МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Птицы нашего края»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Тема.   Птицы нашего края.

Основная цель: формировать представления детей о зимующих и перелётных птицах Красноярского края.

Задачи:

формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Птицы нашего края“» размещена в разделах

знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц : отличия в питании;

содействовать развитию у детей мыслительной активности, умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы;

содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь;

воспитывать у детей заботливое отношение и интерес к птицам.

Демонстрационный материал: мнемотаблица, сорока – белобока, Совушка -умная головушка, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, видео-презентация, картина А. Саврасова «Грачи прилетели», изображение способов перелёта птиц, картинка солнышка, картинка снежинки, Красная книга заповедника «Столбы».

Раздаточный материал: сигнальные карточки, разрезные картинки с изображением птичьих домиков, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц для игры «Третий лишний», шапочки птиц.

Оборудование: интерактивная доска, фонограмма с голосами птиц.

Предварительная работа.

Реализация работы по обучению рассказыванию стихотворения по мнемотаблице.

Чтение рассказов В. Бианки о птицах.

Разучивание стихотворений о весне, птицах.

Разучивание физминутки.

Наблюдения на прогулке.

Краткая аннотация к работе.

Наблюдения на прогулке за птицами всегда вызывают у детей большой интерес к ним. В тёплое время года обращаем внимание детей на множество насекомых. Привлекаем внимание детей к поведению птиц, которые питаются этими насекомыми. Осенью же отметили, что насекомые встречаются реже, а перелётные птицы собираются в стаи. А вот зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят остатки пищи: крошки хлеба, крупу. Они и в холодное время могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы. Ребята с родителями приготовили для наших питомцев кормушки и развесили на деревьях, тем самым получили возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня, подкармливать их.

Ход образовательной ситуации.

Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

1. Приветствие. (Все собираются в круге, проговаривают традиционное приветствие) :

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю -

Всех я вас приветствую!

2. Беседа.

- Какое сейчас время года?

- Докажите это словами стихотворения.

(Дети читают стихотворение с опорой на мнемотаблицу) :

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна. (Борис Пастернак)

- Какое у вас настроение?

- Бывали ли вы когда-нибудь в лесу?

- Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять внимательность в дорогу!

И все знания не забудь!

- Хотите пойти сейчас в необычный лес?

3. Игра «Будем – не будем»

Цель игры: повторить правила поведения в лесу.

- Отправимся в лес по узкой тропинке.

- Как удобнее нам встать надо? (Друг за другом)

- Вперёд можно продвигаться, если вы выбираете правильное поведение в лесу. Сможете?

-Будем шуметь в лесу, ---убирать мусор, ---разводить костры, ---садить деревья, ---вырубать деревья, ---разбрасывать мусор и битое стекло, ---развешивать скворечники, ---ломать ветки деревьев,--- топтать ядовитые грибы, ---разорять гнёзда, ---подкармливать зверей, ---любоваться природой, ---наблюдать за животными, ---стрелять из рогатки, ---наслаждаться свежим воздухом)

II. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о птицах.

1. Беседа.

- Вот мы и попали в лес. Кого вы бы хотели увидеть, услышать в лесу?

- Чем птицы отличаются от других животных?

- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

- Почему птицы улетают в тёплые края?

- Как называют птиц, которые остаются зимой с нами в нашей местности? (зимующие)

- В какое время года птиц больше? (летом)

- Почему? (и зимующие, и перелетные)

- Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых, ловят мышей и вредных грызунов, которые нанося вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас.)

- Ребята, а вам ни кажется странным, что не слышно птичьих голосов?

III. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для различия зимующих и перелётных птиц;

формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

1. Сюрпризный момент. (Раздаётся голос сороки, запись)

- Чей это голос?

- Кто приносит на хвосте 

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая . (сорока)

(Появляется сорока-белобока)

- «Я заманила всех птиц в клетку и не выпущу, пока дети не выполнят моё задание. А значит и не услышат пение птиц» - хвастается сорока.

- Ребята, надо ли помочь птицам освободиться? Почему?

- Хотите помочь птицам?

-  Сможете?

- Как мы можем помочь птицам? (Дети высказывают свои предложения)

2. Задание сороки: Игра «Раздели на две группы»

Цель игры: закреплять умение классифицировать птиц.

- Вам надо внимательно посмотреть на карточки с изображением птиц и разделить их на 2 группы: перелётные и зимующие птицы (каждый ребёнок берёт по одной картинке и кладёт на стол с солнышком перелётных птиц, со снежинкой - зимующих).

- Смогли мы увидеть или услышать птиц?

- Почему не смогли?

- Мы отчаиваться не будем. Ведь любой человек не может знать всё. Но знания получить можно. И я верю в вас, ведь вы трудолюбивые и любознательные ребята.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Какие способы получения знаний вам известны)

- Что сейчас нам надо узнать?

IV. «Открытие» нового знания

Дидактические задачи: учить детей различать птиц по внешнему виду, повадкам, местам обитания; отгадывать загадки про птиц по их характерным признакам;

содействовать развитию наблюдательности;

формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

1. Сюрпризный момент.

- Наш лес необычный. В нем есть такая птица, которая хочет поделиться с вами своими знаниями.

- Угадайте, что за птица :

Света яркого боится,

клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это … (Сова)

(Появляется сказочная Совушка-умная головушка) :

- Она говорит: «Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы занятие пошло каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Слушаем внимательно! Загадки отгадываем старательно!»

(Дети садятся перед экраном)

2. Видео-презентация

Слайд 1:

Кар! Кар! Кар!-

Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её?

Слайд 2:

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

Слайд 3:

Спинкой зеленовата

Животиком желтовата

Шапочка чёрненькая и полоской шарфик.

Слайд 4:

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

ведь это …

Слайд 5:

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной Телеграфист:

«Здорово, дрозд приятель!»

И ставит подпись…

- Чем эти птички друг от друга отличаются (рассмотрите внимательно окраску птичек и назовите, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища?

- А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).

- Чем питаются птицы зимой? (растениеядные, хищные и всеядные)

- Легко ли птицам зимой? Почему?

3. Чтение стихотворений детьми.

Лиза: Спозаранок скачут птицы 

По заснеженным ветвям – 

Желтогрудые синицы 

Прилетели в гости к нам.  

«Тинь-тень, Тили-тень, 

Всё короче зимний день – 

Не успеешь пообедать, 

Солнце сядет за плетень.  

Ни комарика, ни мушки.  

Всюду только снег да снег.  

Хорошо, что нам кормушки 

Сделал добрый человек! (Ю. Синицын)

Саша: Скачет бойкий воробей

Возле маленьких детей:

— Эй, ребятки, просьба есть,

Бросьте крошечек поесть. Помогите воробью,

Я вам песенку спою! (И. Мазнин)

4. Игра «Покормите птиц» (на интерактивной доске, слайд 6)

Цель игры: закрепить представления детей о пище, которую употребляют птицы; побуждать детей помогать птицам.

- Птицы – наши друзья. Они не только оберегают нашу природу, но и радуют нас своим звонким пением. Так давайте, ребята, будем беречь птиц, будем помогать им в трудный для них период!

5. Игра «Найди по описанию»

Цель игры: учить детей определять птиц по их характерным признакам.

- Совушка приготовила картинки птиц и просит вас найти птицу по её характерным признакам.

(Воспитатель описывает птицу, 1 ребёнок показывает карточку с изображением птицы, все дети сигнальной карточкой показывают: согласие – зелёный, нет - красный)

а) Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка).

- Что вы знаете о ласточках?

( Дополнительная информация: Небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Гнёзда у них из комочков глины. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе, на лету может пить, проносясь с вытянутой шеей над поверхностью воды. В пасмурную погоду она летает низко над землёй, потому что насекомые летают низко.)

б) В деревянный свой дворец

Прилетел весной. (Скворец)

- Что вы знаете о скворцах?

( Дополнительная информация: Птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Скворец может подражать пению других птиц, собак, кваканью лягушки. Его голос похож на треск, бормотание, верещание. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках.)

в) Пёстрая грудка, хвост, макушка

В лесу и в часах кукует… (Кукушка)

- Что вы знаете о кукушках?

( Дополнительная информация: Это сравнительно небольшая птица. Окрас перьев зависит от вида, но обычно это оттенки серого цвета. Также на оперении птицы присутствуют светлые поперечные полосы. Клюв острый и достаточно прочный.  Птицы уничтожают много разных насекомых, но особенно птица любит клевать мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Гнезда себе не строит птица. Яйца откладывает в чужие гнёзда.)

г) Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (Журавль).

- Что вы знаете о журавлях?

( Дополнительная информация: Это красивые птицы. Тело у них довольно длинное, шея тоже длинная и тонкая, а голова небольшая. Ноги длинные и очень сильные, крылья большие, длинные и серповидно-изогнутые, а клюв довольно сильный, прямой и несколько сжатый с боков.

Живут журавли в больших болотах, особенно часто в тех, которые граничат с возделанными полями. С раннего утра журавли заняты поисками пищи, всевозможных земноводных, мелких насекомых, червей и небольших рыбок. Но всё-таки главный их корм составляют семена, почки, клубни и корешки. Птицы эти мерно шагают, довольно глубоко заходя в воду, умеют плавать, высоко и красиво летают и часто парят, описывая широкие круги.

Это умные, храбрые птицы. Журавли весьма общительные птицы. Пара журавлей всегда очень верна друг другу. К другим сородичам эти птицы проявляют трогательное уважение. Правда, иногда вспыхивают серьёзные ссоры, а некоторые натуралисты даже утверждают, что журавли наказывают виновного смертной казнью. Журавли и правда не терпят беспорядка и не любят ссор. Возмутителей спокойствия они предупреждают грозными криками или ударами клюва.)

д) По весне к нам с юга мчится

Черная как ворон птица.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Для деревьев наших врач,

Ест букашек разных … (Грач)

- Что вы знаете о грачах?

( Дополнительная информация: Большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Прилетает, когда на полях еще лежит снег. Его считают вестником весны.)

6. Демонстрация картины Саврасова «Грачи прилетели»

- Весной всюду появляются большие стаи грачей. Зиму они провели на юге. Они очень спешили на родину и в хорошую погоду делали перелёты по сотни километров в день. Много слабых птиц выбилось из сил и погибли в пути.

- У одних грачей чёрные клювы, а у других белые. Почему? (Птицы добывая корм клювами долбят землю, поэтому клювы и побелели, а с чёрными клювами молодые грачи, которые ещё мало рылись в земле)

Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают.

7. Физминутка «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

8. Беседа.

- А вы знаете, что способы перелёта у птиц разные.

- Как называется способ перелёта?

- Для чего прилетают птицы к нам? (Чтобы вывести потомство)

- Где они выводят потомство?

- Чем питаются сами и кормят птенцов?

9. Игра «Собери картинку»

Цель: закреплять умение соединять части предмета в одно целое, называть предмет.

- Через море, через горы

Стайкой птицы к нам летят.

Мы для них построим город –

Птичий город Птицеград.

(Дети делятся произвольно на пары и собирают разрезные картинки (птичьи домики)

- Кто может поселится в таком домишке? (Какие птицы)

- Можете ли вы помочь птицам приобрести домик? Как?

V.  Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закреплять приобретённые знания.

1. Игра «Четвёртый лишний» (По картинкам)

Цель: закреплять умение сравнивать и различать птиц по образу жизни

(Дети делятся на 3 команды (1- кто собрал картинку скворечника, 2- гнездо из веточек, 3 - гнездо из глины) для выполнения задания, затем команды поочерёдно объясняют свой выбор)

Скворец, снегирь, воробей, ворона.

Грач, журавль, синица, кукушка.

Кукушка, ласточка, дятел, грач.

2. Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Дидактические задачи: закреплять умения классифицировать птиц

(Дети надевают шапочки птиц – перелётных и зимующих; на полу группы лежать картинки с изображением солнышка и снежинки. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают,

Зерна собирают.

Маленькие птички,

Птички – невелички.

(После этих слов музыка заканчивается и перелётные птицы должны собраться около Солнышка, а зимующие около Снежинки. Игру можно повторить несколько раз, дети меняются шапочками.)

3. Звучит запись «Голоса птиц».

VI.  Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

1. Беседа

- Кому вы сегодня помогли?

- Почему вы смогли помочь?

- Пора возвращаться из леса. Давайте поблагодарим Совушку и попрощаемся с ней.

2. Игра «Прилетели птицы» (Дети встают друг за другом)

Цель игры: закреплять знания названий птиц.

- Чтоб в дороге не скучать, предлагаю поиграть.

- Я буду называть птиц, но если я назову что - то лишнее, можно хлопать в ладоши.

- Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи

- Прилетели птицы :голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

- Прилетели птицы : голуби, куницы.

- Прилетели птицы :голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы - молодцы)

Используемая литература:

Журналы «Дошкольное воспитание»

Стихотворения Ю. Синицына, И. Мазнина

Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»

П. П. Дзюба «Практическая копилка воспитателя детского сада»

А. В. Печерога «Развивающие игры для дошкольников»

Интернет ресурсы

После занятия:

- Много птиц гибнет во время перелётов. Да и врагов у них много.

- Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Задумались люди, как не допустить исчезновения живых существ? Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу.

- Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей? (красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда).

Стали создавать заповедники – места, где природа имеет право жить по своим законам, там охраняется всё : травы, грибы, птицы, рыбы и всё живое…

- Какой заповедник знаете вы?

- Наши дети, выпускники нашего детского сада принимали участие в создании Красной книги заповедника «Столбы».

Показ Красной книги заповедника «Столбы» (Дети самостоятельно рассматривают книгу)

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Птицы нашего края» Тема: «Птицы нашего края» Цель: развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Необычные ёжики» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4 года) Тема: «Необычные ёжики» Основные цели: -сформировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья» Образовательная область: Художественно-эстетическая Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: Осенние листья Основные цели: Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весенние приключения» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Весенние.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Птицы нашего края»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 20:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Птицы нашего края»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД