родителями с целью развития интереса к духовно-нравственному воспитанию детей;

• диагностика сформированности духовно-нравственных качеств детей.

II.Учебно-тематический план

1. Учебно-тематический план образовательной деятельности по ознакомлению детей с культурой, историей России, её традициями и обычаями.

Старшая группа.

месяц Темы

сентябрь «Ознакомление с культурой Руси»

октябрь «Осенины»

ноябрь «Дело мастера боится»

декабрь «Пришла коляда, отворяй ворота»

январь «Сделаем блюдце из папье-маше»

февраль «Небесно-голубая гжель»

март «Сударыня Масленица»

апрель «Вот и пасха пришла»

май «Русская изба»

Подготовительная группа.

месяц тема

сентябрь «История глиняной игрушки. Изготовление дымковской барышни».

октябрь «Семантика народного узора. Вышивка и кружево. Украсим полотенце»

ноябрь «Русский народный костюм»

декабрь «Украинский народный костюм. Сделаем украинский венок – оберег»

январь «Городецкие досточки»

февраль Русский сувенир – матрёшка»

март «Народная кукла. Куклы – обереги»

апрель «Урало- сибирская роспись»

май «Русский самовар – традиции чаепития»

2. Перспективный план народных праздников для старшей и подготовительной к школе группы.

месяц Тема

октябрь «Осенины»

ноябрь «Кузьминки»

январь «Пришла коляда, отворяй ворота»

март «Сударыня масленица»

май «Народные посиделки»

июль «Иван – Купала»

3. Перспективный план выставок творчества детей и совместного творчества детей и родителей.

Старшая группа.

месяц Темы

сентябрь «Весёлые морковки» - совместное творчество детей и родителей.

октябрь «Хохломские ложки»- детское творчество

ноябрь «Дымковская слобода» - детское творчество

декабрь «Новогодняя ёлочка» - совместное творчество детей и родителей

январь «Русская изба» - детское творчество

февраль «Небесная гжель» - детское творчество

март «Чучело масленицы» - совместное творчество детей и родителей.

апрель «Пасхальное дерево» - детское творчество

май Авторская книга «Лукошко сказок о животных и растениях Сибири» - совместное творчество детей, родителей и воспитателей.

Подготовительная группа.

месяц Темы

сентябрь «Чудесные поделки из природного материала» - совместное творчество детей и родителей.

октябрь «Дымковкие барышни» - детское творчество

ноябрь «Мой любимый город» - детское творчество

декабрь «Новогодний сувенир» - совместное творчество детей и родителей.

январь «Городецкие досточки» - детское творчество

февраль «Русский сувенир – матрёшка» - детское творчество

март «Илья Муромец» - детское творчество

апрель «Пасхальное яичко» - совместное творчество детей и родителей.

май «Урало – сибирская роспись» - детское творчество.

III.Содержание программы

Тема Содержание Кол. час

Раздел: Образовательная деятельность по ознакомлению детей с культурой, историей России, её традициями и обычаями.

Старшая группа

1. «Ознакомление с культурой Руси» Знакомить детей с русскими народными играми. Познакомить с видами кукол: куклы для игр, куклы обереги, обрядовые куклы – чучело масленицы, рождественская коза, для чего их использовали. Продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами - познакомить детей с докучными сказками и дразнилками. Расширять словарный запас – куклы обереги, обрядовые куклы дразнилки, докучные сказки. Дать знания о народных праздниках связанных со сменой времен года (Семен – день, праздновали 1-го сентября, вздували новый огонь, утепляли дома на зиму; Рождество; Трифон – перезимник; Троица – заканчивались работы в поле). Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к Родине. 25 мин

2. «Осенины» Продолжать знакомить детей с народными праздниками, традициями. Познакомить с народными приметами и их смысловым значением. Обогащать знания о народных приметах, фольклоре. Формировать интерес к народным праздникам. 25 мин

3. «Дело мастера боится» Познакомить с народными приметами ноября и обычаями, связанными с днём Кузьмы и Демьяна. Закреплять представления о дымковской игрушке, её орнаменте. Воспитывать интерес к народной культуре. 25 мин

4. «Пришла коляда, отворяй ворота» Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками и русским народным фольклором. Создание благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к народным традициям. 25 мин

5. «Блюдце из папье-маше» познакомить детей со способом изготовления поделок папье-маше, значением этого слова, историей происхождения этого способа. Учить изготавливать посуду способом папье-маше, поочередно наклеивать слои бумаги, воспитывать аккуратность в работе с клеем, развивать познавательный интерес. 25 мин

6. «Небесно-голубая гжель» Познакомить детей с Гжельской росписью, историей возникновения, элементами росписи. Учить украшать блюдце из папье-маше гжельскими узорами. Продолжать учить рисовать концом кисти, использовать прием примакивания. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью, развивать познавательный интерес, прививать интерес к народному творчеству. 25 мин

7. «Сударыня масленица» Дать знания детям знания о русском народном празднике - Масленице. Как отмечали этот праздник на Руси. Какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к русским народным праздникам, традициям и обычаям. Продолжать знакомить с калядками. Развивать память, интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей играть в русские народные игры.

25 мин

8. «Вот и пасха пришла» Продолжать знакомить с русскими обычаями и традициями; углублять знания о православных праздниках. Знакомить с пасхальными обычаями и играми.

25 мин

9. «Русская изба» Познакомить с русской избой. Привлечь внимание к тому, что она соответствует всем архитектурным законам (польза, прочность, красота). Вызвать интерес к древнерусскому зодчеству. Учить конструировать из бумаги сооружения по типу древнерусских построек. 25 мин

Подготовительная группа

1 «История глиняной игрушки. Изготовление дымковской барышни». Знакомить детей с историей глиняной игрушки, её видами и способом изготовления. Закреплять умение работать с глиной. При изготовлении игрушки соблюдать пропорции, использовать различные способы лепки. Воспитывать аккуратность при работе с глиной. Прививать интерес к народному творчеству. 30 мин

2. «Семантика народного узора. Украсим полотенце» Знакомить детей с русским народным узором – с его элементами, со значением цвета и элементов узора. Учить его расшифровывать. Украшать «полотенце» русским народным узором. 30 мин

3. «Русский народный костюм» Расширять представление детей о народной русской одежде. Формировать и укреплять знания о русском фольклоре.

Развивать умение отражать полученные знания и представления о костюме в аппликации. 30 мин

4. «Украинский народный костюм» Знакомить детей с украинским народным костюмом (сорочка, керсетка, плахта, запаска, андарак или летник, очипок, брыли). Элементы костюма (вышивки, вышитые платки, венки – обереги, ленты, бусы, монисто). Обогащать словарь (названия одежды) Учить изготавливать венок из цветной бумаги и украшать его лентами в строго установленном порядке. Развивать познавательную активность. Прививать интерес к народному костюму. 30 мин

5. «Городецкие досточки» Знакомить детей с городецкой росписью, историей возникновения, её элементами. Учить рисовать элементы росписи. Воспитывать аккуратность в работе. 30 мин

6. «Русский сувенир - матрёшка» Познакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой, её видами. Развивать связную речь. Формировать интерес к русскому народному творчеству. Развивать свободу творчества. Для изображения матрёшки предоставить детям свободный выбор изобразительных материалов. 30 мин

7. «Народная кукла. Кукла оберег» Познакомить детей с куклой Московкой и ее особенностями; видами кукол: куклы для игр, куклы обереги, обрядовые куклы – чучело масленицы. Развивать познавательный интерес. 30 мин

8. «Урало – сибирская роспись» Знакомить детей с народным промыслом – Урало-сибирской росписью. Её особенностью, элементами. Учить детей рисовать элементы росписи. Продолжать учить детей смешивать краски на палитре. Прививать интерес и любовь к народному творчеству, умение видеть красивое. 30 мин

9. «Русский самовар – традиции чаепития» Познакомить детей с самоваром, его назначением, формировать знания и представления о гостеприимстве и традициях чаепития. 30 мин

Раздел: культурно - досуговая деятельность.

Старшая и подготовительная к школе группа

«Осенины» Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Закреплять знание примет, активно использовать в речи пословицы и поговорки. Формировать интерес к народным праздникам. 40 мин

«Кузьминки» Познакомить детей с днём Кузьмы и Демьяна, значением этого праздника. Продолжать знакомить с пословицами. Создавать атмосферу радости. 40мин

«Пришла коляда, отворяй ворота» Познакомить дошкольников с обычаями и традициями народного праздника. Приобщать к духовной культуре на основе активного использования фольклора.

40 мин

«Сударыня масленица» Помочь детям через народное творчество понять глубокий смысл народной мудрости; развивать в детях «житейское умение» - способность жить в мире и согласии с собой и окружающим миром; приобщать к духовной культуре на основе активного использования фольклора. 40 мин

«Народные посиделки» Познакомить детей с традициями посиделок. Обогащать знания русского фольклора. Развивать кругозор. 40 мин

«Иван – Купала» Познакомить с праздником, его традициями. Воспитывать патриотизм на традициях русской народной культуры. 40 мин

IV.Методическое обеспечение.

Решая цели и задачи, используются следующие формы образовательной деятельности :

-комплексные;

-интегрированные;

-тематические;

-сюжетные;

-посещение музеев;

-экскурсии, целевые прогулки по улицам города;

- народные праздники.

Методы обучения:

• словесные;

• наглядные;

• практические;

• проектирование.

Приё мы:

• игровые;

• сюрпризные моменты;

• сравнения;

• заучивание потешек, прибауток, закличек.

• использование художественного слова;

• творческая продуктивная деятельность;

• разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

• смена видов деятельности.

В программе используются современные образовательные технологии :

1. Личностно-ориентированный подход (для детей создаётся открытая разносторонняя среда с учетом возрастных, психологических особенностей детей и их познавательных интересов).

2. Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, подвижные народные игры).

3. Диагностический метод (выявление уровня усвоения знаний, умений и навыков).

Материально-техническое оснащение:

-Магнитофон.

-Фонотека.

-Предметы декоративно-прикладного искусства: гжель, дымковские игрушки, хохломская посуда, городецкая роспись.

-Литература, книги по народному фольклору, журнальные статьи.

-Предметы русского быта, вышивка, кружево и т. п.

-Куклы в народных костюмах.

-Народные костюмы для детей.

-Гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, баночки для воды и др.

-Мольберт.

-Маски овощей.

-Костюмы ряженых.

Формы подведения итогов: по окончании изучения темы проводятся выставки детского творчества и совместного творчества детей и родителей ( Например: после знакомства с народным праздником Масленицы проводится выставка совместного творчества детей и родителей «Чучела Масленицы»).

V.Литература

1. Аспарова А. «Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре» ж. «Дошкольное воспитание» № 7 2011 год.

2. Алиева Э «Вспомним старину, или посиделки» ж «Дошкольное воспитание» № 6 2012 г. с. 97-100.

3. Буре Р. С., Година Г. Н. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» М. «Просвещение» 1989

4. Большакова М. «Фольклор в познавательном развитии» ж. «Дошкольное воспитании» № 9 2004

5. Дурусова Н. «Народные праздники в детском саду» ж. «Дошкольное воспитание» №2 2012 г. с. 95-97.

6. Дегтярь О. В., Дмитрюк «Работа ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников» ж. «Воспитатель ДОУ» № 12 2012 М., «Творческий Центр Сфера»

7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».- СПБ. : Детство – Пресс, 2002

8. Кенеман А. В. «Детские подвижные игры народов СССР».- М. :Просвещение., 1989

9. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры».- М. «Просвещение» 1986

10. Максимова И. Е. «Сибирь твой дом» Томск, «Курсив», 1998

11. Николаева С. Г., Рохмистова Е. А. «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народной культуре с учётом ФГТ».материалы Всероссийской научно-практической конференции. изд. ТПУ, г. Томск 2012

12. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. : «Просвещение» 1986

13. Рулько А. В. «Коррекция эмоционального неблагополучия детей средствами арт-терапии» справочник педагога – психолога № 5 2012

14. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».- М. : Просвещение 2011.

15. Шаламова Е. «Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды» ж. «Ребёнок в детском саду» № 5 2009

VI.Условия реализации программы.

Образовательная деятельность проводится в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

При организации образовательной и культурно-досуговой деятельности учитываются физиологические и возрастные особенности детей 5-7 лет.

Построение программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического прцесса:

5-6лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера.

6-7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

Созданы материально-технические условия для реализации этой программы.

Создана открытая разносторонняя среда с учетом интересов детей.

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Конспект итоговой НОД по духовно-нравственному развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в страну сказок»Конспект итоговой НОД по духовно-нравственному развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в страну сказок» «Путешествие в страну сказок». Конспект итоговой деятельность по духовно – нравственному развитию для детей 2 младшей группы Цели и задачи:.

Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица»Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица» Одной из частей воспитательно – образовательной работы в детском саду согласно ФГОС, является создание предметно – пространственной.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитиюКонспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект занятия по духовно — нравственному развитию «Просто так» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по духовно — нравственному развитию «Просто так» в подготовительной к школе группе Цель: обобщение представлений детей о доброте, доброжелательности. Задачи: учить анализировать свои поступки и других людей, продолжать.

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки» Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта,.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа по эстетическому и духовно-нравственному развитию старших дошкольников
Опубликовано: 17 октября 2022 в 05:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД