Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Планеты Солнечной системы»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область :___ познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема: «Планеты Солнечной системы»

Основные цели:

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к изучению космоса, Солнечной системы

Задачи Расширение системы знаний ребёнка путём включения в неё нового знания, -формирование способности ребёнка к освоению нового способа действия.

Образовательные :

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Планеты Солнечной системы“» размещена в разделах

Дать представления о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения.

Совершенствовать диалогическую речь.

Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов.

Развивающая:

Развивать умение ставить перед собой цель и находить пути её достижения, справляться с возникающими трудностями;

самостоятельность, инициативность;

навыки исследовательской деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в парах, группах, чувство сопереживания и желание помочь.

Дидактические материалы:

Демонстрационный: ковёр, таз с мукой, шарики разного диаметра, камни; макет Солнечной системы, картинки планет и солнца с названиями на магнитах, магнитная доска, костюм астронома, бейджик «Астроном», емкости с сыпучим веществом (подкрашенный речной песок) 3 штуки, пустые емкости 3 шт., салфетки и металлические ржавые предметы, магниты, ситечки, куски льда. презентация «Смешарики в космосе»

Раздаточный: простые карандаши, листы с изображением орбит и планет Солнечной системы и задания, на каждого ребёнка картинка с изображением ракеты и цифр от одного до двадцати, пиктограммы,

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран

Краткая аннотация к работе:

При разработке педагогического мероприятия была взята за основу образовательная технология «Ситуация». Выдержана сюжетная линия педагогического мероприятия с детьми – игровое путешествие в космическую обсерваторию к астроному, для достижения «детской цели» - помощь Смешарикам. Прослеживается интеграция образовательных областей, которые были реализованы в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной. Разнообразие оборудования и материалов, использованных педагогом на занятии, позволяет сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.

Ход образовательной ситуации:

Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети заходят в группу

Воспитатель: Предлагаю поиграть и за мной всё повторять.

Мы сегодня – я и ты, путешествуем в ночи,

Посмотрите-ка направо,

В небе полная луна.

А теперь посмотрим влево -

Ярко вспыхнула звезда

Вот комета пролетела,

В атмосфере вся сгорела.

Посмотрите, кто-то там на ракете мчится к нам.

Поприветствуем скорей, долгожданных мы гостей.

Закрывайте-ка глаза, звёзды посчитать пора.

Я в ладоши буду хлопать. Вы считать и отвечать.

Сколько звёзд зажглось на небе (хлопаю пять раз)

Сколько? ( Дети: пять)

Посчитай, но не хитри (хлопаю три раза)

Сколько звёзд на небе? ( дети: три)

И ещё разок попросим, сколько звёзд на небе? (хлопаю 8 раз)

Конечно - ( Дети считают и отвечают: Восемь)

Открывайте-ка глаза, всё закончилась игра!

Воспитатель: Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Приглашаю вас на островок знаний, располагайтесь по удобнее и внимание на экран - посмотрите вот оно звездное небо

(внимание детей переключается на доску)

На экране появляется Пин (видео-презентация «Смешарики в космосе»)

«Внимание! Внимание!

Мы отправились в межпланетную экспедицию, но бортовой компьютер сломался, и мы не знаем куда лететь и как вернуться на планету Земля. Катастрофа. Помогите нам, пожалуйста, проложить маршрут. Отправляю вам фото Солнечной системы и тексты маршрутов».

Воспитатель: Что произошло? (Ответы детей)

Что делать? (Ответы детей)

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: А вы сможете?

Дети: Да!

2. Актуализация знаний

Дидактическая задача:

1)актуализировать знания детей о планетах Солнечной системы.

2)используя метод игрового моделирования закрепить умение ориентироваться на схеме, находить месторасположения знакомых планет и Солнца.

Воспитатель: Тогда не будем терять время, вот фото Солнечной системы и задания (за экраном).

Рассмотрите фотографии, что вы на них видите?

Дети: Мы видим на фотографиях Солнце, планеты, Землю…

Воспитатель: Чтобы выполнить маршрут, выберите, кто в вашей команде будет читать задание, кто чертить, а кто помогать и проверять. Ребята, задания разные: простое, посложнее и самое интересное - повышенной сложности. Выбирайте. Приступаем к выполнению задания – составлению маршрута (дети пробуют проложить маршрут в соответствии с заданием).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для знакомства с плаетами.

2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель: Смогли составить маршрут?

Дети: Нет.

Воспитатель: Приглашаю вас на наш островок Знаний на совет (дети садятся на ковёр). Что мы знаем?

Дети: Знаем планету Земля, Марс, Солнце. Что надо составить маршруты.

Воспитатель: Смогли выполнить?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему не смогли выполнить задание?

Дети: Не знаем другие планеты и где они находятся.

Воспитатель: Значит, что нам нужно узнать?

Дети: Нам нужно узнать планеты.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с планетами Солнечной системы

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того кто знает»;

Воспитатель: Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать, нам разгадать его поможет вопрос: Где это я могу узнать? Ваши предложения.

Дети: Спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому.

Проговариваю с детьми каждое предложение и находим оптимальный вариант.

Воспитатель: У кого мы можем узнать о планетах?

Дети: У того кто знает планеты. У астронома

Воспитатель:

Что б планеты нам узнать на белую линию надо встать и движенья выполнять.

Физкультминутка

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, внимание и ориентировку на себе

Вправо повернёмся два раза сейчас,

правой рукой закроем правый глаз,

левой рукой закроем левый глаз,

топнем левою ногой.

Топнем правою ногой.

Левая рука вперёд,

правая рука вперёд,

Хлопнем в ладоши 4 раза и откроем оба глаза.

Теперь два раза налево повернись и в Космической обсерватории окажись.

(пока дети выполняют задания, переодеваюсь в астронома и выставляю атрибуты)

Астроном: Здравствуйте, мои друзья! Я – астроном. Вы знаете, чем занимается астроном?

Дети здороваются и высказывают свои предположения, если не скажут, сама рассказываю.

Дети: Астроном изучает планеты и проводит различные исследования в космической обсерватории

Астроном: Зачем искали вы меня?

Дети рассказывают.

Астроном: Хорошо помогу вам. Нам понадобится макет Солнечной системы (открываю ширму, на столе макет). Что такое Солнечная система?

(Ответы детей, если затрудняются, говорю: Вот об этом мы сейчас и поговорим)

Посмотрите на макет, что вы здесь узнаёте?

Дети: Солнце.

Выставляю на магнитной доске картинку Солнце.

Астроном: Что такое Солнце?

Дети: Это огромная звезда, очень горячая, к нему лучше не приближаться.

Астроном: Спасибо за подробный ответ. Все планеты движутся вокруг Солнца, каждая по своему пути и называется этот путь – орбита (включаю макет).

Самая первая планета от Солнца Меркурий. Найдите её, сравните с другими планетами, что можно сказать про Меркурий.

Дети: Планета Меркурий самая маленькая.

Астроном: А ещё Меркурий самая быстрая планета в Солнечной системе. Догадались почему?

Дети: Он движется по первой орбите вокруг Солнца. Орбита Меркурия самая короткая.

Астроном: Расположен Меркурий ближе всех к солнцу, днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь, становится очень холодно, поверхность покрыта кратерами, а вы

знаете почему?

(Предположения детей)

Астроном: Предлагаю проверить. Проходите в космическую лабораторию.

Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

Астроном: Поверхность планеты Меркурий мягкая, покрытая толстым слоем пыли. Представьте, что мука – это поверхность планеты, а камень - это метеорит. Возьмите «метеориты». Метеориты летят в космосе с огромной скоростью и ударяются о поверхность планеты (кидаем камни в таз с мукой). Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты?

Дети: Образовались углубления, ямы, кратеры.

Астроном: Ребята, почему образовался кратер?

Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, поэтому образовался кратер.

Астроном: Как называется первая планета Солнечной системы?

Дети: Первая планета Солнечной системы называется Меркурий.

Астроном: На какую по счёту орбиту надо установить картинку с планетой Меркурий?

.(дети называют, устанавливают на магнитной доске картинку, вместе проговариваем: Один - Меркурий)

Астроном: Найдите на макете вторую планету Солнечной системы, с какой планетой она похожа по размеру?

Дети: С планетой Земля.

Астроном: У планеты Земля есть планета сестра, Венера называется она.

Это злая планета – её называют планетой бурь, там бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко, это самая жаркая планета Солнечной Системы. Смешарики прислали нам свои координаты, их корабль находится в опасной близости с планетой Венера. Только выполнив вычисления можно спасти Смешариков и изменить курс корабля. Вы сможете?

Дети: Да, сможем.

(Дидактическая игра «Соедини по точкам»).

Астроном: Все справились, молодцы. Как называется вторая планета от Солнца?

Дети : Вторая планета от Солнца называется Венера.

Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Венера?

Дети: Планета Венера находится на второй орбите от Солнца (дети выставляют на доске картинку, все считаем: Один - Меркурий, два - Венера).

Астроном: Рассмотрите макет, найдите третью планету от Солнца. Узнаёте эту планету?

(Дети высказывают предположения). Что вы можете рассказать о планете Земля (Дети рассказывают)

Прекрасно, мои юные астрономы. На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Земля?

Дети: Планета Земля находится на третьей орбите от Солнца (дети устанавливают картинку, все считаем, Один - Меркурий, два – Венера, три-Земля)

Астроном: Найдите на макете четвёртую планету от Солнца. Как называется четвёртая планета?

Дети: Четвёртая планета называется Марс.

Астроном: Как вы её узнали?

Дети: По красному цвету.

Астроном: Марс покрыт красно-оранжевым песком, внутри планеты лёд, там холодно и дуют сильные ветры, на поверхности есть горы, кратеры, вулканы,

Космический зонд привез образцы космического грунта с планеты Марс (Показываю песок).

Как узнать состав грунта?

Дети: Провести исследования.

Астроном: Змечательное предложение, проходите в лабораторию (На 3 столах расположены ёмкости с песком, пустые ёмкости, на отдельном столе магниты, ситечки, ложки, воронки)

Вспомним правила исследования сыпучих веществ.

Дети рассказывают правила.

Астроном: Выберите предметы, которые помогут вам провести исследование грунта. Приступаем к работе.

(Работа в подгруппах. Дети выбирают предметы, проводят исследования)

Астроном: Расскажите, пожалуйста, Что вы обнаружили в космическом грунте.

Дети рассказывают, как проводили исследования и что обнаружили в грунте.

Астроном: Проведя исследования, вы обнаружили в грунте большое количество железа и льда (показываю ржавые металлические предметы и лёд). Возьмите салфетки и потрите их о железо, что получилось?

Дети: салфетки стали красными.

Астроном: Почему?

Дети: Металлические предметы от воды и льда ржавеют.

Астроном: Вы догадались, почему Марс называют красной планетой?

Дети: Поверхность Марса становится красной от ржавчины.

Астроном: Чудесно, юные астрономы вы удивляете меня! Грунт с какой планеты мы с вами исследовали?

Дети: Мы исследовали грунт с планеты Марс.

Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Марс?

Дети: Она находится на четвёртой от Солнца орбите.

(Дети выставляют картинку на доску. Считаем: Один – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, четыре – Марс.)

Астроном: Посмотрите на макет и найдите пятую планету Солнечной системы. Называется эта планета Юпитер. Про неё мы узнаем, если расшифруем пиктограммы. Юные астрономы работаем в парах, возьмите пиктограммы, присаживайтесь на островок Знаний и приступаем к расшифровке.

(работа в парах, дети разгадывают пиктограммы и рассказывают)

Пиктограммы: 1 самая большая планета в Солнечной системе. 2. На планете нет твёрдой поверхности. 3. Там гремят сильные грозы, 4. она состоит из ядовитых газов, 5. жить там невозможно.

Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Юпитер?

Дети: Юпитер находится на пятой орбите от Солнца. ( выставляют картинку и считаем: Один – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, четыре – Марс, пять –Юпитер)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи:

1)поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей (моделирование).

2)тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Астроном: Отдохнём и поиграем, что узнали повторяем.

Физкультминутка.

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, развивать воображение, творческие способности.

Самый первый, (палец вверх)

быстрый самый (бег)

среди планет он самый малый (присесть)

К нему лететь мы не рискнули б (крылья показываем и покачиваемся)

называется ….

Дети: Меркурий.

Вторая планета (два пальца вверх)

как злая сестра (злое лицо)

Здесь бури бушуют (круговые движения руками)

И дуют ветра (дуют)

Лететь к ней, всем скажем, это не дело. (крылья показываем и покачиваемся

Там грозы и жарко - ведь это… (топаем ногами. Обмахиваемся руками)

Дети: Венера

Третья планета (три пальца вверх)

Она лучше всех (Большой палец вперёд)

Здесь птицы поют (изображаем птиц)

И звучит детский смех (смеёмся)

Любим планету мы все-ты и я (за плечи себя обнимаем и показываем руками на ребят и на себя)

Её называем красиво-…

Дети: Земля

Четвёртая красная планета (четыре пальца вверх)

По соседству с нами. (обнять за плечи соседей с двух сторон)

И зимой и даже летом (дрожим. Обмахиваемся руками)

Мерзнет надо льдами. (руки вперёд)

Странно, что ни говори, -(пожать плечами)

Лед не сверху, а внутри. (руками показать)

Мечтает каждый из нас посетить планету … (хлопаем в ладоши)

Дети: Марс

В телескоп скорей взгляните (Изображаем)

Он гуляет по пятой орбите. (пять пальцев вверх)

Там начальник он над всеми (руки на пояс)

Больше всех других планет. (показать круговые движения руками)

В нашей солнечной системе (руки вниз)

Никого крупнее нет. (знак отрицания)

Жить на нём нельзя, простите, (руки к груди, помотать головой)

Планета эта зовётся…

Дети: Юпитер

Астроном: О, мои юные астрономы.

Пять планет узнали с вами

Остальные узнаете сами. Как вы думаете, теперь сможете помочь Смешарикам?

Дети: Да

Астроном: Мне с вами надо прощаться, вам в детский сад возвращаться. До свидания!

А, чтобы в детский сад попасть, на белую полоску надо встать

(Дети выполняют соответствующие движения, в это время снимаю костюм астронома)

Физкультминутка:

Вправо повернёмся два раза сейчас,

правой рукой закроем правый глаз,

левой рукой закроем левый раз,

топнем левою ногой.

Топнем правою ногой.

Левая рука вперёд,

правая рука вперёд,

Хлопнем в ладоши 4 раза и откроем оба глаза.

Теперь два раза налево повернись и в группе «Капитошка» окажись.

Воспитатель: Я очень рада снова видеть вас. Где вы были?

Дети: Мы были в космической лаборатории…

Воспитатель: Что вы узнали?

Дети: Мы узнали планеты.

Воспитатель: Что сейчас будете делать?

Дети: Выполнять задание.

Воспитатель: Как вы будете его выполнять?

Дети объясняют.

Воспитатель: Приступаем к выполнению маршрутов.

Дети выполняют задания, подхожу к командам, спрашиваю.

Воспитатель: Справились с заданием?

Дети: Да.

Воспитатель: Я сфотографирую ваши карты и отправлю их Смешарикам.

(фотографирую). Присядьте на нашем островке знаний, отдохните.

Приглашаю всех на Островок знаний (ковёр).

На экране появляются Смешарики:

Спасибо, ребята! Мы получили ваши фотографии с маршрутами. Вы нам очень помогли, продолжаем нашу космическую экспедицию, держим курс на Марс!

6. Осмысление

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.

Воспитатель: Чем мы занимались?

Ответы детей.

Воспитатель: Кому мы помогли?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему сумели помочь Смешарикам?

Дети: Потому что мы узнали о планетах.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?

Где вы испытывали затруднения?

Ответы детей

Воспитатель: .Вы смогли помочь Смешарикам, потому что, были внимательными, дружными, получили новые знания о планетах Солнечной системы.

Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать.

Нам разгадать его поможет: желанье новое узнать!

Молодцы!

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :

при разработке образовательной ситуации с дошкольниками использовала :

- Салдаева Е. Н., Федорова Т. В. Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 170-172. — URL https://moluch.ru/archive/149/41704/ (дата обращения : 10.03.2018).

Это занятие можно использовать при проведении тематической недели «Космос».

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Конспект НОД «Здравствуй мир» в старшей группе «Планеты солнечной системы» Интеграция областей: познавательное, речевое, коммуникативное, развитие, ФЭМП. Цель: Систематизация и углубление знаний детей о космосе.

Конспект занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Программные задачи: Образовательная область «Познание» • Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе, об освоении космоса. •.

Мастер-класс «Планеты солнечной системы» в технике «папье-маше»Мастер-класс «Планеты солнечной системы» в технике «папье-маше» Мастер-класс 1. Надуйте шары в масштабе планет. 2. Сделайте клейстер таким способом: 3 ст. л муки смешайте с половинкой стакана холодной.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Открытое занятие «Планеты солнечной системы» Занятие в средней группе «Планеты солнечной системы» Цель: Познакомить с названиями планет Солнечной системы Задачи: - обогатить словарь.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Планеты солнечной системы» Занятие по изобразительной деятельности (рисование) в подготовительной группе. Тема: Планеты солнечной системы. Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Планеты Солнечной системы»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 18:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Планеты Солнечной системы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД