МААМ-картинки

Обзор педагогического опыта по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Садовская Анастасия Александровна
Обзор педагогического опыта по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Для формирования у детей пространственных представлений в дошкольном возрасте мы решили следовать следующим методические рекомендациям по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и провели следующую работу.

1. Систематически включали в образовательную деятельность и совместную деятельность педагога с детьми дидактические и подвижные игры, направленные на формирование пространственных представлений.

Публикация «Обзор педагогического опыта по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Организуя игровую деятельность в непосредственной образовательной деятельности, мы закрепляли, углубляли и расширяли пространственные представления детей.

В повседневной использовали дидактические игры в режимных моментах (на прогулке, во время выполнения культурно-гигиенических процедур и т. д., в самостоятельной деятельности мы использовали:

- Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от себя» : «Что где находится?», «Кто стоит внизу, наверху», «Заводная кукла», «Скажи наоборот».

- Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от другого» и «от объекта» : «Что изменилось?», «Где я сяду».

- Игры на восприятие пространственных отношений между предметами : «Волшебное дерево», «Что где стоит?», «Давай меняться».

Для формирования ориентировки в пространстве с системой отсчета «от другого» мы использовали дидактическую игру «Да-нет», цель которой формирование умения определять пространственное положение предмета. Задания были различного плана, например, «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы : «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? В шкафу? На верхней полке?» и т. д.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, мы использовали игры «Правильно улицу пройдешь - в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключалось в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, -направо.

Вовремя специально организованных физкультурных занятий и на прогулке мы использовали специальные игровые упражнения и кратковременные игры, направленные на развитие пространственных представлений. Использовали подвижные игры на формирование пространственных представлений : «Найди и промолчи», «Найди, где спрятано!», «Найди флажок!», «Найди свой домик», «Где звенит колокольчик?», «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг», «Вратарь», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Путешествие», «Разведчики».

2. Мы стали чаще применять в образовательном процессе пространственное моделирование (планы, схемы, карты, модели и др.). Когда дети правильно осознали правила работы с картами и схемами они в дальнейшем самостоятельно составляли карты с использованием различных пространственных направлений. В начале работы мы рассматривали с детьми последовательность работы с картами (планами). Сначала мы проводили экскурсию по комнате и обращали внимание детей на расположение мебели, на то, что в комнате есть окна и дверь, что они находятся в противоположных сторонах. Спрашивали, какая стоит мебель, сколько стульев, шкафов и т. д.

Под нашим руководством дети выкладывали вырезанные квадраты и прямоугольники таким образом, чтобы они соотносились с расставленной в комнате мебелью. Мы давали пояснения, что маленькие квадраты - это столы детей, большой квадрат - стол воспитателя, прямоугольники - шкафы с игрушками и т. д. Далее предлагали самостоятельно придумать и составить на листе бумаги с использованием геометрических фигур план комнаты для куклы. Нашей задачей было - помочь продумать каждую деталь интерьера, проиграть воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Организую обсуждение плана, мы давали образцы рассуждений: «Здесь, посередине будет стол, а вокруг много стульев. К Маше (кукле) придут гости, и она их будет поить чаем. Чашки будут стоять здесь, в шкафу около окна». После этого предлагали в соответствии с разработанным планом расставить игрушечную мебель, что создавало предпосылки для начала сюжетно-ролевой игры. У детей появлялись ролевые высказывания, постепенно они были вовлечены в коммуникативную деятельность. Далее подобные задания дети выполняли самостоятельно. Мы только направляли их на самостоятельную практическую деятельность.

Задачи обучения пространственному моделированию мы реализовали с помощью следующих заданий - составлении плана-модели зоопарка, города. Реализовать замысел позволял конструктор. Мы предлагали детям самостоятельно построить указанное на придуманном плане и рассказать, как в городе живет кукла или сказочный герой или животное в зоопарке. В заданиях такого типа мы использовали только косвенное руководство с нашей стороны, то есть развивалась субъектная позиция ребенка.

Так же мы использовали в своей работе конструирование по образцу, разработанному нами заранее и вынесенному в развивающую среду. Дети выполняли задания на поиск закономерности, использованной при разработке конструкций, конструирование по заданным условиям. Нами давалась речевую инструкция, точное ее выполнение помогало самостоятельно выполнить постройку. Например, предлагается построить арку из определенных деталей.

3. Мы старались активно и правильно использовать в речи понятия, связанные с пространственной ориентировкой (предлоги, наречия и др.).

Ведь важным фактором правильного формирования пространственных представлений является речь педагога : пространственные понятия должны употребляться точно и правильно, пространственное взаиморасположение элементов в речи должно отражаться четко и т. д.

Мы старались чаще просить ребенка рассказать о том, что он сейчас делает, что будет делать. Речь в данном случае выступает как способ анализа наглядной ситуации или двигательных действий, которые мотивируют речевую деятельность и способствуют формированию системы грамматических средств языка, отражающих все многообразие пространственных. Закрепление в речи пространственных предлогов достигалось при выполнении различных поручений: «Подними куклу с пола и положи ее на кресло», «Достань мяч из-под стола».

Также мы побуждали детей самостоятельно использовать пространственные понятия для более осмысленного освоения пространства и обеспечения переноса усвоенных знаний в другие виды деятельности. Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами : на, в, напротив, под, над, впереди, перед, за, позади, вверху, внизу, между, вокруг, внутри, рядом, сбоку, снаружи, справа, слева и др. Предлоги и наречия, передающие направления движения: к, из, из-за, из-под, по, через, вдоль, поперек, вперед, назад, вверх, вниз, вправо (направо, влево (налево, туда, сюда, оттуда, отсюда и др.

4. Так же мы стали более регулярно включать в образовательный процесс и в режимные моменты решение детьми проблемных ситуаций, связанных с ориентировкой в пространстве. Мы выяснили, что решение проблемных ситуаций способствует становлению субъектной позиции ребенка. Поэтому рекомендуется в образовательный процесс в группе включать проблемные ситуации, направленные на формирование пространственных представлений. Проблемные ситуации могут использоваться в любой момент режима дня: как в образовательной деятельности по любой образовательной области, так и в режимные моменты. Например, в интегрированной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по мотивам сказки Гуси-лебеди детям необходимо помочь главному герою Ванюше спастись от Бабы-Яги, решая различные проблемные ситуации (Приложение 3).

5. Мы постарались дополнить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими средствами (дидактические игры, учебно-методические пособия, планы, схемы, конструкторы и др., направленными на формирование пространственных представлений. Для развития пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в предметно-пространственную среду группы, в частности в центр математического развития, были внесены следующие игры и пособия:

- мелкая мозаика, и схемы выкладывания узоров из нее;

- мелкий конструктор типа «Lego»;

- разрезные картинки (8-12 частей, все виды разрезов, пазлы;

- различные сборные игрушки и схемы их сборки;

- игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки;

- материалы для изготовления оригами;

- простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения;

- комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски;

- занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Прозрачный квадрат» и другие игры, разработанные в центре Воскобовича);

- схемы и планы (групповая комната, групповой участок, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.);

- рабочие тетради;

- таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты по развитию пространственных представлений;

- учебные приборы (весы, часы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол);

- дидактические игры по формированию пространственных представлений, придуманные и сделанные самими детьми;

- математические лото и домино.

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?»Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Дидактическая игра для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Цель: формирование у дошкольников пространственных представлений. Задачи:.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возрастаРазвивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обзор педагогического опыта по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 19:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД