Лучший педагог года

ООД по ознакомлению с окружающим миром «Как жили наши предки» для детей подготовительной группы

Татьяна Русяйкина
ООД по ознакомлению с окружающим миром «Как жили наши предки» для детей подготовительной группы

Цель: приобщать детей к истории родного края, национальной культуре и быту мордовского народа.

Задачи:

Продолжать знакомить с экспонатами мини-музея ДОО. Расширять знания о национальных особенностях культуры и быта мордовского народа. Обогащать словарь названиями предметов быта.

Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого.

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, их труду и быту.

Публикация «ООД по ознакомлению с окружающим миром „Как жили наши предки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Предварительная работа. Чтение народных сказаний, сказок, былин, произведений мордовских писателей. Рассматривание иллюстраций о родном крае. Слушание мордовских народных мелодий. Лепка мордовских игрушек и посуды. Беседы о бересте, предметах быта, изготовленных из бересты; «Почему вещи, предметы попадают в музей Игры на прогулке: «Раю-раю», «Салки», «Круговой». Дидактические игры: «Чье жилище, «Чей узор?», «Одень куклу».

Организованная образовательная деятельность проводится в мини-музеи ДОО.

Материал: экспонаты мини-музея: печь, старинный сундук, льняная рубаха, полотенце, кусок окрашенной ткани, лапти, утюг, веретенце.

Ход ООД

Звучит мордовская народная мелодия. Выходит девочка в мордовском национальном костюме и приветствует гостей.

- Здравствуйте, гости дорогие! Я девочка-мордовочка. Зовут меня Важена. А как вас зовут? (Дети называют свои имена.)

Воспитатель: Важена сегодня вновь предлагает нам отправиться в мир музея и продолжить знакомство с предметами и вещами, которые здесь хранятся.

Воспитатель: Жила-была в одной деревушке вот такая же девочка, как Важена. Жила она с родителями, братьями и сестрами. Вместе с ними жили бабушка и дедушка. В их старой избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала вот такая печка. В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке. К тому же, печь обогревала избу, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, раньше даже мылись. На печке любили спать старики и ребятишки. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами! Назовите, пожалуйста, какие мордовские сказки вы знаете?

Дети: «Чучело в перьях», «Перя-богатырь», «Сыре-варда», «Дуболго-Пичай», «Девочка с веретенце».

Воспитатель: Замечательно! В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него- простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток тогда еще не было. Этот угол назывался «красным», то есть красивым. Здесь что-то стоит?

Дети: Большой красивый сундук.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, для чего он предназначался раньше?

Дети: В нем хранили одежду.

Воспитатель: И не только одежду. Давайте откроем сундук и посмотрим, что тут у Важены хранится.

Воспитатель открывает сундук, по очереди достает предметы, беседуя о них с детьми.

-Сколько здесь разных вещей! (Достает утюг). Ребята, скажите мне, пожалуйста, что это такое? И для чего, как вы думаете, предназначалась эта вещь?

Дети: Это утюг. Им гладили одежду.

Воспитатель: А как им гладили. Ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было.

Дети: Нагревали на углях.

Воспитатель: Правильно. Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге (демонстрирует детям) и раздували для того, чтобы утюг нагревался. А затем гладили. Вы тоже сейчас можете попробовать.

- Воспитатель достает льняную рубаху. Как вы думаете, что это у меня в руках?

Дети: Рубашка.

Воспитатель: А вы знаете, из чего сделана эта рубаха? Давайте потрогаем ее. Обратите внимание, ткань прохладная. Полотно сделано из удивительного растения-льна. В таких рубахах летом было не жарко, а зимой тепло. Льняное полотно «дышит», пропускает воздух в отличие от современных синтетических тканей. И к тому же еще оно очень прочное.

- И в давние времена людям хотелось одеться красиво. Тогда они придумали окрашивать в различные цвета ткани, которые крестьянки делали дома. (Демонстрирует кусок ткани.) Для получения красок люди научились использовать растения: василек, зверобой, чернику, листья бузины и березы, кору дуба, шелуху лука. Скажите, пожалуйста, каким цветом будет ткань, окрашенная с помощью василька; окрашенная с помощью черники; с помощью шелухи лука. (Ответы детей.)

Достает из сундука узорные вышитые полотенца.

Воспитатель уточняет у детей что это за вещь. Да, перед вами я держу полотенца. Их тщательно берегли и передавали по наследству. Полотенца дарились на свадьбе жениху и его родственникам. Женщины проводили долгие часы за работой, овладевая всеми видами вышивки и узорного ткачества.

Достает из сундука веретенце и комментирует.

- После работы крестьянки садились и начинали из чистого волокна прясть нитки. У меня в руках один из предметов, который для этого нужен. Может быть вы назовете что это за предмет?

Дети: Веретено.

Воспитатель показывает, куда привязывается кудель, как работает веретено.

- А как выдумаете, ребята, с какого возраста девочки учились прясть? (Ответы детей.)

- Мамы сажали своих дочерей за прялку с 5 лет, а папы делали для своих дочерей вот такие маленькие прялочки. Сейчас Важена нам покажет как она умеет прясть.

Воспитатель: Умничка! Спасибо! Недаром в переводе с эрьзянского твое имя означает-трудолюбивая.

Воспитатель достает из сундука лапти и уточняет у ребят, что это за вещь.

Дети: Это лапти.

Воспитатель: Веками самой типичной обувью были лапти. Их плели из лыка-коры липы. Правда, иногда использовали кору дуба или березы. Для того чтобы сделать одну пару лаптей, надо было содрать кору с трех-четырех деревьев. Представляете, сколько было погублено деревьев.

На ногах лапти держались с помощью простых веревок. Их обматывали вокруг ноги. Лапти не промокали, и в них не было холодно. Вот только снашивались они очень быстро. В наше время лапти не более чем приятный сувенир.

- Все, что вы увидели, ребята, это старинные вещи, и их осталось совсем немного. А те, которые еще остались, хранятся в музее. У нас в городе тоже есть музеи. Это музей мордовской народной культуры и республиканский краеведческий музей им. И. Д. Воронина. В выходные дни вы с родителями их можете посесить.

Дети благодарят Важену за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группыКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группы Задачи: • Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. • Расширять знания детей о ветре, научить определять.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Цели: • формирование знаний детей об.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Почва и подземные обитатели» для детей подготовительной группы Конспект НОД по «Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе» на тему «Почва и подземные обитатели» Цель: Расширять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Посадка лука»НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Посадка лука» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Пархоменко В. Цель: расширить знания детей о характерных признаках луковиц, знакомить.

Проект «Синица» по ознакомлению детей средней группы с окружающим миром Тема проекта: «Синица». Тип проекта: познавательно - исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по ознакомлению с окружающим миром «Как жили наши предки» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 19:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД