Приложение МААМ

Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста

Наиля Баранова
Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста.

Баранова Наиля Рамильевна, воспитатель

МБДОУ детский сад №29 «Мамонтенок»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.

Публикация «Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу :

«Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное».

Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

В младшей группе учила детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводила их к воспроизведению текста. Это осуществлялось на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Для первого этапа обучения в младшей группе я брала хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом. В основе сюжета, как правило, лежит повторение одного действия, которое совершают разные герои. Например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Диалоги в таких сказках простые, часто состоят из одной-двух реплик, которые повторяют герои. Воспроизведение повторяющихся действий способствует формированию у детей определенного типа предложения. Запоминание последовательности появления героев развивает логичность, последовательность изложения, вырабатывает у малышей умение следить за развитием сюжета.

В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи. Так, начиная с младшей группы первоначально учила детей целостному восприятию текста. Приучила детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания не прерывалась, не останавливалась, не рассматривала с детьми иллюстрации, не комментировала текст. Учила детей следить за развитием сюжета, сочувствовать героям.

Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Спрашивала: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являлись главным приемом беседы, но мы не забывали, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Я так же, как и дети выражала свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировала вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?

Вопросы по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Формулировала вопросы таким образом, что отвечая, ребенок использовал слова и фразы из текста. Для детей младшего возраста использовала подсказывающие и наводящие вопросы.

- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед? - репку»);

- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);

В младшей группе после беседы по содержанию приступали к совместному пересказу хорошо знакомой детям сказки. Я начинала рассказывать, а дети заканчивают. Использовала прием незаконченного предложения с интонацией завершения. Например: «Посадил дед…репку. Выросла репка… большая-пребольшая».

В последующей после чтения беседе я подводила детей к воспроизведению текста. Дети совместно со мной овладевают пересказом литературного произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые мною вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Привлекала детей к совместному пересказу, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании сказки).

Вывод: Ознакомление с лучшими образцами художественного творчества имеет большое значение для развития у ребенка дошкольного возраста умения строить собственное высказывание. Моей задачей было подвести детей к активному, творческому подражанию чужого текста, помочь его усвоить. Именно при таких условиях подражание литературного образца становится толчком к собственной активной речевой деятельности.

Литература:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004.

3. Ельцова О. М. Методика обучения детей пересказу// Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. - № 1. – стр. 17-23.

Публикации по теме:

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Обучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее времяОбучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время Фотоотчет обучению детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время. Бадминтон – спортивная игра,.

Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в футбол»Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в футбол» Занятия футболом способствует развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Обучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возрастаОбучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возраста Настольные игры - макеты, рекомендованы для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Знакомство с дорожными.

Перспективный план по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Обучение детей пересказыванию» (старшая группа) Перспективный план по самообразованию 2016-2017 учебный год на тему: «Обучение детей пересказыванию.» (старшая группа) Актуальность темы:.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Обучение детей правилам дорожного движения поможет предотвратить несчастные случаи. Дома начальные знания о правилах поведения на дороге.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Проспект сказок»Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Проспект сказок» Действующие лица: - Кот Ученый - Незнайка - Чиполлино - Баба Яга - Алладин - Доктор Айболит Реквизит: Книга «рукодельная», путеводные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 июня 2022 в 23:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Баранова (УИ 700267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД