Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Зимующие птицы нашего края»

Зельфира Нажмудиновна Абдулкафарова
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Зимующие птицы нашего края»

Тема проекта : «Зимующие птицы нашего края»

Бывают птицы разными :

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

Пояснительная записка.

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С. Н. Николаева.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Зимующие птицы нашего края“» размещена в разделах

В настоящее время всё большее значение приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Экология - одна из важнейших проблем современного общества.

Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что экология - интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить.

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.

Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.

Данный проект " Зимующие птицы нашего края" первый шаг к приобретению дошкольниками знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с учетом региональных особенностей.

Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей

Проблема проекта :

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, о повадках и питании зимующих птиц. Дети путают зимующих и перелётных птиц.

Актуальность

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе и окружающему миру.

В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах. У них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Тема проекта «Зимующие птицы нашего края» выбрана мною не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Общие сведения о проекте :

Тип проекта познавательно-исследовательский

Место реализации МАДОУ «Колокольчик»

По виду деятельности познавательный

По продолжительности краткосрочный

По форме реализации групповой

Участники проекта дети старшей группы, родители, воспитатель.

Возраст детей 5 - 6 лет

Образовательная область «Познавательное развитие»

Области интеграции «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Новизна проекта : гармонизация детско-родительских отношений при реализации принципа сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.

Цель проекта : Формирование экологической культуры детей через привитие любви к птицам.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о зимующих птицах.

Расширять знания об условиях жизни в зимний период

Продолжать учить детей узнавать зимующих птиц по внешнему виду.

Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.

Развивающие:

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин.

Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Воспитательные:

Вызвать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

Воспитывать любовь к родной природе.

Развивать любознательность, наблюдательность.

Оснащение предметно-развивающей среды

Подборка художественной литературы о птицах

Подборка иллюстраций зимующих птиц нашего края

Подборка аудиозаписей с голосами птиц

Изготовление шапочек-масок с изображениями птиц для подвижных игр

Механизмы реализации проекта :

совместная образовательная деятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы);

самостоятельная деятельность детей;

взаимодействие с родителями.

Планируемый результат

Реализация данного проекта предполагает :

Для дошкольников:

Формирование системы знаний о зимующих птицах нашего края;

Получение детьми интересной и полезной информации о зимующих птицах родного края посредством художественной литературы

Создание необходимых условий в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц нашего края;

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие детей и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях.

Обогащение словарного запаса детей.

Для родителей:

Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс, приобщение к миру природы.

Для педагогов:

повышение уровня сотрудничества с семьей;

использование новых технологий, направленных на взаимодействие детей и родителей на основе сотворчества.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Использование различных форм работы по экологическому воспитанию детей.

Распространение и обобщение опыта работы по экологическому воспитанию.

Этапы проекта :

1 этап. Предварительный этап

Определение темы проекта, подготовительная работа с детьми.

Формулировка цели и определение задач проекта.

Подбор методической литературы, детской художественной литературы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений.

Разработка циклов НОД, бесед.

Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, дыхательной и артикуляционной гимнастики.

Наблюдение за птицами на прогулке

Информирование родителей

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»

Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой, «Помоги птицам»

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

2 этап. Реализация проекта

Образовательные области Формы работы с детьми

Познавательное развитие Беседы

«Что ты знаешь о птицах

«Трудно птицам зимовать»

«Чем накормим птиц зимой

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой

Конструирование

«Кормушка для птиц»

Просмотр презентации

«Зимующие птицы нашего города»

«Покормите птиц зимой»

НОД

«Птицы – наши друзья»

«Птицы зимой»

Эксперементирование

«Исследование птичьего пера».

Наблюдения на прогулке

За синицей

За снегирем

За воробьем

За сорокой

Исследовательская деятельность на участке:

«Где чей след»

Просмотр мультфильмов

«Ворбьишко»

«Серая шейка»

«Высокая горка»

Речевое развитие Беседы с детьми

«Птичья столовая»

Рассматривание альбома «Зимующие птицы», рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Рассказ по картине «Птицы на кормушке»

НОД

«Составление сравнительного рассказа» (зимующие птицы)

«Зимние гости»

Чтение художественной литературы

И. Тургенев «Воробей»

М. Горький «Воробьишко»

Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»

Сухамлинский «О чем плачет синичка»

В. Бианки «Синичкин календарь» («Сова», «Тетерева в лунках»)

Г. Скребицкий «Крылатые соседи»

С. Алексеев «Снегирь»

Н. Павлова «Зимние гости»

Заучивание стихотворения Н. Рубцов «Воробей»

Просмотр мультфильмов

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра

«Птичий питомник»

«Больница птиц»

Дидактические игры:

«Птичья столовая»

«Летает – не летает»

«Узнай птицу по описанию»

«Скажи ласково» (птицы)

«Один – много» (птицы)

«Четвёртый лишний»

«Собери картинку»

«Отгадывание загадок»

«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь»

«Прилетели птицы»

«Меню для птиц»

Настольно-печатные игры

«Лото»

«Зимующие птицы»

«Чей клюв»

Игра – драматизация:

«Где обедал воробей?»

Инсценировка сказки М. Горького «Воробьишко»

Экологическая инсценировка «Доживем до весны»

Трудовая деятельность:

Кормление птиц на прогулке, чистка кормушек

Художественно-эстетическое развитие Аппликация:

«Снегири на ветках рябины» (из салфеток

«Синички»(обрывная аппликация)

«Совушка»(апплиация из листьев)

Рисование:

Рисование ладошками «Снегири»

«Лесной доктор»

«Пернатые друзья» (рисование в технике тычок)

Лепка

«Птичка-синичка»

«Птицы на кормушке»

Оригами

«Птичка»

«Сова»

Прослушивание записей пения птиц

Слушание песни «Песенка друзей» муз. Герчик

Игра «Птичий концерт»

Хороводные игры:

«Снегири»

«Воробей»

Физическое развитие Подвижные игры:

«Совушка»

«Воробушки и автомобиль»

«Перелет птиц»

«Птички в гнёздышках»

«Воробушки и кот»

Физкультминутки:

«Птицы в кормушке»

«В зимнем лесу»

«Снегири»

«Скачет шустрая синица»

Дыхательная гимнастика

«Воробей»

«Улетают птицы»

«Ворона»

«Филин»

Пальчиковая гимнастика:

«Зимующие птицы»

«Кормушка»

«Десять птичек - стайка»

«Птички»

«Я зимой кормлю всех птиц»

Зрительная гимнастика:

«Сова»

«Птички»

Артикуляционная гимнастика

«Улетают птицы»

«Голодные птенчики».

«Птенчики ждут пищу»

3 этап. III этап –заключительный.

Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашего края на книжной полке.

Викторина «Кто больше знает о птицах.

Выставка рисунков «Зимующие птицы»

Коллективная работа «Кто к нам на кормушку прилетел?»

Иллюстрированная книжка-малышка о зимующих птицах с загадками.

Акция «Лучшая кормушка»

Презентация проекта.

Была организована встреча с родителями, где мы подвели итоги. Родители отметили, что дети проявили большую заинтересованность этим проектом. Благодаря ему они получили новые знания о жизни домашних питомцев. У них появилось желание самостоятельно, без напоминания взрослых ухаживать за своими питомцами.

Практическая значимость проекта «Зимующие птицы нашего края» очевидна. Он помог решить ряд важных взаимосвязанных задач, направленных на образование ребёнка, сотрудничество с родителями.

У детей повысился уровень знаний о зимующих птицах. Ребята стали более отзывчивы и внимательны к зимующим птицам, возникло желание и потребность сделать доброе дело ради живого существа (накормить). Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Перспективы на будущее:

повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания познавательного развития;

продолжать использовать проектную деятельность в образовательном процессе;

распространить опыт работы среди педагогов ДОУ и в социальной сети работников образования.

Познакомить детей с образом жизни перелетных птиц;

формировать умение устанавливать причинно- следственные связи между строением тела, формой тела и образом питания птиц;

собрать методическую копилку для воспитателей по теме «Птицы»;

продолжить изготовление дидактических, обучающих игр по этой теме;

Результаты реализации проекта.

Развивающая среда группы пополнилась : литературой, иллюстрациями, загадками, стихотворениями, рассказами о зимующих птицах, музыкальным альбомом «Голоса птиц», физминутками.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Родители приняли активное участие в выставке кормушек.

Литература

1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Сборник статей под редакцией Венковой З. Л., Казанцевой Н. Пермь 2007

2. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010

3. Кобзева Т. Г., Холодова И. А. «Организация деятельности детей на прогулке». Старшая группа. Волгоград. Учитель 2011

4. И. Л. Саво «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада». Санкт-Петербург. Детство-пресс. 2010

5. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду». Москва 2008

6. Н. В. Лободина «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. а. Васильевой»старшая группа. Волгоград. Издательство «Учитель» 2012

7. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

Публикации по теме:

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края»Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

НОД в старшей группе «Зимующие птицы нашего города» Цели:закрепить знания детей о зимующих птицах, умение работать в малых группах, организовывать работу, работать по алгоритму. Задачи:-Дать.

Конспект занятия «Зимующие птицы нашего края» Тема:«Зимующие птицы нашего края» Задачи: Способствовать расширению знаний о жизни зимующих птиц в нашей климатической зоне. Уточнить.

Познавательно-исследовательский проект «Зимующие птицы» Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников. Вид проекта: Познавательно-исследовательский,.

Презентация «Проект «Зимующие птицы нашего края» Образовательный проект в первой младшей группе «Зимующие птицы нашего края» Подготовила: Галенко Татьяна Александровна воспитатель.

Презентация «Зимующие птицы нашего края» Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах - это не только уникальные.

Проект на тему «Зимующие птицы нашего края» ПРОЕКТ «Зимующие птицы нашего края» МБДОУ детский сад «Теремок» Тип проекта: познавательно – исследовательский Участники проекта: дети.

Проект «Зимующие птицы Пензенского края» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ» Воспитатель: Малашина Елена Анатольевна г. Пенза, 2017 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ.

Викторина в старшей группе «Птицы нашего края»Викторина в старшей группе «Птицы нашего края» Цель: выявить знания детей о птицах. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: 1. Воспитывать любознательность,.

Экологический проект «Птицы нашего края» Вид проекта – семейно-групповой. Тип проекта – информационно-творческий. Участники – дети, родители, воспитатели. Цель проекта – обогащение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Зимующие птицы нашего края»
Опубликовано: 18 октября 2018 в 15:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД