Лучший педагог года

Обучение восприятию детской литературы как важный воспитательный фактор

Вера Астапова
Обучение восприятию детской литературы как важный воспитательный фактор

Детская литература-это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме-в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.

При отборе литературных произведений необходимо прежде всего видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, сострадания. Формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к природе и т. д. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без лишнего дидактизма формируют у ребенка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается. Так произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственной чистоплотности дают сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и др., трудолюбия, доброты: «Хаврошечка» и др., теплоты в отношениях, взаимопомощи: «Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.

Публикация «Обучение восприятию детской литературы как важный воспитательный фактор» размещена в разделах

Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном многообразном мире. (Л. Толстой «Котенок», К. Чуковский «Мойдодыр»).

Пристрастие к поэзии - отличительная особенность дошкольника, как читателя. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто и многие мастера художественного слова. Стихи широко включаются в детское чтение. Эта традиция берет свое начало в 19 веке, когда лучшие поэтические произведения-стихи В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина и др.

Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий. Неограниченными возможностями для фантазирования. Выдумки, игры ума этими возможностями, привлекал и привлекает жанр сказки наших отечественных и зарубежных писателей, отдавших и отдающих ему щедрую дань: А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олешу, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмакову, Д. Родари, А. Лингрен и др.

Познавательные книги о природе вошли в детскую литературу. Они интересны современному ребенку, в образной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышлениек, подготавливают научное миропонимание, учат любить и охранять окружающую природу. Любимыми произведениями детей стали произведения В. В. Бианки, Г. В. Скребицкого, Н. М. Павловой, Н. И. Сладкова и др. Библиотека современного ребенка уже не мыслится без стихов: Л. Квитко, Е. Благининой, Д. Хармса, П. Воронько, З. Александровной, Я. Коласа, Н. Забилы, стихов и сказок: Д. Родари, Н. Носова, рассказов:В. Драгунского, Л. Пантелеева, Ю. Тувима.

Содержание литературного образования и воспитание дошкольника является формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы.

Прежде всего, это умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем. Увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения. И не только увидеть, но иногда и услышать звуки, почувствовать запахи, вкус. Услышать, например, чириканье воробьев, мяуканье кошки в сказке М. Горького «Воробьишко».

.Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознаёт воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею.

Наконец, важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Ребенок активно внутренне содействует героям и переживает с ними все происходящие события. Он внутренне как бы проживает жизнь героев, относится к ним личностно-любит одних, презирает других. Проживая жизнь героев- и Вани из «Косточки», и льва, потерявшего единственного друга- собачку, и желторотого Пудика и многих других-ребенок вбирает их духовный опыт, и этот опыт, воплощенный в образах, точно соответствующих сознанию малыша, становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

В нашей психолого-педагогической литературе проблема восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые А. В. Запорожей, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Ароновская, Н. С. Карпинская и др. отмечают, что дошкольный возраст-период активного становления художественного восприятия ребенка.

В среднем дошкольном возрасте, как свидетельствуют исследования (А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко и др., дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. На этом, рано появляющемся у ребенка умении разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и др.)

На данном возрастном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение; оно становится более самостоятельным. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.

На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают причинные связи в сюжете. Способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты.

Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок 4-5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий: он переживает их вместе с героями. Исследователи (А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Н. Х. Швачкин, С. Я. Маршак и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым явлениям-ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.

Задачи средней группы.

1. Продолжать формирование у детей интереса к книге.

2. Учить внимательно слушать и слышать литературное произведение.

3. Помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении.

4. Помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать.

5. Развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения.

6. Поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении.

7. Поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.

В старшем дошкольном возрасте в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и т. д., с яркими, сильными характерами героев.

Русские народные сказки, такие, как «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.

У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В этом возрасте ребенок может понимать сложные скрытые мотивы поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев. Усложняется и эмоциональное отношение детей к героям, оно чаще всего не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, а обосновывается с учетом всей коллизии произведения.

Формирование у ребенка способности улавливать эмоциональный подтекст произведения свидетельствует о возникновении новых возможностей в эстетическом восприятии литературы.

Огромное удовольствие, получаемое детьми от слушания басен и сказок Г. Х. Андерсена, традиционно включаемых в программу чтения для дошкольников, яркий эмоциональный отклик, искренний интерес к событиям и героям дают основание рассматривать данный уровень понимания, как определенный этап будущего полноценного восприятия произведения подобного рода.

Задачи старшей и подготовительной группы.

1. Закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову.

2. Расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и т. д.).

3. Формировать воссоздающее воображение.

4. Учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел.

5. Помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые мотивы поступков.

6. Помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений.

7. Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!»Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!» Задачи: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия». Развивать наблюдательность и умение осмысливать результаты.

Конспект по речевому развитию и восприятию художественной литературы «Ветер, ветер» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Консультация «Авторские сказки и стихи в чтении художественных текстов современной детской литературы» Общая тема: «Позитивный творческий подход к чтению художественных текстов современной детской художественной литературы с помощью авторских.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Обучение детей первой младшей группы восприятию цвета Цвет оказывает на малышей оказывает огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает у них настроение, желание играть.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение восприятию детской литературы как важный воспитательный фактор
Опубликовано: 25 декабря 2020 в 22:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД