МААМ-картинки

Консультация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»

Шахбазян Сауле Тюлегеновна
Консультация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Шахбазян Сауле Тюлегеновна, воспитатель

ГБОУ Школа в Капотне, г. Москва

Пересказ литературных произведений в детском саду это не средство развития речи, а вид работы детей. И суть этой роботы по развитию речи заключается в изложении прослушанного текста. Для детей дошкольного возраста это более легкий вид монологической речи. Пересказу литературных произведений, как правило, в дошкольных учреждениях начинают учить детей с пятилетнего возраста, так как это наиболее благоприятный период для закладки основ монологической речи.

Публикация «Консультация „Обучение дошкольников пересказу литературных произведений“» размещена в разделах

При пересказе ребёнок передаёт готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи, что подтверждают такие педагоги, как В. В. Гербова, Э. П. Короткова, А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, О. А. Шорохова и др. Каждый воспитатель детского сада помнит, что на занятиях по обучению пересказу решаются все речевые задачи. В нашей статье представим задачи, которые решаются в дошкольном учреждении при обучении детей пересказу : учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

Педагоги при обучении детей дошкольного возраста пересказу должны помнить основные методические позиции: литературное произведение выступает словесной основой для обучения детей рассказыванию; не забывать о требованиях, предъявляемых к подбору произведений для обучения пересказу; знать классификацию методов и приемов обучения и применять наиболее эффективные в обучении дошкольников пересказу; помнить отличительные особенности в структуре и содержание занятий по обучению детей пересказу литературных произведений. Благодаря связной речи дети в состоянии грамотно, правильно и последовательно излагать свои мысли, формулировать предложения. Этому должны научить детей педагоги.

В трудах педагогов Л. П. Федоренко и Г. А. Фомичёва находим, что пересказ обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями, тренирует их связную речь [5, c. 37]. Дети дошкольного возраста с помощью пересказа осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы [5, c. 217]. Далее в ходе систематической работы дети-дошкольники приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет [3, с. 14]. По мнению Н. А. Ветлугиной, пересказ распространён и в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. Они пересказывают друг другу запомнившиеся и выученные на занятии художественные тексты, драматизируют их [11, c.61].

Итак, современные педагоги и педагоги классики считают, что пересказ имеет огромное значение в формировании монологической речи. Так, например, В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко, отмечают, что благодаря пересказу : происходит качественное и количественное обогащение словарного запаса; практика употребления обогащённой лексики в активной речи; формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний; усвоение структуры связных высказываний (рассказов, формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи; развитие способности к речевому самоконтролю; воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи; усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка устного народного творчества; параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического; неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения [3, c.29-30].

Основные позиции, которые должен помнить воспитатель в обучении дошкольников пересказу : 1. Обучение дошкольников рассказыванию на словесной основе опирается на готовый текст, который педагог излагает детям. В качестве словесной основы может использоваться дидактический рассказ воспитателя или чаще литературное произведение. Готовый текст является, по сути образцом рассказа для детей и основным видом детского рассказа будет пересказ данного текста. В практике работы детского сада большое распространение получило именно обучение детей пересказу произведений художественной литературы. Знакомясь с произведением художественной литературы, дети усваивают не только идею и содержание, но и структуру, форму текста. Выразительно рассказанное или прочитанное произведение оказывает на ребенка сильное эмоциональное впечатление, активизирует речевые высказывания. Так, дошкольники учатся строить предложения и связывать их между собой, пользуясь разными видами межфразовой связи. Из сказок дети также заимствуют традиционные выражения для обозначения начала или концовки рассказа. Например, «жили-были», «в некотором царстве», «и стали они жить-поживать и добра наживать», «вот и сказке конец, а кто слушал – молодец». 2. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Выбор текста обусловлен возрастными особенностями восприятия детьми произведений художественной литературы и монологической речи педагога, а также уровнем речевых умений и навыков детей, целями и задачами по развитию связной речи. Список рекомендуемых произведений содержится в базовой программе. 3. Методика обучения детей пересказу художественных произведений основывается на «примитивном» анализе текста. Прежде всего детей знакомят с литературным произведением. Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями. Поэтому к таким занятиям необходимо готовиться заранее. Например, «Сейчас я вам расскажу сказку», или «Послушайте пересказ рассказа». Так дети, подражая педагогу, его словам и мимике, с раннего возраста приучаются к осознанному воспроизведению текста, ориентируясь на свободное владение им воспитателем; 4. Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Можно спросить: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являются главным приемом беседы, но не следует забывать, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Воспитатель должен выражать свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировать вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать? Таким, образом, вопросы воспитателя по содержанию текста призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу.

Обучая дошкольников пересказу литературного произведения, педагог должен помнить о трудностях, с которыми сталкиваются дети - дошкольники при пересказе :

- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;

- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;

- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;

- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.

И так, пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев.

Список литературы :

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М. : Академия, 2000.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей – М. : Просвещение, 1974.

3. Калунина Е. Воспитание сказкой// Ребёнок в детском саду – 2002. - №5 – С. 73.

4. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду – М. : Просвещение, 1978.

5. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л. М. Федоренко, Г. А. Фомичёва, В. К. Лотарёв, А. П. Николаичева – М. : Просвещение, 1984.

6. Нищева Н. В. Методические рекомендации по обучению дошкольников пересказу// Дошкольная педагогика – 2005. - №2 – С. 51.

7. Патрушева С. Обучение детей монологической речи// Ребёнок в детском саду – 2001. - №2 – С. 40-43.

8. Седых Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. – М. : АСТ, 2005.

9. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Издательства Института психотерапии, 2001.

11. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Ветлугиной Н. А. – М. : Просвещение, 1985.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Обучение детей пересказу по опорным картинкам» «Обучение детей пересказу по опорным картинкам» Консультация для педагогов Материал подготовила Долгая Е. А., воспитатель Развитие связной.

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. I. РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ К числу важнейших.

Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем» Несформированность связной речи дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности,.

Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 села Коноково муниципального образования Успенский район.

Методическая разработка ОД по речевому развитию. Обучение детей с ОВЗ связному последовательному пересказу Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию Тема: Обучение детей связному последовательному пересказу авторской.

Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки «У страха глаза велики»Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Составление пересказа русской народной сказки «У страха глаза велики» посредством наглядного моделирования и драматизации. Задачи:.

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования.

Особенности восприятия литературных произведений. Средний дошкольный возраст После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его.

Занятие по чтению «По страницам литературных произведений»Занятие по чтению «По страницам литературных произведений» Чтение книг несомненно является неотъемлемой частью нашей жизни. Особенно важно оно для подрастающего поколения. В рамках решения годовой.

Подборка литературных произведений разных жанров для инсценировок Подборка литературных произведений разных жанров,для инсценировок и театрализованной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»
Опубликовано: 28 мая 2018 в 16:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД