Марина Жилинская
Обучение детей старшего дошкольного возраста грамоте с использованием игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей старшего дошкольного возраста грамоте с использованием игровых технологий
1 слайд
заставка
2 слайд
Сперва аз да буки, а потом и другие науки.
Эту пословицу я вспомнила не просто для красоты своего выступления. Мы, воспитатели, стараемся полноценно подготовить ребёнка к успешной учебе в школе. И если не упустить из внимания азы обучения грамоте еще в детском саду, то проблем в школе можно будет избежать.
Публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста грамоте с использованием игровых технологий» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Что же такое грамота? В переводе с греческого - чтение и письмо. Слово грамотный имеет разные значения. Грамотный человек – человек, умеющий читать и писать. Грамотный специалист – человек, обладающий необходимыми сведениями в определенной области деятельности. Грамотный чертеж – чертеж, выполненный со знанием дела. И если забежать далеко вперед, то в школе грамотное сочинение – сочинение без грамматических и стилистических ошибок.
3 слайд
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Одной из главных задач для воспитателей и родителей при подготовке детей к школе является именно развитие речи и обучение грамоте.
4 слайд
В настоящее время разработано немало программ по обучению детей дошкольного возраста грамоте. Реализация этих программ предполагает в основном использование традиционных средств обучения, к которым относятся демонстрационные материалы, карточки, схемы, фишки, разрезные азбуки. В последнее время широкое распространение получили тетради на печатной основе.
Этап обучения грамоте вызывает у детей, как правило, большие сложности. Трудные понятия и знания ребёнок усваивает легко и быстро, если они преподносятся на доступном ему языке. Таким языком для ребенка является игра.
5 слайд
Новизна моего опыта заключается в эффективном использовании игровых технологий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
6 слайд
Преимущества игровых технологий :
• позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний;
• позволяют незаметно для детей помогать в игре слабому воспитаннику (создавать ситуацию успеха).
7 слайд
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт выдвигает требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Одними из важных условий являются:
• обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;
• уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
• поддержку индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Все вышеперечисленные условия предполагают реализацию игровых технологий.
8 слайд
Главным компонентом в воспитательно – образовательном процессе, формой реализации педагогического воздействия при обучении детей грамоте является занятие. Использование игровых технологий на занятиях активизирует воспитанников, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствующий возникновению творчества. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых дети стремятся к получению новых знаний. Игры – занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение педагога с детьми.
9 слайд
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Поэтому в своей группе я создала такую предметно – развивающую среду по обучению дошкольников грамоте, которая стимулирует познавательно - речевую активность.
Эту среду я пополнила прежде всего интересными развивающими играми, разнообразными игровых материалами, а также различным занимательным материалом по подготовке к обучению грамоте. При этом непременным условием являлось применение игр и упражнений для активного проявления самостоятельности у детей. Занимательные по содержанию, направленные на формирование общей ориентировки в звуковой системе языка, эти материалы стимулировали проявление детьми познавательного интереса к процессу подготовки к обучению грамоте.
10 слайд
С помощью родителей были изготовлены следующие пособия: «Кольца Луллия», «Ёлочка», «Домики» (с 3-мя, 4-мя, 5-ю и 6-ю кармашками в два ряда). Мною были изготовлены игровые пособия «Поварёнок», «Лабиринты», «Лесенка – чудесенка», «Звуковая карусель», «Кубическая пирамида».
Оформила уголок «АБВГДейка», где разместила следующие занимательные дидактические игры по подготовке к обучению грамоте
11 слайд
• Дидактические игры, развивающие связную речь, умение вырабатывать правильный темп речи, интонацию, выразительность, внимание, память, фантазию, расширяющие словарный запас детей :
• «Расскажи сказку»
• «Что сначала, что потом»
• «Кто что делает?»
• «Сказка за сказкой»
12 слайд
• Дидактические игры, уточняющие и закрепляющие навыки словообразования, развивающие слуховую память, связную речь и общение, творческое и логическое мышление, воображение:
• «Учись говорить правильно»
• «Логопедический поезд»
• «Картинка в картинке»
• «Рифмочки и нерифмушки»
13 слайд
• Дидактические игры, знакомящие с буквами русского алфавита, развивающие фонематический слух, произвольное внимание, обогащающие словарный запас, совершенствующие мелкую моторику рук:
• «Буквы»
• Лото «Азбука» (несколько вариантов)
• «Я учу буквы»
• «Весёлый грамотей»
• «Мои первые буквы»
14 слайд
• Дидактические игры, помогающие осознать звуковую структуру слова, закрепляющие умение делить слова на слоги, развивающие зрительное восприятие:
• «Сложи слово»
• «Буквоежка»
• «Гласные и согласные»
• «Слоги и слова»
• «По дорожке слов»
15 слайд
• Для развития мелкой моторики рук, воображения, мышления, воспитания усидчивости и терпения я подобрала следующий материал: крупу, зернобобовые, пуговицы, семена, пластилин для упражнения на воспроизведение по образцу или по замыслу различных фигур, силуэтов букв.
• Для совершенствования речи детей, тренировки внимания и памяти, развития любознательности детей я подобрала загадки, отгадки на которые начинаются на заданный звук.
• Изготовила различные игровые пособия, которые позволяют выполнять упражнения на наглядной основе и требуют сочетания зрительного, мыслительного анализа. Игра: «Цветик – Звукоцветик», Лабиринты «Проведи звук по дорожке». Игровые карточки «Прочитай по первым буквам», «Расставь буквы по порядку и прочитай»;
• Для закрепления правильного произношения с детьми звуков, отработки дикции, развития голосового аппарата подобрала скороговорки, чистоговорки, весёлые стихи, пословицы, поговорки и считалки.
16 слайд
Игровые технологии позволяют развивать у детей звуковое восприятие, фонетический и речевой слух, пополнять речевой запас детей синонимами, антонимами, учат правильно выстраивать лексико – грамматические конструкции.
Дети с удовольствием начали находить в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть определённый звук, научились делить слова на слоги самыми разнообразными способами, различать согласные звуки от гласных, уже не путают, а хорошо представляют, что такое понятия «слово» и «звук». Используя игровой занимательный материал при подготовке к обучению грамоте вне занятий, дети не только закрепили знания, полученные на самих занятиях, но, в отдельных случаях, усваивали дополнительное содержание, опережая требования программы.
Проанализировав свой опыт педагогической работы я пришла к выводу, что использование игровой технологии, позволяет формировать такие важные качества личности, как наблюдательность, сообразительность, смекалка; учит выдержке, настойчивости, развивает у детей умение быстро находить правильное решение и – что очень важно! – воспитывает чувство коллективизма. Выбранная мною ориентация на реализацию игровых технологий как одного из способов обучения грамоте помогла мне сделать мою работу эффективной и плодотворной.
И в заключении хочу задать вопрос уважаемым коллегам, членам жюри: Сколько видов алфавитов вы знаете?
А вот дети моей группы знают много необычных алфавитов!
17 слайд
Морской,
Дорожный,
Цветочный,
Сырный,
Новогодний,
овощной,
Золотой,
Алфавит для мальчиков,
Алфавит для девочек и многие другие!
18 слайд
В завершении я бы хотела бы пожелать всем здоровья и творческих успехов!