Наталья Теницкая
Консультация по выявлению интеллектуального потенциала «Одаренность детей»
Выявление интеллектуального потенциала.
Ученые считают, что для творчества необходим определенный уровень интеллектуального развития. Интеллект выступает одной из составляющих творчества. Неординарные умственные возможности ребенка раскрываются в процессе систематического наблюдения за его развития (дети старшего дошкольного возраста) :
- сравнительно рано (3-4 года) овладевает навыками чтения, счета;
- легко устанавливает связи между различными явлениями, фактами;
- понимает сложные для своего возраста определения, отношения;
- склонен к серьезным размышлениям;
Публикация «Консультация по выявлению интеллектуального потенциала „Одаренность детей“» размещена в разделах
- проявляет способность к концентрации, сохранении внимания в течение большого периода времени, чем его ровесники;
- большой словарный запас;
- много знает, поражает логичностью суждений.
По мнению И. С. Лейтес, дети, с опережающим интеллектуальным развитием, имеют склонность к «умственной деятельности». Их отличает большая работоспособность, им чужды скука и лень.
В. С. Юркевич считает, что этих детей отличает отношение к умственной деятельности. Ребенок радуется трудной задаче, проявляет к ней большой интерес.
Высокая познавательная активность – первый признак одаренности. Наблюдая за процессом познавательных интересов, можно раскрыть сферу дарования дошкольника. Обращая особое внимание на: память, речь, мышление, внимание, двигательную сферу. Результаты диагностики одаренных детей не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность!
Помощь родителей, ученые выделяют 2 способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:
1 способ: Помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков.
2 способ: Привитие ребенку отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.
Родителям и воспитателям не стоит жестко регламентировать действия детей, их творческие замыслы, необходимо больше ценить работы ребенка и уметь показать, что детские работы ценны (даже если они далеки от совершенства).
Оценка участия родителей.
1. Создание условий для творческого развития:
- приобретение книг, игр, игрушек полезных для развития ребенка;
- обеспечение материала для творчества;
- организация места работы;
- позволение использовать старые вещи и нарушать их расположение в пространстве;
- контролировать режим дня, физическую и умственную нагрузку;
- предоставляется время для занятия, размышления в одиночестве;
- организует занятия со специалистами в кружках.
2. Активное участие родителей в творческом развитии ребенка:
- занятия дома;
- современный досуг.
3. Стимулирование творческой активности:
- поощрение творческой, интеллектуальной и поисково-исследовательской активности детей, приобщение и поиск интеллектуальных сверстников.
- поощряйте активное участие ребенка в приобретении необходимых знаний, умений и навыков;
- проявляйте уважение к его интересам, даже если вы их не разделяете.
Некоторые родители даже не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий.
Н. Роджерс в соответствие с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться:
- я буду внимательно слушать тебя, твои чувства и мысли;
- я услышу твою боль твои мучения, твой гнев, печаль, радость;
- я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе;
- я могу не соглашаться с тобой, но я буду уважать тебя и твою правду (найденную тобой);
- я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой;
- я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой;
- временами я совершаю ошибки, заблуждаюсь, в таких случаях я скажу тебе прямо, скажу «прости».
Процесс воспитания - длительный, требующий много сил, времени. Но не стоит отчаиваться. Затраченная энергия, время, терпение дадут свои плоды, рано или поздно.
Раскрытие одаренности – процесс двухсторонний, дарящий радость познания и творчества, как ребенку, так и родителям. Вы почувствуете, что меняется не только малыш, но и вы сами. Не бойтесь этих перемен, позвольте себе проявить свой творческий потенциал в отношениях с ребенком, настройтесь на творческий поиск.