Айгуль Серкалиевна Быкова
Общее недоразвитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи - представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушается или отстает от нормы формирование всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики, а также моторного, психического развития и личности ребенка в целом.
Публикация «Общее недоразвитие речи» размещена в разделах
Исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия) изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Предлагается сочетать упражнения, направленные на развитие
– артикуляционной моторики,
– тонких движений пальцев рук и зрительно- моторных координаций,
– дыхания, голоса,
– координации речи и движения,
– эмоциональной сферы ребенка.
Предложенные упражнения позволят решить комплекс задач, а именно:
— развитие подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки четких артикуляционных позиций губ и языка,
— улучшить координацию движений пальцев рук,
— выработать правильное речевое дыхание,
— развить интонационную выразительность речи,
— научить выражать свои чувства и эмоции,
— совершенствовать пластику движений.
Тематика и последовательность лексических тем соответствуют коррекционно-речевой программе для детских садов 5 вида Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.
Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.
Комплексы коррекционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала соблюдается определенная последовательность. Сначала самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных и пальчиковых мышц. Постепенно они усложняются.
Следует отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Одни упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, а другие — за несколько месяцев. Поэтому целесообразно работать только над разученными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком (примерно в течение недели). Упражнения, связанные с определенным игровым образом и лексической темой, требуют перевоплощения, повышают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивости внимания у детей.
В наибольшей степени двигательные расстройства проявляются в несовершенстве мелкой моторики рук, которое проявляется преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений, что обусловлено микроорганическими или функциональными расстройствами центральной нервной системы. Также могут наблюдаться повышение или снижение мышечного тонуса у детей.
Многолетний опыт работы с детьми показывает, что выпускники идут в школу хорошо подготовленными, не испытывают трудностей в обучении письму и чтению.