Светлана Гринина
Образовательная ситуация по развитию речи для старшей группы «Моя мама»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Способствовать развитию монологических форм речи, стимулировать речевое творчество детей;
Обогащать представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения;
Способствовать развитию умения соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;
Способствовать развитию умения замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
Публикация «Образовательная ситуация по развитию речи для старшей группы „Моя мама“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихов о маме;
Рассматривание фотографий из семейных альбомов;
Беседа о любимых мамах.
Материалы и оборудование: фотографии мам, сказка «Сердце матери», мяч, фломастеры, акварельные краски, карандаши, листы белой бумаги.
Ход ситуации
Воспитатель подзывает к себе детей.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в группе необычная выставка – фотографии ваших мам.
Дети вместе с педагогом проходят к фотографиям, несколько минут их рассматривают.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и все вместе расскажем, какими бывают мамы. Вам нужно продолжить фразу: «Моя мама самая…» Вы по очереди добавляете к моей фразе по одному слову, например: «Моя мама самая добрая…» Правило одно: никто не повторяет слова других детей.
Дети добавляют слова.
Воспитатель: Молодцы! Как много хороших слов вы нашли для своих мам. Ребята, хотите поиграть?
Игра «Подумаем о маме».
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом – в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?» Если ребенок считает, что нужно, то он ловит мяч, если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, то пропускает мяч. Если кто-то из играющих не согласен с мнением того, кто высказывается, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.
Вопросы для обсуждения:
Нужно ли постоянно ждать от мамы подарков?
Нужно ли жалеть маму?
Нужно хвалить маму?
Нужно ли интересоваться делами мамы? И т. д.
Воспитатель: А теперь давайте послушаем стихотворение, которое называется «Мамочка» У. Раджаба.
Воспитатель читает стихотворение, дети слушают.
Воспитатель: Ребята, а как бы вы ответили на эти вопросы?
Дети: мама, мамочка.
Воспитатель: Я предлагаю вам интересную игру, для этого нам надо встать в круг
Динамическая пауза «Наша мама».
Дети встают в круг. Воспитатель предлагает им вспомнить, как мамы заботятся о них. Затем воспитатель читает стихотворение Т. Шорыгиной «Руки моей мамочки», жестами имитируя каждую строчку, а дети повторяют за ней.
Педагог предлагает детям послушать сказку «Сердце матери». Читает текст.
Воспитатель: Дети, подумайте и расскажите, как будут жить три дружные сестрицы без мамы?
Дети: трудно, тяжело, никто их не защитит.
Воспитатель: В чем поможет им материнское сердце?
Дети: оно им своим стуком будет напоминать, что они одна семья и должны поддерживать и помогать друг другу.
Воспитатель: Представьте, что все деревья, это - большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка, дедушка, кто дети. Например, старые деревья, крючковатые, с полузасохшими ветками, с дуплами и темной облупившейся корой, кем приходятся маленьким тонкоствольным березкам и сосенкам? А высокие прямые сосны и белоствольные березы, укрывающие своих «малышей» от палящего солнца?
Дети начинают высказываться, дополняя друг друга. Педагог поддерживает первые попытки детей самостоятельно замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
Воспитатель: как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей? (ответы детей)
Воспитатель: Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь своей маме, если у нее неприятности или плохое самочувствие?
Дети высказываются, если есть необходимость что-то уточнить, педагог задает им вопросы. После того, как все дети выскажутся, педагог предлагает им творческое задание.
Творческие задание «Если мамы дома нет».
Дети по очереди перечисляют все, что мама делает для дома и семьи. Воспитатель просит ребят представить, что на одну неделю мама уехала, и им пришлось выполнять все мамины дела. Дети по очереди рассказывают, как они справятся с этим. Дома дети должны выполнить какое-либо из перечисленных дел или поручений, а потом в группе рассказать о своих впечатлениях.
Воспитатель: А теперь давайте каждый нарисует свою маму. Постарайтесь изобразить ее за каким-нибудь домашними делами.
Дети вместе с педагогом подходят к столам, на которых приготовлены листы белой бумаги по количеству детей, а так же цветные карандаши. Дети рассаживаются за столами и начинают рисовать. По окончании творческой изобразительной деятельности в группе организуется выставка «Моя заботливая мама».
Литература:
Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет)/ авторы-сост. : О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.