Лучший педагог года

ООД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для детей старшей подгруппы «Путешествие в поисках сокровищ»

Ольга Малявина
ООД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для детей старшей подгруппы «Путешествие в поисках сокровищ»

Цель: совершенствование представлений детей о различных состояниях воды.

Задачи:

1. Обучающие:

1) Систематизировать знания детей о трёх состояниях вещества.

2) Показать, что любое вещество может перейти из одного состояния в другое, через моделирование маленькими человечками.

3) Продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи.

2. Развивающие :

1) Развивать свободное общение со сверстниками и взрослым в ходе образовательной деятельности.

Публикация «ООД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для детей старшей подгруппы „Путешествие в поисках сокровищ“» размещена в разделах

2) Развивать у детей речь, память, творческое и образное мышление

3. Воспитательные:

1) Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

2) Воспитывать в детях в процессе совместной деятельности чувство коллективизма, готовность прийти на помощь.

3) Воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, экспериментирование, самообслуживание и действия с предметами, двигательная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,

подготовленная к занятию, кувшин, письмо, карта, аудиозапись «Звук плывущего корабля», «Хоровод», сундук с сокровищами, контейнер со льдом, термос, стекло, мнемотаблицы по 3шт. на каждый стол; макет дерева, картинки фруктов с загадками, карточки с вопросами; штурвал, подзорная труба.

Раздаточный материал: белые листы бумаги с восковым контуром корабля по количеству детей, гуашь синего цвета по количеству детей, кисточки и баночки с водой на каждого ребёнка, салфетки по 2шт. на каждого ребёнка, пластиковые стаканы по 2шт. (пустой и с водой) на каждого ребёнка, поддоны 1шт. на каждого ребёнка, подносы на каждого ребёнка, халаты по количеству детей и один для воспитателя, именные бейджики на каждого ребёнка и один для воспитателя.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми о воде, просмотр презентации «Волшебница вода», рассматривание иллюстраций о воде, чтение художественной литературы о путешествиях.

Словарная работа: фрагмент карты, расшифровать, путешествие, остров, исследователь.

Методы и приё мы:

наглядный: письмо, карта, демонстрация мнемотаблицы, показ способов действий с объектами, макет дерева, картинки фруктов с загадками, карточки с вопросами;

словесный: беседа, объяснение, указание, вопрос-ответ, напоминание, поощрение;

практический: погружение в игровую ситуацию, исследовательский, создание проблемной ситуации; практические действия по уточнению свойств воды;

игровой: игровая мотивация, сюрпризный момент.

Здоровьесберегающие технологии: эмоциональный настрой, дыхательное упражнение «Ветер дует», физкультминутка «Море», подвижная игра «Маленькие человечки».

Ход ООД:

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, хотите научиться здороваться необычно? (Ответы детей)

Тогда повторяйте за мной:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

2. Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, я шла сегодня в детский сад и на нашем участке нашла необычный кувшин. Посмотрите, какой он красивый! Ой, а в нём что – то есть, давайте, достанем и посмотрим, как вы думаете, что в нём? Кто же его потерял? (Ответы детей)

-А мы сейчас прочтём и всё узнаем.

3. Основная часть

Слайд 1

Письмо

- Здравствуйте, ребята! Я – Пират. Я узнал, что вы очень дружные и многое умеете. Я хочу знать, правда ли это? На своём острове я спрятал сокровища. Найти вы их сможете, расшифровав мою карту.

А чтобы расшифровать мою карту вы должны выполнять непростые и интересные задания. За выполненные задания получаете фрагмент карты.

Если вы, успешно пройдёте все препятствия, то вы, найдете сокровища. Найти их вам поможет ваше умение думать, запоминать, рассказывать.

-Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое сокровища? Хотите их найти? А хотите отправиться в путешествие? (Ответы детей) Ребята, я предлагаю прямо сейчас отправиться на поиски сокровищ.

Воспитатель: - Скажите, как мы можем добраться до острова, на котором пират спрятал свои сокровища? (Ответы детей)

Какие вы у меня умнички, сколько интересных вариантов предложили. А чтобы узнать, на чём пират вам предлагает отправиться на остров, присаживайтесь за столы, в кувшине были белые листы бумаги, посмотрите на них и скажите на чём? (Ответы детей). Какой он хитрый прислал тайные картинки. Ребята, а я знаю секрет тайной картинки, как сделать ее явной. (Воспитатель предлагает детям закрасить белые листы бумаги гуашью и посмотреть что произошло)

-И что же там нарисовано? На чем нам предлагает отправиться в путешествие пират? (Ответы детей)

Слайд 2

-Ну, тогда в путь, поплыли.

Дети выходят и становятся парами, лицом к зрителям

Слайд 3

- Воспитатель: Что-то наш корабль плохо набирает ход. Что-то надо предпринять. А что? Ветра – то нет? Надо подуть.

Дыхательная гимнастика «Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко, - Руки поднять вверх, встать на носки, подуть

Я подую низко, - Руки перед собой, присесть и подуть

Я подую далеко, - Руки перед собой, наклон вперед, подуть

Я подую близко. - Руки положить на грудь и подуть на них

Слайд 4 + Аудиозапись «Звук плывущего корабля»

Вот мы с вами и добрались до острова.

Слайд 5

Он называется «Загадочный». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) А ты как думаешь (имя ребёнка? Ребята вы все согласны? (Ответы детей)

Вынести загадочное дерево

Посмотрите, тут на острове растёт загадочное дерево, на нём разные фрукты с загадками. (Апельсин, ананас, яблоко) Попробуем их отгадать? (Ответы детей)

Тогда слушайте внимательно.

Загадки

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

(Дождь)

На небе плывут узоры чудные:

Собачки, лошадки, белые и озорные.

Их весело в небе рассматривать днём.

А ночью почти их не видно потом.

(Облака)

Умнички, слушайте последнюю загадку:

Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и пруд, и лужа.

(Лёд)

-Воспитатель: Что объединяет все эти загадки? Как вы думаете, о чем мы поговорим на нашем занятии? (Ответы детей) Правильно, о воде.

Вы все загадки отгадали, а вот и фрагмент карты.

Слайд 6

Поплыли дальше.

Слайд 7 + Аудиозапись «Звук плывущего корабля»

Впереди виднеется остров и называется он «Остров Почемучек».

Слайд 8

Посмотрите, как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

Да, видите, на этом острове много вопросов, на которые нам предстоит ответить. Они повсюду здесь даже на дереве.

-Воспитатель:

- Где можно увидеть воду? Какой она бывает? (Ответы детей)

- Кому нужна вода? Зачем она растениям? А животным? (Ответы детей)

-А знаете ли вы, что, несмотря на то, что воды на планете много, не вся она пригодна для питья? Подойдет ли растениям, животным и человеку соленая морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная? (Ответы детей) Молодцы!

-Воспитатель:

Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо».

Игра «Хорошо – плохо»

Отвечаем на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?»

Хорошо потому что:

1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.

2. Водой можно закаляться, играть с водой.

3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.

4. В воде стирают одежду.

5. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.

6. В воде живут разные животные, нужна для питья животным.

«Вода – это плохо. Почему?»

Плохо потому что:

1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

2. Горячей водой можно обжечься.

3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.

5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.

6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.

Молодцы, справились с заданием и получаете второй фрагмент карты.

Слайд 9

-Воспитатель: Мы с вами неплохо потрудились, а теперь надо отдохнуть.

Встаньте парами, на расстоянии вытянутых рук, друг от друга.

Физкультминутка

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю,

И резвимся на просторе.

Веселее загребай,

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

-Воспитатель: Молодцы! Поплыли дальше.

Слайд 10 + Аудиозапись «Звук плывущего корабля»

Впереди остров «Исследовательский».

Слайд 11

Как вы думаете, что такое «исследовательский»? А кто такие исследователи? (Ответы детей). Я предлагаю вам сейчас тоже стать исследователями. Проходите в лабораторию, надевайте халаты, присаживайтесь и следуйте инструкции в мнемотаблице. Что нужно сделать?

Сейчас мы это узнаем.

Слайд 12

-Воспитатель:

Опыт №1 «Вода – жидкость»

Нам нужно перелить воду из одного стакана в другой.

-Ребята перелейте воду из одного стакана в другой.

-Что происходит с водой? (Ответы детей)

-Почему она льется?

-Итак, какая вода? (Ответы детей)

-Давайте сделаем вывод: поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

А теперь приступим ко второму опыту, следуя мнемотаблице.

Слайд 13

Опыт №2 «Тает льдинка»

-Возьмем кусочек льда в руку. Во что превратился лёд? (Ответы детей)

-Вывод: лёд – это вода в твердом виде.

Следующий опыт, обратите внимание на мой стол.

Слайд 14

Опыт №3 «Пар – это тоже вода»

-На занятие я принесла термос с горячей водой. (Открыть крышку термоса)

-Что это поднимается над термосом? (Ответы детей)

-Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? В термосе была только горячая вода. А вы знаете? (Ответы детей)

-Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. А теперь я подержу над паром стекло. Что появилось на стекле? (Ответы детей)

Вывод: пар – это тоже вода.

Итак, ребята, какой же вывод мы сделаем из наших опытов? (Ответы детей)

Вывод: вода в окружающей среде бывает разной: жидкой, твёрдой и газообразной.

Приведите примеры воды в разном состоянии. (Ответы детей)

-Это может быть река, море, пруд, сосулька, снежинка, туман, пар, лёд.

-Молодцы!

- Ребята, а из чего состоит лёд, а вода, пар? (затрудняются с ответом)

-Все вещества, предметы, тела, состоят из маленьких частиц – молекул. Вы с ними будете знакомиться в школе. А пока мы их назовем маленькими человечками.

-Разные предметы состоят из разных человечков. В твёрдых предметах, как лёд, живут «твердые человечки», которые крепко держаться за руки и стоят близко друг к другу.

Слайд 15

-Выходите, давайте изобразим этих человечков.

Дети стоят в кругу близко друг к другу и держатся за руки.

-Когда становится тепло, лёд тает, человечки перестают держаться за руки, руки у них на поясе и получается жидкость, вода, «жидкие человечки».

Слайд 16

Давайте их изобразим.

Дети стоят рядом и держат руки на поясе.

-«Газообразных человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден. Эти «человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет.

Слайд 17

Давайте их изобразим.

Дети бегают в разные стороны.

А теперь, давайте поиграем в игру.

Подвижная игра «Маленькие человечки»

Слайд 18 + Аудиозапись «Хоровод»

-Пока звучит музыка, вы водите хоровод, но как только музыка остановится, я называю вещество «твёрдое», «жидкое», «газообразное», а вы должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать.

Теперь вы поняли, что такое вода в твердом, в жидком и в газообразном состоянии. Получаете третий фрагмент карты.

Слайд 19

Давайте соберём её. Подходите к столу.

-Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрим на нашу карту, которая у нас получилась.

Слайд 20

Где же спрятан сундук с сокровищами?

Что вы видите на карте?

(Дети рассматривают получившуюся карту и находят сокровища).

Давайте вместе, как настоящая команда, откроем сундук.

Ура, а тут настоящие сокровища пирата. (Подарки детям)

(Дети рассматривают сокровища, благодарят пирата)

- Предлагаю сесть на корабль, и возвратиться назад.

Слайд 21 + Аудиозапись «Звук плывущего корабля»

4. Итог

- Ребята, как вы думаете, мы смогли доказать Пирату, что мы дружные многое знаем и умеем?

- Я очень рада, что вы нашли сокровища, справились с такими трудными заданиями, а помогли вам в этом ваши знания.

- Что вам понравилось в путешествии?

- Какие состояния воды вы запомнили?

-Какое задание было для вас трудным?

-Что нового вы узнали?

-Какие яркие моменты у вас остались от путешествия? (Ответы детей)

-Мне тоже понравилось, какими, вы, были у меня храбрыми, внимательными и как вы справились быстро с заданиями пирата. Вы, такие молодцы, я вами, горжусь!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду / С. И. Гин, – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.

2. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др. ] – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 352 с. – Текст: непосредственный.

3. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – Москва: Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с. – Текст: непосредственный.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. Выготский. - М. : Студия АРДИС, 2014. – 126 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие на необитаемый остров в поисках клада» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие на машине времени» Конспект ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. На тему: «Путешествие на машине времени». Интеграция.

Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста на тему: «В поисках.

НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «В поисках волшебного ключика» НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «В поисках волшебного ключика» Задачи: - формировать представления детей.

НОД «Путешествие на остров сокровищ» по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей разновозрастной группы Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Сценарий развлечения «Путешествие к морскому царю в поисках сокровищ» для детей старшей группыСценарий развлечения «Путешествие к морскому царю в поисках сокровищ» для детей старшей группы Сценарий праздника для старшей группы "Путешествие к морскому царю в поисках сокровищ"Цель: Развитие творческих способностей детей через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для детей старшей подгруппы «Путешествие в поисках сокровищ»
Опубликовано: 2 апреля 2022 в 14:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД