Рублева Ольга Валентиновна
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Птицы нашего края»
Цель: развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах нашего края.
Задачи:
Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края; формировать представления детей об их разнообразии.
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, размышлять, обобщать результаты опытов.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Материалы и оборудование: презентация по теме занятия «Институт орнитологии»; схема проведения опыта с перьями птиц; лабиринт «Зимующих птиц»; карточки с изображением корма для зимующих птиц (сало, семя подсолнуха, хлебные крошки, ягоды рябины); карточка с изображением зимующих и перелетных птиц; картинки с изображением перелетных и зимующих птиц (на каждого ребенка).
Раздаточный материал: емкость с водой; перья водоплавающих и не водоплавающих птиц; пинцеты; салфетки; фломастеры, карандаши, мелки, наборы цветного «Танграм», раскраски птиц.
Ход НОД:
Игра «Передай другому»
(На середину стола, вокруг которого стоят дети, выкладываются карточки с изображением птиц картинками вниз). Игру первым начинает педагог, произнося следующие слова:
- «Я карточку беру, на нее я не смотрю и соседу отдаю.
А сосед перевернет и картинку назовет.
Называй картинку и передавай соседу следующую».
(Каждый из детей, по очереди берет с середины стола карточку и, не переворачивая ее, отдает соседу справа, тот, кому дали карточку, переворачивает ее, называет картинку, кладет на стол перед собой; затем берет другую с середины стола и отдает соседу справа и т. д.)
Ситуативная беседа по вопросам:
- Ребята, скажите, кто изображен на карточках?
- Вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
- Что ты себе представляешь, когда ты слышишь слово «Птица»?
Детям предлагается назвать свои ассоциации, связанные с птицами.
- Ребята, вы хотите отправиться в научный центр по изучению птиц?
Просмотр презентации
Педагог включает презентацию, звучит голоса Фиксиков, которые приглашают их в свой «научно-исследовательский центр «Орнитологии».
Дети в процессе просмотра презентации знакомятся с понятием «орнитолог», «селекция», с символическим обозначением каждой лаборатории.
Ситуативная беседа «В институте орнитологии».
- Мы с вами находимся в институте орнитологии. Какие из лабораторий вы видите? Ребята, а зачем в институте орнитологии так много разных лабораторий? Как вы думаете, какая из лабораторий самая важная? С какой лаборатории мы начнем изучение птиц?
- Вы совершенно правы, в институте каждая лаборатория важна, все они помогают узнать и сохранить все разнообразие птиц на планете. Для чего нам нужны птицы?
- Ребята, посмотрите, мне кажется, нас зовут на помощь в какую-то лабораторию. Над какой лаборатории загорелся сигнал. Скорее туда.
(После того, как Фиксики познакомил детей «с научным центром», звучит звуковой сигнал и на слайде начинает мигать символ лаборатории экспериментирования. Дети переходят к столам, которые обозначены символом лаборатории экспериментирования).
- Ребята, птицы, улетая на юг, останавливались на отдых в научном центре. Помогите Фиксикам узнать, прилетали ли к ним водоплавающие птицы.
- Что мы сначала будем делать? Посмотрите на схему опыта?
Эксперимент с птичьими перьями
Педагог предлагает рассмотреть схему опыта, вместе с детьми проговаривает его этапы. Дети опускают перья в емкость с водой, рассматривают получившийся результат: одни перья намокли, потеряли свой внешний вид, с других перьев вода просто стекает, они не намокают. Дети сравнивают два разных пера, делают выводы.
- Что у вас получилось? Давайте сравним перья, чем они отличаются?
- Как вы думаете, каким птицам необходимо, чтобы их перья не намокали? У водоплавающих птиц перья покрыты жиром, поэтому вода просто стекает с них и не дает им намокать, иначе птицы не смогли бы взлететь.
- Что мы скажем Фиксикам?
(По окончании эксперимента на экране вновь загорается сигнал уже другой лаборатории).
- Ребята, нас снова зовут на помощь. Какая лаборатория просит нас помочь?
- Ребята, ученые лаборатории научных исследований могут ответить на самые сложные вопросы. Давайте и мы попробуем им помочь.
Словесная игра «Я начну, а ты закончи»
- Осенью птицы улетают на юг, потому что?
- Мы заготавливаем птицам корм на зиму, потому что?
- Птицы, которые не улетают на юг называются?
- Ученые получили фотографию из заповедника, помогите им определить зимующих и перелетных птиц. Обведите зимующих птиц синим фломастером, а перелетных-красным.
Игра «Перелетные-зимующие птицы»
Педагог предлагает детям на «фотографии» обозначить перелетных и зимующих птиц.
- Птицам зимой не хватает корма, ученые заготавливают корм для птиц на зиму, помогите им, определите какой птице нужно заготовить корм?
Игра «Кто чем питается?»
(Детям предлагается решить лабиринт, на котором соединены кривыми линиями птицы (голубь, снегирь, синица, воробей) и место, куда нужно поместить нужный для каждой птицы. Дети из предложенных картинок с изображением корма для птиц (сало, семя подсолнуха, хлебные крошки, ягоды рябины) выбирают тот, ко-торый нужен для каждой птицы и находят ему место в лабиринте.
Проблемные вопросы:
- Как птицы определяют путь от дома в теплые страны?
- Почему некоторые птицы уле-тают на юг?
- Какие птицы улетают первыми (последними? Почему?
- Можем ли мы помочь зимующим птицам? Как?
- Можем ли мы заготовить для зимующих птиц только хлебные крошки? Почему?
- А теперь давайте заглянем в последнюю лабораторию селекционирования. И попробуем создать новые виды птиц. Посмотрите, сколько здесь всего, из чего можно создать свою новую птицу. Вы можете придумать новое оперение птицы, можете составить свою птицу из геометрических фигур, вы можете воспользоваться карандашами, фломастерами, мелками. Придумайте название своей птице.
Продуктивная деятельность (раскрашивание, аппликация)
(Детям предлагаются раскраски с изображением птиц, схемы танграма «Птица», материалы для изобразительной деятельности. Каждому из детей необходимо выбрать материал и создать свою птицу).
- Ребята, мы с вами побывали в разных лабораториях и много узнали о птицах. Но мне очень интересно, чем же птицы отличаются от других животных, например, чем волк отличается от совы?
- А может сова и волк чем-то похожи?
(живут в лесу, хищники и т. д.).
Игра «Похожи- непохожи»
(На экране проектора поочередно появляются изображения утки и ласточки, воробья и грача, волка и совы. Педагог предлагает их сравнить).
Ситуативная беседа
- Наша с вами работа в научном центре подошла к концу. Давайте поблагодарим Фиксиков за интересную экскурсию и попрощаемся с ними.
- Скажите, в какой из лабораторий вам больше всего понравилось работать? Что нового и интересного вы сегодня узнали, о чем расскажите друзьям и родителям? Что было трудным?
- Все ваши работы мы соберем вместе и создадим книгу «Удивительный мир птиц». Вы обязательно ее покажете своим друзьям и родителям и будете продолжать ее дополнять новыми страничками.