МААМ-картинки

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Секреты филимоновской росписи»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с Дошкольниками «Секреты филимоновской росписи»

Образовательная область : художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дошкольники 6-7 лет)

Тема: "Секреты филимоновской росписи"

Основные цели: сформировать у дошкольников представление о филимоновской росписи : ее истории, основных элементах; воспитание любви к традициям русского народа.

Публикация «Образовательная ситуация с Дошкольниками „Секреты филимоновской росписи“» размещена в разделах

Дидактические материалы: пазлы с изображениями разных видов народной росписи : гжели, дымковской, хохломы, филимоновской; презентация "Филимоновская роспись"; по количеству участников мастер - класса: пластиковые салфетки; кисточки белка № 3; подставки под кисточки; гуашь красная, желтая, зеленая; стаканчики с водой; влажные салфетки; глиняная заготовка петуха, запись народной музыки.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор,

Краткая аннотация к работе: Данное занятие разработано в технологии «Ситуация» и предназначено для педагогов дошкольных организаций по ознакомлению дошкольников с филимоновской росписью.

Ход образовательной ситуации:

Организационный момент.

«Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

- Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки.  

1. Введение в ситуацию

Беседа с детьми.

Воспитатель:Какая у вас любимая игрушка?

Из каких материалов могут делать игрушки?

Дети отвечают.

Воспитатель :А когда-то давным –давно игрушки делали из соломы, дерева, глины. Для украшения игрушки расписывали. Какие виды росписей вы знаете?

Дети отвечают.

2. Актуализация

Дидактическая игра «Собери картинки».

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары и собрать картинки с элементами одной из росписей.

Отгадывание загадок.

- Отгадайте, о какой росписи говорится в загадках и найти соответствующие ей пазлы.

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда? 

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

 Разные ложки и ковши 

Ты разгляди-ка не спеши.  

Там трава вьется и цветы 

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой)

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель: У нас есть пазлы, на которых изображена роспись, о которой мы ничего не говорили. Кто - то может сказать, что это за роспись?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Чтобы узнать об этой росписи, я приглашаю вас на мастер – класс.

4. «Открытие» нового знания

Рассказ - презентация о филимоновской росписи.

Проходите, устраивайтесь по удобнее. (Дети проходят на ковер перед экраном).

Послушайте легенду:

Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали красками, замешанными на яйце, наносились они куриным пером. Научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.

- Родились филимоновские игрушки в селе Филимонове Тульской области более 700 лет назад. (Слайд 1)

В этом селе было много пластичной глины. (Слайд 2)

- Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. (Слайд 3)

- Какие цвета используют мастерицы?

(Желтый, зеленый, красный, малиновый).

Филимоновские узоры бывают простые и сложные.

Простые состоят из цветных чередующихся полос. (Слайд 4)

Роспись козлика простым узором. (Слайд 5).

Сложными узорами украшали фигурки людей. (Слайд 6).

Сложные узоры это: ветвистая «елочка», «солнышко». (Слайд 7)

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растений. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. (Слайд 8).

Так хочется, чтобы традиции нашего народа жили всегда. Мы с вами помогаем этому, создавая глиняные игрушки.

Беседа - диалог об этапах лепки филимоновской игрушки - петуха.

Давайте рассмотрим все этапы лепки петуха. В этом нам помогут наши девочки Надя, Лера и Диана.

Разминаем глину. (Слайд 6).

Вытягиваем шею, прищипываем носик. (Слайд 7).

Вытягиваем хвост. (Слайд 8).

Лепим гребешок и бородку. (Слайд 9).

Вот какой получился петушок. (Слайд 10).

Давние времена славились не только своими промыслами, но и играми. Приглашаю вам сыграть в одну такую игру.

Динамическая пауза.

Где-то в глиняной избушке

Жили яркие игрушки.

Утром просыпались,

Чисто умывались.

Кланялись друг другу,

Бегали по кругу.

Парами кружились,

Стоп-остановились!

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Воспитатель: Скажите, а теперь вы сможете назвать роспись на четвертых пазлах?

Дети отвечают.

Воспитатель: Приглашаю вас представить себя художниками филимоновской росписи.

Творческая мастерская филимоновских игрушек.

Воспитатель: Вспомним какие элементы росписи мы будем использовать для росписи филимоновского петуха?

Дети отвечают.

Воспитатель:Нам помогут в работе медальоны с изображением филимоновских элементов. Медальоны имеют волшебную силу: игрушки у нас получатся яркие.

Самостоятельное выполнение детьми росписи глиняной заготовки петуха по мотивам филимоновских игрушек под народную музыку.

6. Осмысление

Рассматривание выполненных работ.

Воспитатель: Секреты какой росписи мы с вами открыли на нашем мастер - классе? Из чего лепят эти игрушки? Почему так называются? Какие цвета используют мастерицы? Какие элементы филимоновских узоров использовали вы в своей росписи?

Вы молодцы, наши игрушки получились яркие и веселые. Предлагаю устроить выставку филимоновской игрушки для детей из других групп?

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.).

При организации образовательной ситуации использовались методические приемы: беседа – диалог о народных росписях, рассказ - презентация о филлимоновской росписи, беседа - диалог об этапах лепки филлимоновской игрушки, творческая мастерская филимоновской игрушки. При подготовки к занятию была проведена предварительная работа: знакомство с разными видами народной росписи : просмотр презентаций, рассматривание альбомов, раскрашивание узоров, рассматривание игрушек и предметов быта, украшенных этими росписями, использование дидактических игр, чтение потешек, прибауток.

После занятия предполагается последующая работа: оформление выставки "Филимоновская игрушка" для родителей и воспитанников, проведение мастер - класса для родителей с участием детей.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Необычные ёжики» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4 года) Тема: «Необычные ёжики» Основные цели: -сформировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья» Образовательная область: Художественно-эстетическая Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: Осенние листья Основные цели: Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Секреты русских узоров» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Секреты русских узоров» Основные.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весенние приключения» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Весенние.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с Дошкольниками «Секреты филимоновской росписи»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 20:02
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД