МААМ-картинки

Консультация «Взаимодействие воспитателя и логопеда»

Олеся Чепорнюк
Консультация «Взаимодействие воспитателя и логопеда»

Взаимодействие воспитателя и логопеда

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.

2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта (технология взаимодействия).

Публикация «Консультация „Взаимодействие воспитателя и логопеда“» размещена в разделах

3. Разграничить зоны ответственности логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

1. Взаимодействие логопеда и воспитателей при диагностике, определе-ние объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

2. Взаимодействие логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

3. Функционал логопеда и воспитателей.

4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию логопеда и воспитателей ДОУ.

Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия : диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Воспитатель логопед

Проводит диагностику общего развития.

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из ос-новных коррекционных задач. Проводит ежегодное комплексное логопеди-ческое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:

• в «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные

• в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними,

• - «таблицах взаимодействия», где от-ражен уровень развития структурных компонентов речи;

• - в «Листах учета результатов обследования детей», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия, лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

Коррекционная работа

Воспитатель Логопед

Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и ар-тикуляционной моторики.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Профилактическая работа

Воспитатель Логопед

Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостат-ков. Отслеживает соответ-ствие развивающей среды возрастным потребностям детей.

Дает рекомендации вос-питателям по ее обогаще-нию.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике

1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу - схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав «группы риска».

4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,

в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов «Логопедическая тропинка» и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада

• Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя : совмещение программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;

• отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;

• сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;

• отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;

• невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

• повышение эффективности коррекционно-образовательной работы

• исключение дублирования воспитателем занятий логопеда

• оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов

воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспи-тателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Воспитатель Логопед

Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их зада-чи соотносятся с задачами логопе-дического занятия. Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.

Формирует у детей необходи-мый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Проводит основную словарную работу

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспита-тель знакомит детей с новыми словами,уточняет их значе-ние, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводиткоррекционно-развивающие речевые упражнения исо-вершенствует имеющиеся у детей рече-вые навыки.

Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться.

Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей. Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

Формирует технические и изобра-зительные навыки На подгрупповых заняти-ях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.

Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата еже-дневно при помощи комплекса ар-тикуляционных упражнений. Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражне-ний, предоставляет их воспитателю для закрепления.

Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью поте-шек, скороговорок. Ставит и вводит в речи зву-ки, подготавливает речевой матери-ал для автоматизации звуков воспитате-лем.

Закрепляет навыки по связной ре-чи с помощью стихотворений и т. п. Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем.

Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;

• пополняет, уточняет и акти-визирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;

• контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;

• при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда. На фронтальных занятиях формулирует темы;

• отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,

• обучает элементам грамоты,

• одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Руководит работой воспитателя по рас-ширению, уточнению и активизации сло-варного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Функционал логопеда :

• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Работа по коррекции звукопроизношения.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

• Работа по коррекции слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал воспитателя :

• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по теку-щей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, тек-стов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и со-ставлением всех видов рассказывания).

• Закрепление навыков чтения и письма.

• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формы взаимодействия

Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей. Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.

Интегрированные занятия с музы-кальным руково-дителем Интегрированные занятия с ин-структором по ФИЗО Интегрированные занятия с педаго-гом- психологом Итоговое за-нятие

Логоритмика с детьми второй младшей группы Оздоровительная и речевая гимнастика Профилактика и коррекция речевого развития и эмоциональной сферы детей Специалисты, воспитатели и родители

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

• проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера

• использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня

• использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

• использование новых моделей компьютера

• работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)

• проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд

• включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Самоанализ воспитателя Тема: «взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников» Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей.

Взаимодействие логопеда и воспитателя. Направления работы Задачи Игры, упражнения, лексика. общие речевые навыки 1. Развивать артикуляционную моторику. 2. Развивать плавное дыхание.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по повышению речевой компетенции детей средней группы Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «В гостях у Лесовичка» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная,.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников Развитие речи дошкольников - необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физкультуре Движение – это укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и их исцеление. Чем разнообразнее движения, тем больше информации.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми 1 слайд Горшкова Любовь Владимировна учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №17» Пед. стаж : 15 лет. Категория: первая. 2 Слайд -Недооценка.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего речевые нарушения Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимодействие воспитателя и логопеда»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 10:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД