Папки-передвижки

Конспект по образовательной ситуации с дошкольниками «Ягоды»

Татьяна Скрягина
Конспект по образовательной ситуации с дошкольниками «Ягоды»

Образовательная область : «Познание»

Возрастная группа: младшая группа (3-4 года)

Тема: «Ягоды»

Основные цели: Расширить знания детей о ягодах. Познакомить детей с новыми ягодами (которые им незнакомы).

Дидактические материалы: Книги про ягоды, мини энциклопедии. Презентация «Ягоды». Карточки для выполнения задания (приложение 1) и простые карандаши.

Оборудование: Интерактивная доска. Макет огорода и корзина для ягод. Муляжи ягод.

Публикация «Конспект по образовательной ситуации с дошкольниками „Ягоды“» размещена в разделах

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя. Слайд 1.

- Ребята, а вы, когда приезжаете на дачу, чем занимаетесь? (отдыхаем, помогаем и т. д.)

- Есть на вашей даче сад или огород? (есть и сад, и огород).

- Какие ягоды растут у вас на огороде? (клубника, виноград, вишни, смородина).

- Как вы помогаете родителям на огороде? (поливаем, сажаем и т. д.)

После всех ответов детей воспитатель говорит детям:

- Многие из вас знают, какие ягоды растут на огороде и помогают родителям их выращивать. Слайд 2.

А вот Маша из мультфильма «Маша и Медведь» захотела помочь Мишке собрать урожай, но у нее ничего не получилось.

Как вы думаете, почему у Маши не получилось собрать урожай? (Она не знает, какие плоды относятся к ягодам, не знает, что такое ягоды. Слайд 3.

- Поможем Маше собрать урожай?

- Сможете? (сможем).

После всех ответов детей воспитатель говорит детям:

- Ну что ж, тогда отправляемся к Маше на помощь.

2. Актуализация. Дидактические задачи: актуализировать знания детей о ягодах, уточнить представления о признаках и свойствах ягод, умение находить эти признаки самостоятельно.

Воспитатель обращает внимание на стол, на котором стоит макет огорода и корзины для ягод. Слайд 4.

А вот и огород. Сколько всего ягод выросло на нем!

- Посмотрите, все ли, то – что выросло на огороде – ягоды? (на макете огорода находится и овощи, и фрукты, и петрушка и т. д.)

- И правда Маше одной не справиться с работой. Нам необходимо собрать урожай ягод и сложить их в корзины.

- Но не просто собрать ягоды, а отгадать загадку, найти ягоды на огороде и объяснить Маше, почему вы сорвали именно эту ягоду.

- Первая загадка: Слайд 5.

Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с … (малиной)

- Почему вы решили, что это малина, чем она полезна? (потому что, когда болит горло, все пьют чай с малиновым вареньем). Положили малину в корзину.

- Следующая загадка: Слайд 6.

Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых.

Сельский сад – их родина. Что это? (смородина)

- Почему вы решили, что это смородина? (потому, что эта ягода бывает красного и черного цвета). А какую пользу приносит смородина? (вкусная, и можно из нее сделать варенье). Положили смородину в корзину.

- Слушайте дальше: Слайд 7.

Что за гроздья налитые в листья спрятались резные?

Сок их пьют и так едят. Эти гроздья - … (виноград)

- Почему вы думаете, что это виноград и что из него можно приготовить? (потому что он растет веточками и из него готовят сок). Положили виноград в корзину.

- Еще одна загадка: Слайд 8.

Ягодку сорвать легко – ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка – там созрела… (земляника)

- Почему вы решили, что это земляника? (потому что она растет почти на земле очень низко и вкусно пахнет). Положили землянику в корзину.

- Слушайте дальше: Слайд 9.

Повернулась к грядке боком, налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (клубника)

- Как вы догадались, что это клубника? (потому что земляника и клубника очень похожи, обе круглые, красные и на вкус похожи). А что можно приготовить из клубники? (варенье, сок, йогурт, компот). Положили клубнику в корзину.

- Следующая загадка: Слайд 10.

В красных платьицах сестрички прицепились за косички.

Летом в сад зайдите здешний - созревают там. (черешни)

-Почему вы решили, что это черешни? (потому что, эти ягодки растут на кустарниках и по несколько штук вместе). Положили и черешни в корзину.

- Отгадайте еще:

На колючей тонкой ветке в полосатых майках детки.

Куст с шипами - не шиповник, как зовется он? (крыжовник)

- Догадались что это? (не знаем).

- А вот эту может сможете отгадать?

Не на шутку, а всерьез куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка. Что за кустик? (ежевика)

- А это что? (тоже не знаем).

- Еще одну загадку попробуйте отгадать:

Эту ягодку найдете не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка, красненькая. (клюква)

- Что же это? (не знаем)

- Отгадайте еще загадку:

Много темно-синих бус кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —. (черника)

- А это что? (тоже не знаем).

- А вот эту может сможете отгадать?

Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,

У заветного местечка есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки развешаны на ветке… (шиповник)

- Догадались что это? (не знаем).

- Тогда эту попробуйте отгадать?

На колючем кустике желтенькие бусинки.

Наступила осень тихо, и созрела. (облепиха)

- Как вы думаете это за ягода? (не знаем).

3. Затруднение в ситуации. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для названия незнакомых ягод; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

При отгадывании загадок про крыжовник, ежевику, клюкву, чернику, шиповник и облепиху дети затрудняются с ответом. Слайд 11.

- Смогли вы отгадать эти загадки? (Нет.)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, что это такое, какие это ягоды.)

4. Открытие нового знания (способа действия). Дидактические задачи: сформировать представление детей о ягодах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить Мишки или у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете). Слайд 12.

- Так что нам необходимо узнать? (какие еще бывают ягоды).

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего дети его задают Мишке посредством телефонного звонка. Воспитатель повторяет загадки, а дети просматривают картинки и запоминают ягоды. Слайды 13-18.

Затем дети самостоятельно рассматривают энциклопедию, где находят информацию о тех ягодах, которые не смогли отгадать, посредством сравнения картинок и муляжей ягод и отправляют их в корзину.

- Что за ягоды выросли на огороде у Мишки и Маши? Слайд 19.

- Где растут крыжовник, ежевика, клюква, черника, шиповник и облепиха? (на огороде или в лесу).

- Как назвать крыжовник, ежевику, клюкву, чернику, шиповник и облепиху одним словом? (ягоды).

- Ну вот мы и познакомили Машу с ягодами, помогли ей собрать урожай.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для исследования признаков и свойств новых ягод; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Из каких ягод готовят компот, варенье, сок, йогурт и т. д.? Слайд 20.

- Ребята, мы помогли Маше собрать ягоды, давайте еще оставим Маше меню подсказки – из каких ягод можно приготовить компот, сок или варенье.

Работа детей на листочках за столами. Приложение 1. Дети должны разложить ягоды в кастрюля для компота, в банку для варенья и в пачку для сока. После выполненного задания, объяснить. Почему они так распределили.

6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя. Слайд 21.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Чем помогли Маше?

- Что нового узнали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не помогли Маше собрать ягоды, то она не узнала, какие ягоды еще бывают и не смогла бы их правильно использовать.

Краткая аннотация к работе: Занятие разработано в технологии деятельностного метода. В образовательной ситуации описываются приемы активизации дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в ходе которой они знакомятся с ягодами, которые им незнакомы. В процессе практической деятельности дети находят ответы на интересующий их вопросы методом сравнения картинок с муляжами, что помогает им отыскать нужные ягоды и делают необходимые выводы. Данное занятие является логическим завершением тематической недели «Ягоды», где дети могут не только показать свои знания по данной теме, но и открыть для себя что-то новое. В данной методической разработке показана возможность использования системно-деятельностного подхода в обучении дошкольников данной темы. Тема занятия «ягоды» входит в образовательную программу дошкольного образования. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л. Г. Петерсон/ под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016.

Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в младшей группе «Ягоды на тарелке»Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в младшей группе «Ягоды на тарелке» Тема: «Ягоды на тарелке» Задачи: Учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев.

Конспект образовательной ситуации по конструированию для детей младшей группы «Теремок для зверюшек»Конспект образовательной ситуации по конструированию для детей младшей группы «Теремок для зверюшек» Цель: Формирование у воспитанников умения сооружать элементарные постройки Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей строить домики,.

Конспект образовательной ситуации «Ладная семья» в подготовительной группеКонспект образовательной ситуации «Ладная семья» в подготовительной группе .

Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка»Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка» Цель: Создание коллективной композиции «Цветущая фиалка». Образовательные: - Формировать представления детей о комнатных растениях.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6»Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6» Цель: закрепить счет до 6. Задачи: Образовательные: Закрепить порядковый счет в пределах 6, выделять отношения групп предметов по количеству.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию во второй младшей группе «Счет до 3»Конспект образовательной ситуации по математическому развитию во второй младшей группе «Счет до 3» Цель: закрепить счет до 3. Задачи: Образовательные: • выделять отношения групп предметов по количеству и числу (один, два и еще один,.

Конспект образовательной ситуации «Добрые женские руки» для старшего возрастаКонспект образовательной ситуации «Добрые женские руки» для старшего возраста Программные задачи: - формировать любовь и уважение к самому родному человеку - маме; умение ценить материнскую заботу и любовь; умение.

Конспект образовательной ситуации «Поговорим о школе»Конспект образовательной ситуации «Поговорим о школе» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие» Виды деятельности: коммуникативная,.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по образовательной ситуации с дошкольниками «Ягоды»
Опубликовано: 24 апреля 2021 в 09:47
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД