Любовь Григорьевна Филипских
Огранизация современной образовательной среды в международной практике
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ
Изменение и развитие образовательной среды через оценку качества образования с помощью различных инструментов структурированного наблюдения (шкал) (США, Великобритания, Канада, Швеция, Германия) Основная цель инструментов структурированного наблюдения — это оценка различных аспектов образовательной среды, таких как предметно-пространственная среда, взаимодействие воспитателя и ребенка или педагога и ученика, распределение времени на различные виды образовательной деятельности, а также условий, которые созданы для персонала и родителей. Результаты такой оценки детских садов и школ могут помочь определить ключевые направления для изменения и развития образовательных пространств. На сегодняшний день в международной практике используются следующие инструменты:
Публикация «Огранизация современной образовательной среды в международной практике» размещена в разделах
Так, в серию Environment Rating Scale, разработанную экспертами из Университета детского развития Северной Каролины Т. Хармс, Р. М. Клифордом, Д. Крайер, входят:
• ITERS (Infant/Toddler Environment Rating Scale) — шкалы оценки среды и ухода для малышей;
• ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale) — шкалы комплексной оценки качества дошкольного образования. В настоящий момент существует несколько вариантов инструмента: ECERS-R (базовый вариант); ECERS-E, который разрабатывался специально для лонгитюдного исследования EPPSE о влиянии продолжительности и качества дошкольного образования на академическую успешность в школах Великобритании и снабжен дополнительными модулями вопросов, касающихся грамотности, математики, окружающего мира и индивидуализации образовательного процесса; ECERS 3 — наиболее современный вариант, где полностью исключен опрос воспитателей как источник данных, изменена продолжительность наблюдения (три часа вместо шести, а в разделах, касающихся оборудования и имеющихся в группе учебных материалов, смещен акцент в сторону взаимодействия. Эти изменения явились ответом авторского коллектива на критику и рекомендации по повышению валидности инструмента.
• SACERS (School-Age Care Environment Rating Scale) — шкалы оценки образовательной среды в школах, которые были разработаны в США в ответ на запрос со стороны родительской общественности на работу образовательных организаций в течение полного дня и, соответственно, создание условий для комфортного пребывания, активного времяпровождения и взаимодействия учащихся в пространстве школы.
• FCCERS (Family Child Care Environment Rating Scale) — шкалы оценки среды в семейном воспитании.
Среди инструментов структурированного наблюдения выделяется и методика «CLASS» (Classroom Assessment Scoring System, разработанная специалистами из Университета Вирджинии, которая применяется для наблюдения эффективности взаимодействия учителя и обучающихся в классной аудитории и сосредоточена на взаимодействии, которое направлено на повышение успеваемости ребенка и его социальное развитие. CLASS не оценивает предметно-пространственную среду, а сконцентрирован на характеристиках образовательного процесса, сгруппированных в три области: эмоциональная поддержка; организация работы в группе; инструктивная поддержка.
Как шкалы группы ECERS, так и CLASS широко используются для оценки качества образования в разных странах, прошли апробацию и валидизацию на тысячах групп дошкольников. В России в настоящий момент получила распространение шкала ECERS-R : проведена апробация в Москве и оценка качества образования в 73 субъектах Российской Федерации в 2016–2017 годах.
Все эти инструменты объединяет то, что они дают не только объективные критерии для оценивания среды, но и являются для педагогов своеобразным навигатором качества.
Инновации, лежащие в области дизайна и архитектуры образовательной среды (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Голландия, Австралия и Новая Зеландия). Новые школы в этих странах — это здания будущего, сконструированные и построенные таким образом, что уже само здание вдохновляет на учебу, эффективно включает обучающихся в освоение новых навыков и знаний.
На основе результатов исследований можно выделить следующие факторы, которые важны при проектировании школ и могут влиять на учебный процесс:
• естественность среды : освещение, звуки, температурный режим, качество воздуха, отделка стен;
• персонализация среды : вариативность выбора, гибкость, связность, трансформируемость;
• адекватный уровень стимуляции: сложность среды, цветовые решения, текстуры и ее сенсорные качества.
Barrett, P., Y. Zhang, F. Davies, and L. Barrett (2015a). Clevцer Classrooms : Summary Report of the HEAD Project, University of Salford : Salford.
Взаимосвязь между средой и обучением,влияние физической среды на качество образовательных результатов (Норвегия, Австрия, Австралия Греция, Ирландия, Италия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Люксембург, Россия).
В рамках этого подхода проводятся исследования, направленные на установление взаимосвязи между параметрами физической среды и эффективностью обучения, социального взаимодействия и эмоционального комфорта обучающихся.
Например, исследование Университета Салфорда «Умные классные комнаты», которое посвящено изучению физических характеристик классных комнат в британских школах на академическую успеваемость учеников. По результатам исследования было выделено семь ключевых параметров проектирования/дизайна (свет, температура, качество воздуха, персонализация, адаптивность, сложность и цвет, которые в совокупности объясняют 16 процентов различий в успеваемости учащихся. Это исследование проводилось с использованием наблюдений-обследований, а также анкетирования учащихся.
Опрос как метод для изучения образовательной среды также используется Университетом Мельбурна в Австралии для оценки изменения работы и взаимодействия педагогов в современной образовательной среде. Данные исследования проводятся в рамках проекта "Innovattive Learning Environments and Teacher Change".
На национальном уровне в некоторых странах используется опросник LEEP (Learning Environments Evaluation Programme /Программа оценки сред обучения, разработанный ОЭСР, который:
• собирает доказательную основу того, как физическая среда воздействует на обучение, анализирует существующие исследования и литературу;
• создает рекомендации по наиболее успешным практикам и наборам инструментов, чтобы помочь странам-членам ОЭСР в развитии физической среды обучения, которая удовлетворяет потребности XXI века, предлагает эффективные инвестиционные решения.
Эксперты сходятся во мнении, что эффективная среда обучения должна :
• стимулировать социальное взаимодействие;
• быть инклюзивной и ориентированной на учащихся;
• отражать модели обучения;
• способствовать развитию сотрудничества.
Факторы, способствующие достижению успешных результатов обучения, включают 3 параметра, определяемые в рамках программы LEEP :
• Результативность: создание результативных сред обучения.
• Эффективность: обеспечение более эффективного использования пространства с точки зрения планирования, использования и управления ресурсами и пространством.
• Достаточность: создание достаточных условий для удовлетворения минимальных потребностей пользователей и обеспечения комфортности, доступности, охраны здоровья и безопасности.
В области дошкольного образования также существует большое количество исследований взаимосвязи средовых факторов и формирования когнитивных, регуляторных и коммуникативных способностей. В России в настоящий момент такие проекты проводят Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Московский городской педагогический университет в рамках грантового проекта Российского научного Фонда.