Лучший педагог года

Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка»

Юшина Юлия Владимировна
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка»

Срок реализации программы : 1год

Возрастной состав обучающихся: 5-7 лет

Уровень программы : ознакомительный

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

I.Пояснительная записка

Программа «Развивайка» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет, социально-педагогической направленности, ознакомительного уровня.

Публикация «Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Развивайка“» размещена в разделах

Программа «Развивайка» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.

Цель программы :

Развитие мелкой моторики рук и общее интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста.

Развивающие и обучающие задачи программы :

- Развитие ручной умелости.

- Координация движения рук.

- Концентрация внимания.

- Развития зрительного восприятия.

- Развитие творческих способностей

- Развитие тактильной чувствительности, мелкой и средней моторики рук, глазомера, памяти.

- Стимулировать речевое развитие ребенка.

- Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.

- Развитие познавательных процессов (речь, мышление, память, внимание, воображение).

- Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы, контролировать свои действия

Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание самостоятельно творить,

умение использовать полученные навыки на практике;

- Воспитывать аккуратность в работе;

- Воспитывать организованность, умение договариваться друг с другом.

Возраст обучающихся – 5 -7 лет.

Сроки реализации программы. Программа реализуется 1 год, на освоение материала учебным планом отводится 74 часа.

Формы и режим занятий. Занятия по развитию мелкой моторики руки ребёнка проводятся 1 раз в неделю 2 занятия по 25 минут с переменой между занятиями в 10 минут, форма обучения – групповая.

Ожидаемые результаты по программе

В результате реализации программы к концу учебного года дети должны

Знать:

- знать названия направлений (налево, направо, вперёд, назад);

- знать названия пальцев;

Уметь:

- шнуровать разные предметы, завязывать узлы, банты, выполнять разные виды плетения;

- выполнять быстро, не нарушая последовательности пальчиковые упражнения;

- выполнять правила посадки за столом при рисовании;

- копировать разные по сложности узоры, фигуры;

- уметь рисовать узоры по словесной инструкции;

- вырезать ножницами предметы по контуру, вырезать части предметов разной формы и составлять изображения;

- складывать из бумаги разнообразные поделки;

- создавать и лепить из пластилина разные по сложности фигуры и предметы, используя разнообразные приёмы.

- ориентироваться в пространстве, ходить в разных направлениях (налево, направо, вперёд, назад);

- выполнять правила дидактических игр, решать логические задания;

Содержание программного материала построено по базовым разделам:

1. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

2. Упражнения на развитие моторики руки.

3. Графические упражнения.

4. Продуктивные виды деятельности

II. Содержание программы

Учебно-тематический план

Содержание программы

1. Введение в программу

Теория.

Порядок и содержание занятий. Ознакомление с планом работы объединения. Презентация поделок. Вводный инструктаж по правилам безопасной работы.

Практика.

Изготовление (из бумаги и картона) цветка «Кувшинка».

Игры с поделками. Игра знакомство «Снежный ком».

2. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

Теория: Знакомство с пальчиковыми играми и их правилами. Ориентация детей в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Время проведения 3 - 7 минут.

Практика: В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры: «У девочек и мальчиков», «Дружная семейка», «В гости», «Замок», «Маланья» и др.

3. Упражнения на развитие моторики руки.

Теория: Знакомство с приёмами работы со специальными развивающими предметами, шнуровки, ниткопись, плетение, игры-головоломки.

Практика: Графический диктант. Работа со специальными развивающими предметами, шнуровки, ниткопись, плетение, игры-головоломки.

Работа со специальными развивающими предметами

Теория: Знакомство с работой со специальными развивающими предметами.

Правила игр и упражнений.

Практика:

Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка,

«Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме»,

«Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме, «Выложи узор»,

Сортировка и выкладывание предметов с закрытыми глазами.

Шнуровка, плетение

Теория: Знакомство с правилами техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. С видами и способами шнуровки и плетения.

Практика: Исследования психологов, логопедов показали, что если ребенок не умеет шнуровать и завязывать узлы, то у него есть проблемы в развитии речи. На занятиях дети учатся шнуровать разные предметы, используются в работе разные пособия: “Башмачок”, “Ёлочка”, “Наряди мишку” и т. д. Учатся шнуровать предмет разными способами: “крестиком”, “зигзагом”, ”лесенкой”. Дети учатся завязывать узлы и банты, заплетать косички. Дети пробуют вдевать в большую иголку хлопчатобумажную нитку и пришивать пуговицы к ткани. Проводится работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины. Проводятся дидактические игры: “Собери бусы”, “Сплети коврик”, “Заплети косичку”.

Игры-головоломки

Теория: Знакомство с играми и головоломками. Правила игры.

Практика: На занятии используются игры - головоломки: «Квадрат Воскобовича», “Танграм”, “Колумбовое яйцо”, “Собери фигуры” и разнообразные логические игры. В процессе работы с головоломками различной сложности у детей формируется образное мышление, комбинаторные способности волевые качества и развивается мелкая моторика.

Также в это раздел входит работа с разнообразными видами мозаики и работа с мелким конструктором “Лего”. Дети учатся вначале создавать разные предметы по образцу педагога, а после самостоятельно придумывать и делать свои картинки и постройки. Проведение таких дидактических игр, помогает ребёнку распределить мышечную нагрузку.

3. Графические упражнения

Теория: Познакомить с видами и правилами графических упражнений. Правила пользования инструментами во время работы.

Практика: Рисование линий: прямые дорожки, фигурные;

рисование по точкам, по контурам по клеточкам; Рисование линий, фигурных дорожек — Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки.

Штриховка картинок

Теория: Знакомство с правилами и видами штриховки. Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Практика: Использование различных видов штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми и т. д. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Дети, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, они делают это с удовольствием. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.

Работа с трафаретами

Теория: Знакомство с разными видами трафаретов – геометрические фигуры, тематические трафареты (животные, птицы, рыбы, лекало, штампы.

Практика: Работа с трафаретами проходит в два этапа: обведение картинок простым карандашом и штриховка картинок цветными карандашами. Учатся создавать с помощью трафарета сюжетные картинки, аккуратно раскрашивая, не заходя за контуры картинок.

Работа со штампами играет значимую роль в развитии кисти руки и её мелкой моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой. Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные, изготовленные взрослыми из подручных материалов, карандаш-штамп.

Работа со спирографом-линейкой

Теория: Дети на занятии знакомятся с линейкой - спирографом. Работа с линейкой – спирографом развивает способности к рисованию, моторику руки и координацию движения руки.

Практика: С помощью спирографа можно создать разнообразные рисунки в

круге, моделируя разнообразные цветовые оттенки.

Рисование узоров, орнаментов.

Теория: Познакомить детей с понятием «орнамент» и его видами;

учить детей рисовать элементы и схемы композиционного размещения замкнутого орнамента; учить поэтапно, выполнять работу; Правила соблюдения графических пропорций, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка

Практика: Рисование узоров и орнаментов, вначале, выполняются на нелинованной бумаге. Дети учатся рисовать “клубочки”, “петельки”, “кружева”, “пружинки”, “восьмёрки” и т. д. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Игровые задания: “Нарисуй по точкам”, “Нарисуй так же”, “Дорисуй орнамент”.

4. Продуктивные виды деятельности

Оригами

Теория: Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка. Оригами развивает пространственное воображение, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания. Стимулирует развитие памяти и внимания.

Практика: Дети вначале учатся складывать самые простые фигурки: «Домик», «Бабочка», «Птичка», “Мордочка”, “Ёлочка” т. д. Ребята собирают фигурки или из цветной бумаги, или из белой и раскрашивают цветными карандашами. В дальнейшем, складывают из бумаги, более сложные фигуры: «Тюльпан», «Лягушка», «Кораблик», “Божья коровка”. Учатся читать схемы и самостоятельно складывают разные фигуры.

Пластилинография

Теория: Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Значение цвета, при создании картин в технике «пластилинография». Принципы технологии в создании лепной картины с изображением выпуклых, полу-объёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Практика:

Создание сложных лепных композиций, к использованию разнообразных приё мов в лепке: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания. Вначале дети на плотной бумаге рисуют любой силуэт, после кусочки разноцветного пластилина прикрепляют к картине. Вначале ребята учатся делать простые односложные картины, а после учатся создавать сюжетные картинки. Дети учатся смешивать разные цвета пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой».

Работа с ножницами, аппликация

Теория: Обобщение способов вырезания разных предметов. Правила пользования материалами и инструментами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков. Правила работы с бумагой, ножницами и клеем.

Практика: Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, всё это полезные и увлекательные занятия для дошкольников. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. учиться планировать предстоящее действие

Ниткопись

Теория: Ниткопись – это выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесённых на бархатную бумагу.

Практика: Работа с трафаретами с вырезанными контурами различных предметов (машина, рыбка, цветок и др., который прикрепляется к бархатной бумаге. После окончания работы трафарет снимается; остаётся выложенный из ниток контур предмета. После учатся выкладывать изображения предметов и фигур по образцу педагога, потом самостоятельно придумывают свои узоры и делают их из разных ворсистых ниток. Выкладывание изображения предметов (сюжета) с помощью крупных бусинок и мелких пластмассовых шариков, фасоли и гороха.

Тесто - пластика

Теория: «Мукосол» - народный промысел. Рецептура приготовления соленого теста, используемые добавки для лепки различных изделий. Оборудование рабочего места, инструменты, приспособления. Правила хранения материалов. Техника безопасности.

Практика: Составление эскизов поделок. Приготовление теста. Лепка изделия. Раскраска изделия.

Первичная, промежуточная, итоговая аттестация

Контроль знаний при помощи игры – викторины, кроссворда, теста и т. д.

Контроль умений и навыков обучающихся посредством выполнения практического творческого задания

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы.

Итоговая выставка. Творческий отчет «Страна мастеров»

Резервное время

Резервное время предусматривает увеличение часов на изучение определенной темы, вызывающей затруднения или особый интерес у обучающихся.

III. Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Работа детей по программе оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их работы, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Основным показателем полученных результатов является знания, умений и навыки, которым ребёнок должен овладеть за определённое время. Критериями оценки могут быть творческие работы детей, участие в проводимых выставках, игры в процессе занятий, которые позволяют детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания, итоговые занятия. На протяжении всего учебного года проводятся тесты и упражнения, показывающие результаты работы по развитию руки ребёнка.

IV.Методическое обеспечение по программе «Развивайка”

В процессе реализации программы используются разнообразные типы занятий, которые помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным, это игры-путешествия, викторины, спортивные соревнования, праздники и другие типы занятий.

Весь процесс обучения построен на взаимосвязи игры с другими видами деятельности. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться, что способствует удержанию внимания обучающихся и позволяет избежать их переутомления. Разнообразные игры, предложенные в программе, учитывают уровень умственного и физического развития детей, а также соответствуют целям и задачам программы.

Другие приёмы и методы, используемые на занятиях: наглядный, практический, словесный метод; наблюдение, беседа, тестирование, анализ результатов деятельности. Учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой, - позволяют педагогу не допускать нарушений неврологического характера, аффективных нарушений детского организма.

На заключительном родительском собрании, нужно представить динамику развития детей, успехи каждого ребенка, дать рекомендации для дальнейшей работы с детьми.

V. Организационно - педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

1. Оборудование для педагога.

2. Демонстрационный материал.

3. Магнитофон

4. Столы и стулья.

Материал для детей.

1. Альбомы, цветные, простые карандаши.

2. Трафареты

3. Спирографы.

4. Цветная бумага, цветной картон, белый картон, ножницы, клей.

5. Пособия: «Шнуровки», «Косички», «Сплети узор», «Пуговицы».

6. Шерстяные нитки, бархатная бумага.

7. Раздаточные листы с графическими заданиями.

8. Краски, штампы.

9. Пластилин.

10. Тесто.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

План-программа познавательно-речевой направленности «Почемучки» План программа:Направление:познавательно - речевое Название: «Почемучки». Возраст детей: 5 -7 лет. Количество часов: 48 часов. Курс обучения:.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Автор публикации:
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка»
Опубликовано: 27 мая 2020 в 18:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД