Получи документы

Обзор современных инновационных педагогических технологий, направленных на преодоление речевых нарушений

назарова
Обзор современных инновационных педагогических технологий, направленных на преодоление речевых нарушений

Обзор современных инновационных педагогических технологий, направленных на преодоление речевых нарушений

В настоящее время всеобщий интерес к нетрадиционным средствам и формам работы с детьми значительно возрос. Непрерывно разрабатывается и внедряется масса образовательных технологий, многие из которых обладают колоссальным коррекционно-развивающим потенциалом для детей с различными психо-физическими особенностями.

Рассматриваемая нами категория детей, а именно дети с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста так же не остались неохваченными глобальной технологизацией.

Публикация «Обзор современных инновационных педагогических технологий, направленных на преодоление речевых нарушений» размещена в разделах

Для них разрабатываются различного рода инновационные технологии. Это могут быть компьютерные, игровые, здоровьесберегающие технологии. Кроме того для преодоления общего недоразвития речи на школьном логопедическом пункте может использоваться сказкотерапия, средства мультипликации, различные игровые задания, элементы Монтессори-педагогики [6; 7; 20]. Также на логопедических занятиях практикуется использование тренинговых программ, приветствуются занятия в сенсорной комнате. В настоящее время сенсорные комнаты пользуются большой популярностью в сфере как дошкольного так и школьного образования. Данная технология относится к здоровьесберегающим[22; 29].

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции центральной нервной системы в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей [29, с. 15].

Заинтересованность школ в оборудовании и использовании сенсорных комнат объясняется тем, что нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. А учебная нагрузка приводит к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья: увеличивается число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, проявляются значительные вегетативные реакции, развиваются неврозоподобные состояния, что, в свою очередь, становится проблемой для ребенка и сказывается на его учебной деятельности. Поэтому школе нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения[29, с. 16].

Существует ряд задач, которые предполагается решить в ходе занятий в сенсорной комнате:

профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

создание положительного эмоционального состояния;

формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;

развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Занятия в сенсорной комнате могут проводиться как логопедом, так и педагогом-психологом. В соответствии с целью и задачами определенного занятия, специалистом, проводящим его, подбираются специальные упражнения.

Информационные технологии в данной области связаны с использованием компьютера в логопедическом кабинете общеобразовательной школы.

Чаще всего это выражается в использовании компьютерных занятий с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное легко сменяющимся материалом. Это объясняется тем, что такой подход позволяет рационально использовать время логопедического занятия, что необходимо учитывать в условиях загруженности школьного логопеда. Такая загруженность возникает вследствие необходимости обучать учащихся разного возраста. Учителю-логопеду необходимо готовить занятия как минимум для четырех – пяти групп учащихся с учетом речевого дефекта и класса. Из-за этого ему не хватает времени для смены наглядности в течение рабочего дня. Эту проблему с легкостью решает применение мультимедийного потенциала персонального компьютера [15, с. 4].

В настоящее время на выбор потребителя представлено огромное количество различных обучающих и развивающих компьютерных программ. Все они различаются как целями и возможностями их использования, так и системными требованиями, из-за которых не всегда представляется возможным использование их в условиях ограниченного технического обеспечения школьных логопедических пунктов.

Е. В. Кузьмина отмечает, что логопеду лучше использовать стандартные программы для создания собственных компьютерных заданий [15, с. 5]. Она объясняет это тем, что большинство школьных логопедических кабинетов, как правило, оснащены далеко не лучшими компьютерами, часто отсутствуют необходимые дополнительные устройства: принтер, проектор, экран, колонки, микрофон.

Приняв во внимание подобные технические трудности, Е. В. Кузьмина высказала мнение о том, что очень удобной в подобных условиях представляется программа PowerPoint[15, с. 6].

MicrosoftPowerPoint является одним из самых мощных на сегодняшний день приложений, предназначенных для подготовки и проведения презентаций. Презентации – это превосходное средство передачи знаний. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление.

PowerPoint создавалась специально для того, чтобы дать пользователям усовершенствованные средства обмена информацией в Интернете и сотрудничества в реальном времени, а также облегчить работу с программой и ее применение в международной среде. Являясь составной частью пакета Office, это приложение обладает таких рядом других характеристик, которые являются общими для компонентов Office и открывают путь к совершенно новым и бездонным горизонтам функциональных возможностей. Можно смело использовать электронное пособие, не боясь, что оно будет скучным и неинтересным. Поскольку, добавляя рисунки, таблицы и другие, красочно оформленные специальные эффекты, слайдовые демонстрации не клонят ко сну, а превращаются в мощный инструмент обучения, и превращают даже самого пассивного слушателя, в активного участника презентации[15; 19].

Е. В. Кузьминой отмечается ряд преимуществ такого способа работы с информацией:

последовательность и системность информации;

тезисность и информативность;

наглядность и эффективность подачи материала;

легкость возврата к предыдущей информации;

возможность дополнения или исправления информации;

копируемость;

транспортабельность [15, с. 6].

Все эти преимущества, несомненно, делают процесс логопедического воздействия на школьников с общим недоразвитием речи более эффективным. Благодаря тому, что в поле зрения школьников находится оптимальное количество информации, достигается их максимальное участие в работе по теме.

Использование компьютерных технологий в работе школьного логопеда далеко не ограничивается применением мультимедийных презентаций. В настоящее время создано и широко используется огромное количество образовательных компьютерных программ, направленных на преодоление общего недоразвития речи и не только. Это может быть компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры», которая построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития разных авторов. Компьютерная технология «Игры дляТигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика [8, с. 108].

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обзор современных инновационных педагогических технологий, направленных на преодоление речевых нарушений
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 19:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД