Рыбалко Надежда Николаевна
Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Занятие № 3, с. 113.
Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017.
Публикация «Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
Составитель презентации: Рыбалко Надежда Николаевна.
Слайд 2.
Программное содержание :
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «КРАН», «АЛЁНА», познакомить с гласной буквой А, а;
- развивать умение составлять предложения о действиях игрушки из двух слов;
- воспитывать желание называть слова по заданной модели.
Демонстрационный материал:красные, синие, зелёные, чёрные фишки, указка, буква А (2, буква а (3, фишки-игрушки, мяч, зайка (игрушка).
Раздаточный материал:красные, синие, зелёные, чёрные фишки, указка-палочка, буква А (2 на каждого ребёнка, букваа (3 на каждого ребёнка, тетради «Первые шаги…», «От звука к букве».
Слайд 3.
Игра с мячом «Назови ударный гласный».
Воспитатель произносит слово с ударением и бросает мяч ребёнку. Тот, поймав мяч, называет ударный гласный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Слайд 4.
Загадка.
Мойдодыру я - родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
Слайд 5.
Звуковой анализ слова «КРАН».
Слово у доски разбирают по очереди (по одному звуку) 4 ребёнка и выкладывают соответствующие фишки на доске без схемы. Остальные дети одновременно выкладывают это слово в своих тетрадях за столами.
Первый звук [К] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой без колокольчика, обозначающего звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 6.
Звуковой анализ слова «КРАН».
Второй звук [Р] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 7.
Звуковой анализ слова «КРАН».
Третий звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 8.
Звуковой анализ слова «КРАН».
Четвёртый звук [Н] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 9.
Вопросы к детям.
1. Какие согласные звуки в слове «КРАН»? - [К], [Р], [Н].
2. Какой гласный звук в слове? - [А].
Воспитатель обращает внимание детей на то, что звук [А] стоит после твёрдого согласного звука [Р], и объясняет, что звук [А] обозначается буквой А, а. Дети рассматривают букву.
Слайд 10.
На что похожа буква А.
Слайд 11.
Дети заменяют буквой А красную фишку на схеме. Затем воспитатель напоминает, что если в слове 1 гласный звук, то он – ударный.
Слайд 12.
Физкультминутка.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой.
- Снова - правою ногой,
- Снова – левою ногой,
- После – правою ногой,
- Вот тогда придёшь домой!
Слайд 13.
Стихотворение «Алёна».
Ты пришла к нам из волшебной сказки,
О тебе нам нашептали клёны.
И секрет не подлежал огласке
Этой тайны имени Алёна.
Слайд 14.
Звуковой анализ слова «Алёна».
Слово у доски разбирают 5 детей (по одному звуку) и выкладывают соответствующие фишки на доске. Остальные дети одновременно выкладывают это слово за столами.
Первый звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 15.
Звуковой анализ слова «Алёна».
Второй звук [Л’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёной фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 16.
Звуковой анализ слова «Алёна».
Третий звук [О] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 17.
Звуковой анализ слова «Алёна».
Четвёртый звук [Н] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 18.
Звуковой анализ слова «Алёна».
Пятый звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 19.
Вопросы к детям.
1. Какие гласные звуки в слове «АЛЁНА»? - [А], [О], [А].
2. Что обозначает это слово? – Имя девочки.
Воспитатель объясняет, что имена пишутся с заглавной, большой буквы, и знакомит детей с буквой А, после чего первая красная фишка на схеме этого слова заменяется буквой А.
Слайд 20.
Буква А.
Слайд 21.
Вопросы к детям.
Воспитатель предлагает детям сказать, после какого согласного звука слышится третий гласный звук? – После твёрдого согласного звука [Н]. – И заменить красную фишку этого звука на букву а.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 22.
Вопросы к детям.
После замены фишек буквами дети читают слово, определяют ударный гласный звук.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 23.
Слайд 24.
Работа над предложением.
Воспитатель берёт игрушку – зайца, выполняет с ним разные движения (заяц пляшет, прыгает и т. д., а дети называют, что заяц делает. (Заяц пляшет. Заяц поливает). Потом к доске вызывают 2 ребёнка. Один из них обозначает слово «ЗАЯЦ», другой – слово «ПЛЯШЕТ», а все остальные дети называют первое и второе слово. Затем, по команде воспитателя, играющие меняются местами, и двое-трое детей говорят, какое теперь предложение получилось. (Пляшет заяц). Далее воспитатель вызывает другого ребёнка, который показывает другое действие зайца, а дети составляют новое предложение.
Слайд 25.
Игра «Назови слова по заданной модели».
Воспитатель выставляет на доске фишки и предлагает детям назвать слова по этой модели. Если ребёнок назвал слово неверно, воспитатель читает его слово по модели и указывает на ошибку. В конце игры определяется победитель.
Слайд 26.
Упражнение на закрепление: тетради «От слова к звуку», с. 19, «От звука к букве», с. 5.
Слайд 26.
Молодцы! Спасибо!
Слайд 28.
Источники:
Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017
Слайд 29.
Данная разработка участвовала во Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации Методическая разработка. Сетевое издание «Педлидер». Конкурсная работа «Занятие по обучению дошкольников грамоте в подготовительной группе № 3» заняла I место. Заявка № 2098410. https://pedleader.ru/results/2093007/