Олеся Ушницкая
Консультация логопеда «Постановка звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка звука [ С ]
1-й способ. Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.
2-й способ. Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто, но знание этого способа не помешает любому логопеду. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг - звук С. Самая большая сложность - обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.
Публикация «Консультация логопеда „Постановка звуков“» размещена в разделах
3-й способ. Постановка звука С при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук С.
4-й способ. При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.
5-й способ. Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцовПри данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т. д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).
6-й способ. При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов - принимает положение, как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
7-й способ. При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука (с, обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук (с) : пропеть песенку насоса, водички, ветерка.
8-й способ. При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука (С). Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук (С).
9-й способ. При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.
10-й способ. При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук (Ф, просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть дуть на него со звуком (Ф, постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.
11-й способ. При призубном парасигматизме правильного звучания звука (С) добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука (С) взрослым, а потом им самим.
12-й способ. При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук (Ф) и добиваться правильного звучания звука (С).
Постановка звука [ 3 ]
При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при звуке «С». Но этот звук «3» звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. он произносится с голосом. Эго нужно объяснить ребенку и на слух, и на тактильное ощущение, т. е. положить руку ребенка на гортань и произнести поочередно звуки «С» и «3». При звуке «3» ребенок будет ощущать вибрацию гортани. Учимся подражать комарику. Комарик летел и протяжно звенел - «33333».
Для правильного подражания нужно: обнажить все зубки в «улыбке», расстояние между зубов примерно 2 мм, кончик языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, выдыхаемая струя идет точно посередине передних резцов на кончик языка, при этом участвует голос. Можно сначала начать от «И» плюс «С», а затем включаете голос - «ИСЗЗ». Вначале берется гласный «И», потому, что при звуке «И» кончик языка рефлекторно принимает изначальное положение, как при «С» или «3», и при этом на кончике языка возникает канальчик, по которому на передние зубы движется воздушная струя. Можно и от сочетания «ПИС». Взрывной звук «П» создает дополнительное давление и это помогает ребенку сильнее ощущать воздушную струю. Ребенок контролирует ее тыльной стороной ладони. В этом сочетании звук «С» заменить на «3». Попеременно изображать и подражать то «птичке», то «комарику». Когда ребенок научится правильно изолированно произносить звук «3», то можно приступать к его закреплению.
Постановка звука [ Ц ]
При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подается на передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони. Струя воздуха холодная и трется о передние зубы. Теперь пробуем с ребенком подражать «лопнувшему» шарику: «Т-сссс». Звук «Ц» состоит из двух: «Т» плюс «С». Если ребенок произносит эти звуки правильно и легко, то затруднений это не вызовет. Необходимо обязательно следить за «улыбкой» - зубки обнажать и верхние, и нижние. Кончик упирается в нижние зубки. Учим ребенка быстро производить смычку. Можно пользоваться термином «постреляй»-тс-тс. Звук «С» не тянется в этом случае. Он как и «Т» произносится отрывисто. Но когда у нас «лопнул» шарик, в этом случае можно «С» потянуть. Это делается для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал струю воздуха и сам звук. Нужно помнить, что иногда можно получить звук «С» от «Ц» при его длительном произношении: Ц=Т+ Ссссссс и отдельно его закрепляем. Когда звук «Ц» ребенок произносит четко и изолированно, то приступаем к его автоматизации. Если не получается, то продолжайте, играя, подражать.
Когда ребенок правильно изолированно произносит звук «Ц», то приступаем к его автоматизации.