Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Возрастная группа: старшая (5-6).

Тема: «Царство грибов»

Основные цели: Познакомить детей с грибами (где растут, чем отличаются съедобные от несъедобных, как выглядят). Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница). Развивать приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез обобщение, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать элементарные умозаключения. Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память. Развивать исследовательскую деятельность. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе. Содействовать развитию отзывчивости, умению действовать в коллективе.

Дидактические материалы, оборудование: интерактивная доска, фонограмма шума леса, презентация «Царство грибов», Кукла-марионетка  «Старичок-Лесовичок», раздаточный материал – пазл.

Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность спланирована в форме развивающей ситуации с детьми – путешествие в «Царство грибов». Образовательная ситуация с дошкольниками состоит из взаимосвязанных между собой частей. Работа с детьми организована как увлекательная игра. Для повышения активности детей использую игровые приемы, чтение отрывка из стихотворения, сюрпризный момент и пр. В образовательной ситуации использовались звуки, которые усиливали эмоциональное восприятие темы.

Ход образовательной ситуации:

Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, послушайте стихотворение!

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок березы золотистой пчёлкой

Вьётся и кружится над колючей ёлкой.

Облетели листья клена, клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

-Какие приметы осени вы знаете? (Дети говорят различные варианты)

- Осень называют щедрой, хлебосольной. А почему?

- Какой урожай мы с вами собираем в лесу осенью?

- Говорят, что у осени есть «Царство грибов». А вы хотите туда попасть?

-Ох, туда попасть непросто, вам нужно пройти серьёзные испытания, вы готовы к ним? А сможете?

Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о грибах и где они растут.

2.1 Беседа

- Вот мы с вами и попали в лес. Тут так много деревьев, а где мы можем найти грибы? (под деревьями, полянками, у тропинок)

- Верно, а вы знали, что деревья и грибы с давних времен дружат. Давайте попробуем определить под каким деревом растут грибы: подберезовики? подосиновики? дубовики?

- Я вижу, что вы готовы посетить «Царство грибов». Однако для того, чтобы пойти в лес, нам нужно одеться. Ребята, а что же нам одеть?

- Когда идете в лес, надевайте закрытую одежду, чтобы защититься от укусов комаров и клещей.

- А сейчас представьте, что мы попали в «Царство грибов»! Ой, смотрите, а вот и первый гриб.

Слайд-1

2.2 Игра «Угадай, кто я»

Цель: учить детей различать и называть грибы.

Гриб: Я сижу на крепкой ножке, в бурых листьях у дорожки.

Встала шапка из травы, нет под шляпой головы. Угадайте, кто я? (боровик)

- Правильно, это его Величество Боровик.

Слайд-2

-А вот и другой гриб.

Гриб: Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту, зовусь я… (подосиновик)

-Почему его так называют?

-Ребята, а что за грибы растут целыми семействами на пеньках?

Слайд-3

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

Слайд-4

-Вот как много мы грибов собрали!

Затруднения в ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для различия съедобных и несъедобных грибов;формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Сюрпризный момент (запись шума леса)

-Ребята, посмотрите, это же сам Старичок-Лесовичок к нам пожаловал.

(появляется Старичок-Лесовичок)

Старичок-Лесовичок: Я, Старичок-Лесовичок, хозяин этого леса. У меня приключилась беда мой друг, Леший, решил надо мной пошутить, и перепутал все грибы в лесу. Теперь я не знаю где съедобные, а где несъедобные грибы. Ребята, а вы хотите мне помочь? Сможете?

- Что нужно для того, чтобы мы могли выполнить задание?

Игра «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: закреплять знания детей об съедобных и несъедобных грибах.

Ход игры: если воспитатель называет:

 -съедобные грибы – хлопни в ладоши.

 -не съедобные грибы - стой на месте.

Слайд-5-11

Старичок-Лесовичок: Ребята, спасибо за помощь! А мне пора обходить свои владения. До свидания, приходите почаще в «Царство грибов»!

«Открытие» нового знания

Дидактические задачи: познакомить детей со строением грибов; содействовать развитию наблюдательности; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

- Ребята, вы уже знаете много грибов, а теперь давайте рассмотрим их строение.

- Из чего состоит гриб? (Шляпка, ножка (плодовое тело) и корни (грибница).

-Чем распространяется гриб? (спорами)

-Где находятся споры у гриба? (внизу шляпки, между трубочками или пластинками)

-Как вы думаете, почему вы не смогли правильно ответить на вопросы?

-А что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (можно догадаться самостоятельно; посмотреть в энциклопедии; спросить у того, кто знает)

Слайд 12-13

Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: Закрепление у детей нового знания в играх.

Игра «Сложи картинку»

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

У каждого ребенка картинка с изображением гриба, разрезанная на 4 части.

- Какой гриб у вас получился?

-Молодцы, вы славно потрудились. Теперь нам пора возвращаться домой.

Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Дети с воспитателем переходят на ковер.

-Ребята, где вы сегодня были?

-Кого вы встретили в «Царстве грибов»?

- Что нового вы узнали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Старичоку-Лесовичоку разобрать съедобные и несъедобные грибы и узнали об их строении.

Использованная литература:

Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». //Научный руководитель Петерсон Л. Г / под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. -М: Цветной мир, 2012.-240с.

Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Бондаренко Т. М. / под общей редакцией доктора педагогических наук; профессора С. В. Кульневича. – Воронеж:ТЦ «Учитель», 2006. -432с.

Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: Старшая группа Тема: Цветы Основные цели: 1).сформировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Необычные ёжики» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4 года) Тема: «Необычные ёжики» Основные цели: -сформировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья» Образовательная область: Художественно-эстетическая Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: Осенние листья Основные цели: Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весенние приключения» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Весенние.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Грибы
  • Грибы
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 20:01
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

«У Солнышка в Гостях» Занятие по программе «Русская народная культура» для детей...
Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение взаимодействовать...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Буратино в гостях» (обувь,...
Задачи: 1. Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практичности и обуви. 2. Обучение классификации одежды и обуви по...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми...
ЦЕЛЬ: повторение и закрепление знаний счета до трёх. Задачи: продолжать учить детей правильно считать до трёх, сопоставляя с цифрами. Развивать речь,...