Давыдова Елизавета Григорьевна
ООД «Знакомство с ухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с ухом
(познавательное ООД)
Цель. Познакомить детей со строением и значением уха.
Программные задачи. Дать простейшие понятия о строении и функционировании уха; показать значимость этого органа для человека; познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха; обсудить вопросы гигиены слуха; продолжить формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов.
Публикация «ООД „Знакомство с ухом“» размещена в разделах
Материалы и оборудование. У каждого ребенка: воронка, склеенная из плотной бумаги. У педагога: раковина морского моллюска (можно провести занятие и без нее, пластмассовая воронка, вода, плотная бумага и картон, которые не размокнут в воде, таз, магнитофон с музыкальной кассетой (любой звучащий предмет—погремушка, дудочка и т. п., несколько камешков или иных мелких тяжелых предметов, шарф для завязывания глаз, ширма и предметы, отобранные педагогом для эксперимента (бумага, две ложки, стакан, чайник с водой, нож, разделочная доска, спички и другие предметы, с помощью которых можно извлечь звуки, горошина и слегка изогнутая (замятая) бумажная трубочка, диаметр которой равен диаметру горошины.)
Методы обучения: наблюдение, самонаблюдение, фронтальное и демонстрационное экспериментирование, игра, рассказ, беседа.
Организация ООД. Дети сидят за столами по парам. Оборудование заранее положено на столы.
Методические рекомендации. Если в группе есть слабослышащие дети, нужно принять меры, чтобы их не обидеть, и, возможно, даже отказаться от опытов, в которых проводится определение остроты слуха.
Ход ООД
Вступление
Педагог. Сегодня мы поговорим об органе слуха. Кто знает, как он называется? Давайте рассмотрим ухо друг у друга.
Те, кто сидит справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что видно снаружи? То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим. (Хоровой повтор.) Что еще видите? (Педагог направляет внимание детей на наружный слуховой проход.)
Обследуйте свое ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход?
Чтобы в слуховой проход не проникали пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы; А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем ее вместе с грязью. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось много грязи. А чем это вредно, кто догадается?
Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода? (Нет.) Природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая-тонкая пленочка. Она называется перепонкой. Повторим это слово. Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим.
Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт. (Его демонстрирует педагог.) Представьте себе, что воронка — это ухо. Широкая часть воронки — ушная раковина, узкая — наружный слуховой проход. Вода — это звук, который проходит в ухо. Картон — барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Воздух через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется о нее. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. ( Педагог сопровождает объяснения экспериментом: льет воду на картон через воронку, дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон; вначале вода льется отдельными каплями; при повторении педагог льет воду струей — эти опыты имитируют слабый и сильный звуки)
Проверим, как помогает ушная раковина слышать звуки. Возьмите бумажную воронку и приставьте ее к уху, узким концом к слуховому проходу. Потом уберите. Как будет лучше слышна музыка? (Педагог включает магнитофон так, чтобы сила звука была слабой, дети проверяют качество восприятия звуков и делают, вывод: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше)
А теперь представьте, что какой-то мальчик решил ковыряться булавкой или тонкой палочкой в ухе. Что может произойти с перепонкой? (Тонкая перепонка порвется, проколется) (Педагог делает в картоне или в бумаге большую дыру) Льем воду. Что получается? (Надо постараться, чтобы вода лилась в таз через это отверстие бесшумно)
Да, вы правы. Вот и остался человек глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя. Скажите, как же надо беречь свои уши? А что может случиться, если вы нечаянно втолкнете в слуховой проход какой-нибудь маленький предмет, например горошину или конфету? Давайте посмотрим. Вот узкая трубочка; предположим, это наружный слуховой проход. Вот в него попала горошина. Как ее достать оттуда? Валя, попробуй, переворачивать трубочку нельзя, это же не трубочка, а слуховой проход. (Валя, как ни старается, не может достать горошину) Так будет и с вами, если заиграетесь и не заметите, какв проход попадет мелкий предмет. Иногда и врачи не могут его вытащить, так что будьте очень внимательны при игре с мелкими предметами.
Проверим, хороший ли у вас слух, не повреждена ли перепонка? Я буду произносить слова, а вы будете их повторять. (Педагог произносит отдельные слова сначала обычным голосом, а потом все тише и тише)
Когда лучше слышно: когда слова произносятся тихо или громко? Что вы делали, чтобы услышать тихий голос?
Сейчас я включу музыку. Мы будем плотно закрывать уши ладонями и открывать их. Все делаем по моему показу. (Педагог включает музыку)
Опишите, что слышали? А почему? Когда лучше слышно: при открытых ушах или при закрытых? Почему?
Проделаем знакомый опыт. Заткнем воронку ватой. Почему не слышим удара воды о картон? (Вода до него не доходит, звук тоже не доходит до перепонки, если уши закрыты.)
Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие-нибудь другие обязанности, кроме слушания звуков. Петя, подойди ко мне. Мы завяжем тебе глаза, будем бросать камешек, а ты говори, где он упал, далеко или близко. (Педагог указывает, кто из детей бросает камешек, ребенок определяет расстояние, а остальные наблюдают за ним и делают выводы.) Опыт повторя-ют с другими испытуемыми. Что скажете, можно ли определить с помощью ушей расстояние?
Еще один опыт. Можно ли определить с помощью ушей направление, откуда раздался звук? Станем в круг, завяжем Олегу глаза, поставим его в центр круга. Тот, на кого я покажу, издаст какой-нибудь звук: пискнет, продудит, закашляет, позовет его по имени. Олег покажет рукой, в каком направлении раздался звук. (Испытуемыми служат 2—3 ребенка.) Ну что? Можем мы с помощью ушей определить направление, откуда раздался звук?
Поиграем в игру «Узнай по голосу». Завяжем Свете глаза, поставим в центр круга. Тот, на кого я укажу, позовет ее по имени. Света должна угадать, кто ее позвал. (Опыт повторяется на 2—3 испытуемых.)
Усложним игру. Окликая Диму, старайтесь изменить свой голос. (Опыт повторяют с 2—3 другими испытуемыми.) И эти ребята справились со своей задачей. Вот какие хорошие у них - уши.
А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? (Дети замолкают и слушают звуки, раздающиеся в здании, на улице, участке детсада) Вывод: какие хорошие у вас уши.
Мы уже знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду сейчас делать. (Спрятав руки за ширму, педагог производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой и фольгой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу, режет что - либо твердое ножницами или ножом на разделочной доске, зажигает спичку и т. п.)
( Рекомендации: желательно, чтобы все звуки были бытовыми, музыкальными, а не техническими. Дети каждый раз определяют источник звука.)
Последний опыт будет шумным. Я скажу вам слово. Вы его повторите. Когда я махну рукой, вы громко закричите, когда махну рукой второй раз, сразу же перестанете кричать. Начали. Елка. Дети повторяют. Далее действуют по описанной методике. Шум продолжается не более 3—5 с. Во время крика воспитатель произносит обычным голосом другое слово, например «заяц». После восстановления тишины педагог спрашивает, какое слово было названо во время шума. Выяснится, что его никто не услышал. Это служит поводом для обсуждения вредного влияния шума на наши уши)
( Замечание: этот опыт можно проводить только в том случае, если педагог полностью владеет коллективом и если крик никому не мешает, в противном, случае от него лучше отказаться)
Представьте, что вы будете так кричать каждый день. Что произойдет с вашим слухом? А если дома телевизор включен на полную мощность, и вы, чтобы друг друга услышать, разговариваете еще громче? Что тогда случится с нашим слухом? Кто у нас любит кричать? Поняли, что от крика и шума страдает не только тот, кто кричит, но и все остальные дети и взрослые?
Заключение
Педагог. Как вы думаете, уши —важный орган? (Ответы детей) Зачем они нам нужны? (Уши позволяют слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать радио и телевизор, избегать несчастных случаев и др.)
Нужно ли их беречь? (Да.) А как? (Мыть уши, не кричать громко, не заталкивать в уши посторонние предметы)
Дополнение. Можно поиграть в другие игры, основанные на использовании слухового анализатора.
1. Завязываем ребенку глаза и бросаем около него на пол предмет, который, упав, остается на месте, не скользит и не катится, например связку ключей. Ребенок отыскивает их по звуку, не открывая глаз. Если кто-то справляется с этим легко, задание усложняем, бросаем ключи сзади, сбоку, подальше.
2. Расставляем по полу несколько предметов. Завязываем ребенку глаза, просим обходить предметы. Когда он приближается к очередному предмету, другой ребенок звонит в колокольчик или просто предупреждает об этом. Тогда испытуемый меняет направление движения. Опыт нельзя проводить долго, так как дети, лишившись зрительного контроля, легко теряют ориентировку и могут упасть.
3. Предлагаем детям решить логическую задачу: «Со мной однажды был такой случай. Я ехала в машине. Шофер включил очень громкую музыку. Мне стало страшно. Почему?» Да, возможно было столкновение с другой машиной. А что еще могло бы случиться? Как должен был вести себя шофер? (Он должен слушать улицу, ориентироваться не только на зрительные сигналы, но и на слуховые)