Получи документы

Обучение рисованию младших дошкольников

Ольга Разумова
Обучение рисованию младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение рисованию младших дошкольников

Сообщение из опыта работы

Разумова Ольга Викторовна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Родители и неопытные педагоги часто задаются вопросом: с какого возраста можно учить ребёнка рисовать? Я могу ответить на этот вопрос так: давать ребёнку возможность рисовать надо с того времени, когда он научится сидеть (т. е. обретёт возможность самостоятельно находиться в вертикальном положении, и когда научится держать в руке карандаш (или мелок, или фломастер, или кисть) и водить им по какой-либо поверхности, оставляя следы. В этот момент у ребёнка несомненно происходит масса мыслительных процессов. Он познаёт возможности того предмета, который держит в руке, что этот предмет оставляет след, он узнаёт о своих возможностях руководить этим процессом, т. е. он получает возможность творить, создавать своё, неповторимое. А вместе с возможностью у него появляется потребность творить. И маленький, совсем ещё «неразумный» ребёнок должен с лихвой насладиться этой возможностью. Каждый ребёнок должен обязательно пройти период «малевания» или «каляканья» (кому как нравится). Он должен удовлетворить своё любопытство, должен понять (на подсознательном уровне, что он может руководить процессом изображения, что от его воли зависит то, что останется на бумаге, стене, асфальте после его вмешательства. Вот только такого «намалевавшегося» ребёнка можно начинать обучать рисованию. И чем раньше ребёнок пройдёт этот этап в своём развитии, тем лучше.

Публикация «Обучение рисованию младших дошкольников» размещена в разделах

Второй вопрос: как, с чего начать обучать ребёнка рисовать. Часто бытует мнение среди педагогов и родителей, что ребёнку надо предоставлять полную свободу творчества, и ничему специально его не следует учить. Я считаю, что, наряду с интуитивной потребностью ребёнка творить, необходимо развивать у него способность к репродуктивному мышлению и развитию на его основе творческого воображения. Т. е. способность используя накопленный поколениями опыт уметь на его основе создать свой неповторимый шедевр. Говоря проще, ребёнка необходимо учить рисовать, учить передавать форму, колорит, строение, особенности изображаемых предметов и явлений. Не забывая при этом о развитии самостоятельного творческого мышления. Вопрос состоит в грамотном сочетании обучения и развития ребёнка.

Итак, с чего же начать обучение ребёнка рисованию? Конечно, с изображения различных линий. Но здесь из моего опыта хочу отметить, что детям вначале сложнее даются прямые линии. Детям легче рисовать окружности, т. е. замыкать линию в кольцо. Хотя иногда дети говорят, что не умеют этого. Но это не неумение, а страх сделать что-либо не так. Обычно бывает у детей, поздно приступающих к обучению рисованию. Здесь может помочь приём обучения «рука в руке», когда взрослый берёт в свою руку руку ребёнка с карандашом или кистью и ведёт руку ребёнка. Этот широко и давно известный приём ещё долго будет основным помощником в обучении ребёнка и в последующие этапы.

Темы занятий, которые я выбираю на начальном этапе обучения рисованию в группах раннего и младшего возраста, - это «Клубочки для котёнка», «Мыльные пузыри» - рисование фломастерами или карандашами, «Варенье из ягод» (или «Компот», или «Консервированные помидоры», «Воздушные шарики», «Баранки» и т. п. ; т. е. многократное изображение предметов круглой формы. Тут же объясняю правило закрашивания: вдоль контура, стараясь не выходить за него, ведя кисть по ворсу, отрывая кисть от бумаги каждый раз, когда мазок заканчивается. Это правило повторяется мною детям постоянно, вплоть до окончания подготовительной группы.

После рисования окружностей я перехожу к обучению изображения прямых вертикальных линий, а затем горизонтальных. Считается, что проводить линии сверху вниз детям легче, чем слева направо. Здесь темы занятий: «Полосатые шарфики (полотенца, коврики и т. д.)», «Заборчик», «Дождик», «Тельняшка для кота Матроскина». Т. к. на занятиях по рисованию я рисую с детьми в основном гуашью и кистью, то при обучении проведению прямых линий обращаю внимание детей на направление кончика ручки кисточки. Если проводим вертикальную линию сверху вниз, то кончик кисти должен быть направлен вниз (или «на себя»). Если проводим горизонтальную линию, то кончик кисточки смотрит вправо или влево (на стену, на окно и т. д.). Постепенно перехожу к сочетанию в одном рисунке вертикальных и горизонтальных линий, т. е. рисованию клетки : «Клетчатый платочек для дымковской барышни», «Пожарная лестница».

Здесь нужно упомянуть об инструментах, которыми дети работают на занятиях. Кроме традиционных кистей (в основном, я учу рисовать гуашью, я предлагаю детям поролоновые тычки (или спонджи) разного диаметра или ватные палочки для маленьких точек. Дети с удовольствием используют их, легко запоминают и название, и приём работы. Тычки используются в основном в декоративном рисовании, но можно также рисовать тычком ягодки на веке и шерсть у барашка, цветы мимозы. Также я применяю рисование распушенной кистью (занятие «Пушистый медвежонок»).

По мере взросления и обретения опыта детьми мы переходим к изображению предметов, несложных в исполнении. Это пожарная лестница, вагон поезда с двумя окнами, тележка, кактус в горшочке, флажок. Прежде, чем нарисовать предмет, надо проанализировать с детьми его строение: уточнить форму, цвет, размер отдельных частей.

На начальном этапе рисования предметов я прорисовываю контур предмета детям карандашом, а на занятии показываю порядок выполнения работы. Дети повторяют вслед за мной, руководствуясь нарисованным контуром. Рисование по нарисованному контуру помогает детям развить способность видеть тонкие линии в тетради, что поможет им потом при обучении письму в школе.

Остановлюсь на порядке изображения предметов прямоугольной формы. Сначала проводим верхнюю горизонтальную линию. Задний кончик кисти (палочки) должен быть направлен в сторону вправо. Отрываем кисть от бумаги. Далее проводим вертикальные линии вниз, образуя угол. Задний кончик кисти направляем вниз листа, на себя. Затем проводим нижнюю горизонтальную линию, соединяя две вертикальные и образуя нижние углы.

Постепенно от рисования прямых линий и предметов прямоугольной формы переходим к рисованию волнистых линий и предметов, имеющих круглую или овальную форму. Темы рисунков: «Кактус», «Колобок покатился по дорожке», «Солнышко». Появляются рисунки с несложным сюжетом: «На кустиках распустились листочки». Последнее занятие в учебном году на тему «Цыплята», на котором дети стараются изобразить предмет, состоящий из двух кругов. Обращаю внимание, что более ранние попытки самостоятельного изображения детьми предметов, состоящих из двух кругов (например, снеговиков или неваляшек) с помощью рисования не дают хороших результатов. Дети удачнее лепят снеговиков и неваляшек из пластилина или глины или делают аппликацию из заготовленных педагогом форм. Здесь необходимо сказать об обучении детей прорисовыванию лица. Как раз аппликации снеговиков и неваляшек можно дополнить прорисовыванием глаз, носов и ртов. Рисовать дети могут фломастерами или карандашами. Также прорисовыванием мордочек должны сопровождаться изображения зайцев, медведей и других животных, выполняемых с помощью аппликации в этом возрасте.

От техники изображения перейду непосредственно к организации занятий с детьми младшего возраста. Каждое занятие должно быть мотивировано. На занятии необходимо создать эмоционально-образную атмосферу, организовать живое общение – диалог с детьми по поводу воспринимаемого зрительного материала, умело выстраивать зрительный ряд в соответствии с задачами занятия и подбирать литературные произведения, руководствуясь темой, целью занятия и возрастом детей. Я уделяю этому большое внимание и прелюдию к каждому занятию стараюсь превратить в мини-спектакль, интересную беседу, диалог. Для этого использую кукол, игрушки, дидактические игры. Широко применяю сказки, детские стихи, загадки. Дети с радостью откликаются на просьбы о помощи сказочных и литературных героев, искренне верят, что рисованием апельсинов в ящиках спасут обезьянок от болезней, помогут игрушкам составить большой поезд из множества вагончиков, а пожарным спасти людей с верхнего этажа горящего дома, нарисовав длинную лестницу. И с большим удовольствием дети спешат на помощь за столы, берутся за кисточки и краски.

Какие же кисточки и краски и другие изобразительные средства должны быть на столах?

Т. к. я являюсь педагогом по изобразительной деятельности и работаю в помощь воспитателям, я стараюсь проводить самые сложные по организации занятия с использованием красок. Организовать рисование карандашами, фломастерами или мелками воспитателю легче в процессе других занятий или в свободной деятельности детей. Вдвоём с воспитателем нам легче провести занятие с использованием красок на более высоком уровне, чтобы дети получили максимум знаний и умений. Итак, краски на занятиях по рисованию в ясельной, младшей и средней группах необходимо использовать гуашевые. Акварель можно предложить детям только в старшей группе. В младшей группе на одном занятии можно использовать от 1-го до 3-х цветов. В конце учебного года по некоторым темам («Салют», «Цветочный луг») можно добавить до 4-х цветов. Большее количество цветов просто не имеет смысла, т. к. дети всё равно не воспользуются всеми. Но в течение учебного года при изображении, например, вагончиков, тележек детям следует предложить на выбор 2-3 цвета для закрашивания самого предмета помимо чёрного цвета, которым обычно рисуют колёса.

Кисти детям младшего возраста на занятии предлагается не больше одной. Она может быть как широкой (№ 4-5, так и средней (№ 3). Кисть нужно держать тремя пальцами, захватывая снизу. При выполнении некоторых работ, например, при декоративном рисовании (занятие «Укрась чашку» или по мотивам дымковской росписи) я вместе с кистью предлагаю детям тычки. На столе обязательно должна лежать салфетка (справа или слева в зависимости от рабочей руки ребёнка) для промакивания кисти после промывания.

Необходимо подчеркнуть, что следует учить детей тщательно промывать кисть, но только при смене цвета краски. Если рисуем одной краской, то кисть следует лишь слегка смачивать в воде, не смывая всю набранную на неё краску. По окончании рисования кисть необходимо промыть и выложить на салфетку. Оставлять её в банке с водой нельзя!

Хочу коснуться выбора тем для рисования и дифференцированном подходе к воспитанникам. Конечно, не все дети даже одной возрастной группы развиты одинаково. При выборе тем и предметов для рисования я ориентируюсь на среднего ребёнка. Даже работая в группе с так называемыми «сильными» детьми я стараюсь не выходить за рамки, определённые возрастом. Когда маленькому ребёнку несложно, он понимает смысл своей деятельности, хорошо выполняет поставленные перед ним задачи, получает похвалу, - это окрыляет его, придаёт ему уверенности, ощущение свободы. И наоборот, слишком усложнённое, малопонятное задание, плохо исполненная работа разочаровывают в собственных силах, порождает страхи, неуверенность. Поэтому необходимо всегда оказывать помощь затрудняющимся детям, хвалить слабых детей за малейшую удачу. И, конечно, необходимо работать с детьми индивидуально в свободное от других занятий время. Здесь можно и развитому ребёнку показать какие-то более сложные приёмы, и со слабым повторить и потренировать то, что не получилось на занятии.

Таковы основные принципы и методы работы по обучению рисованию детей младшего дошкольного возраста, которыми я пользуюсь в своей работе. Думаю, что мой опыт будет интересен и полезен начинающим педагогам.

Список литературы

1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.

2. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет : учебное пособие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 112 с.

Публикации по теме:

«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете Слайд 1 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где.

Конспект занятия по пальчиковому рисованию «Осенний дождик» для младших дошкольниковКонспект занятия по пальчиковому рисованию «Осенний дождик» для младших дошкольников Цель: научить рисовать капельки дождя пальчиками, в точечном виде Социально-коммуникативное развитие: • содействовать накоплению опыта.

Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников»Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в "виртуальном детском саду". На сегодняшний.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком» Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

Мастер-класс по рисованию для младших дошкольников «Снежинка»Мастер-класс по рисованию для младших дошкольников «Снежинка» Зима приносит множество идей для творчества с детьми. А приближавшийся Новый год нёс желание создавать праздничное настроение в окружающей.

Мастер-класс по рисованию с элементами лепки для младших дошкольников «Стручки гороха»Мастер-класс по рисованию с элементами лепки для младших дошкольников «Стручки гороха» МАСТЕР - КЛАСС " СТРУЧКИ ГОРОХА" РИСОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕПКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. ФотоотчетОбучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Конспект занятия по рисованию «Светофор-светофорик» для младших дошкольниковКонспект занятия по рисованию «Светофор-светофорик» для младших дошкольников Светофор-светофорик Задачи: 1. Продолжать знакомить детей со светофором и его назначением 2. Закреплять основные цвета светофора (красный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение рисованию младших дошкольников
Опубликовано: 15 января 2023 в 11:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение рисованию младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Разумова (УИ 171790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД